Образовательное партнёрство семьи и школы -как условие эффективности образовательного процесса
Семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Л. А. Кассиль
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО –
(англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
(И.А. Хоменко)
Субъекты образования
- учащиеся
- их семьи
- профессиональное сообщество преподавателей
Семья – это первый
устойчивый коллектив
в жизни маленького
человека
Каким вырастет ребёнок,
во многом определяется
его положением в системе
семейных отношений.
Качество образования – это
соотношение цели и результата
образовательной деятельности.
Качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. Незавершенность этого процесса - фактор, постоянно тревожащий педагогов.
Проблема социального партнёрства – построение полномочных отношений между школой и родителями
Это такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются качеством образования
Три основных составляющих взаимодействия семьи и школы
Составляющие
взаимодействия
Информирование родителей
Педагогическое корректирование
складывающихся отношений
между детьми и взрослыми .
Практическое взаимодействие
Категории родителей по степени активности
- Социально активные
- Ограниченно заинтересованные
- Индивидуально активны
- Незаинтересовано – пассивные
Направления совместной деятельности родителей и школы
- 1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении
- 2. Ознакомление родителей (их законных представителей) с законами, защищающими семью и ребенка,
- 3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде оставляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации.
- 4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки.
- 5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка.
Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это « воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте.
В настоящее время мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья.
Семья и школа – это те общественные институты, в которых дети познают ценности и ожидания своего общества,
нормы поведения в нём.
По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты .
У школы несколько иные функции.
Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор. И воспитание детей в школе не должно подменять родительского воспитания. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении детей.
Приходится отмечать, что происходит разрушение семьи в традиционном понимании.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин.
- 1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.
- 2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
- 3. Основательно утрачены традиции народной педагогики , которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
- 4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум или высокие доходы)
- 5 . Гипертрофированная политизация общества , когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
Инновационные формы работы
- компьютерные телекоммуникации;
- Интернет ;
- общественное экспертное сообщество состоящее из родителей, учащихся, общественных организаций,пед.коллектива;
Работа с родителями
Партнёрские отношения с родителями – есть отношения с разделённой ответственностью за конечный результат
Три этапа построения партнёрских отношений:
- Знакомство;
- Совместная деятельность;
- Партнёрство .
Психотерапевтическая
поддержка родителей
Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности – психотерапевтическая
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
Выставки, творческие конкурсы, праздники, походы, дни открытых дверей
Встречи, беседы, экскурсии, родительские собрания, анкетирование
Сегодня не нужно доказывать, что школа нуждается в активной деятельности родителей , в создании общественной родительской организации, которая может и должна стать её постоянным социальным партнёром.
Но активный поиск форм вовлечения родителей в реальный, неформальный процесс управления образованием заставляет сделать вывод: организовать родительское сообщество непросто, потому что развитию партнёрских отношений между семьёй и школой мешает пассивность родителей
Родительские собрания в школе – один из вернейших способов налаживания этого партнёрства и создание условий для успешной профилактики многих проблем , появляющихся у ребенка, как в школе, так и дома, а так же для уже существующих. От тесного контакта родителей с педагогами, активного сотрудничества выигрывают, прежде всего, наши дети. Но родители не торопятся помочь учителю. Не желая усложнять себе жизнь, предпочитают оставаться в стороне.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации.
В чём же состоит назначение родительского собрания?
Собрание является чуть ли не единственным источником информации для педагогического коллектива об образовательных запросах родителей, степени их удовлетворённости условиями пребывания детей в школе, качеством предоставляемых образовательных услуг, семейных ценностях, традициях и нравственных нормах. Встречи с родителями помогают школе утвердиться в правильности выбранных направлений развития и успешнее конкурировать с другими школами на рынке образовательных услуг.
Родительское собрание – мостик, который соединяет всех участников воспитательного процесса.
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.
Ю.П. Азаров
Спасибо за внимание!