Передовой опыт по организации самоуправления
Игорь Петрович Иванов Коммунарская методика
Доктор педагогических наук, академик РАО, основоположник «Педагогики сотрудничества», автор методики КТД (коллективной творческой деятельности), инициатор социально-педагогического движения «коммунаров».
По Иванову воспитание – это процесс…
- Целостный, а не «дробный»;
- Творческий, а не односторонне-опекающий;
- Деятельный, а не развлекательный.
Р ебят – с первого класса по выпускной – учат коллективному общественному творчеству. Основное правило: «Всё творчески, иначе зачем?».
Чрезмерная опека
Подача готовых жизненных знаний
Методика коллективной творческой деятельности
- деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.
Виды коллективных творческих дел
Трудовые
Познавательные
Художественные
Спортивные
Общественно-политические
Организаторские
Этапы подготовки и проведения КТД
1 этап
2 этап
Этап осуществления
Этап задумки, накопления идей, выдвижение целей и задач, доведение их до принятия каждым участником
Этап начальной организации
Этап осмысления и понимания идеи
Этап подведения итогов
Этап распределения поручений группам
(афиши, театрализация, пригласительные билеты, письма – атмосфера ожидания)
(Собрание коллектива: что получилось, а что нет, какие ресурсы задействовать в следующий раз, планирование на будущее).
(продажа идей, мозговой штурм, коллективное общение)
(отбор идей, выбор актива, определение задач и функций каждого члена совета, участников, приглашенных гостей)
(жеребьевка, инициативы, коллективное определение; подготовка атрибутики и костюмов, музыкального, кино-, видеосопровождения)
(Выступление, субботник, соревнование, праздник)
3 этап
4 этап
5 этап
6 этап
Федор Федорович Брюховецкий Дежурные классы
Советский педагог, директор школы, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук
История вопроса
- Воспитательная система школы Федора Федоровича Брюховецкого начала складываться в годы Великой Отечественной войны.
- Основная идея – включить детей в интересную коллективную жизнь.
Основной целью воспитания учащихся Брюховецкий ставил сплочение целостного коллектива на основе совместной творческой деятельности и "перспективы завтрашней радости".
Проблемные вопросы, стоявшие перед Ф.Брюховецким
- проблема педагогического коллектива;
- проблема структуры и самоуправления детского коллектива;
- проблема накопления опыта коллективных действий и коллективных переживаний;
- проблема закрепления опыта коллективной жизни в традициях.
Как решили проблему педагогического коллектива?
- Взаимо зависимость, взаимо контроль, взаимо поддержка.
- Акцент на овладение навыками и знаниями организации воспитательной работы (выдержка, такт, сдержанность и умение предвидеть результат своей работы)
- Педагогический совет – инструмент для познания и повышения профессионального мастерства.
Как решили проблему структуры и самоуправления детского коллектива?
- Создания здоровых классных коллективов, ученического актива;
- установления правильных взаимоотношений между активом и классным руководителем, а также между ними и классом в целом;
- появление «дежурных» классов.
Общешкольный актив
Классный руководитель
Актив класса
Ученики
Как решили проблему накопления опыта коллективных действий и коллективных переживаний?
- Формирование коллективного самосознания , чувства ответственности за общее дело и совместный труд;
- понимание учеником «общности и масштабности» дела, значения его вклада как личности;
- абсолютный приоритет знаний и навыков.
Как решили проблему закрепления опыта коллективной жизни в традициях?
- Создание праздников и общих традиций:
- Праздник Труда День памяти учителей и учеников, погибших в годы Великой Отечественной войны Праздник «За честь школы!» Фестивали самодеятельности «Умелые руки не знают скуки»
- Праздник Труда
- День памяти учителей и учеников, погибших в годы Великой Отечественной войны
- Праздник «За честь школы!»
- Фестивали самодеятельности «Умелые руки не знают скуки»
Юлий Михайлович Цейтлин Коллективная познавательная деятельность
Заслуженный педагог, награжден медалью «За отвагу», ветеран Красной Пресни
Познавательная деятельность учащихся
Групповая форма работы
КОНСУЛЬТАНТ
- Умение самостоятельно добывать знания
- Взаимное комментирование
- Сотрудничество с учителем
Преимущества
- Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться, задействованы все;
- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Коллективное познание
- Оживляет процесс
- Стимулирует развитие познавательного интереса у учащихся
- Делает более прочными их знания
- Гуманизирует отношения между детьми
Познавательная деятельность учащихся
Групповая форма работы
КОНСУЛЬТАНТ
по математике
КОНСУЛЬТАНТ
по биологии
КОНСУЛЬТАНТ
по физике
- Сочетание временных и постоянных поручений –важное условие, соблюдение которого поддерживало у детей желание участвовать в деятельности познавательного характера.
- Смена поручения считалась нормой, конфликтов на этой почве обычно не возникало.
- Появление в школе института консультантов придавало воспитательной системе большую устойчивость, поскольку их работа пронизывала все сферы школьной жизни.