Жмыхова Марина Валентиновна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Школа №7» г. Курчатова Курской области
Опыт работы по теме:
Виды работ по формированию навыка выразительного чтения у школьников с нарушением интеллекта
.
Проблема
Приёмы формирования навыков выразительного чтения обучающихся с ОВЗ в процессе работы над литературными произведениями на уроках чтения.
Цель: выявить особенности выразительности чтения у учащихся с нарушением интеллекта, разработать методы и приёмы работы направленные на формирование выразительности чтения у обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить основные черты и особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
2. Выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения у учащихся школы для детей с ОВЗ.
3. Подобрать и систематизировать теоретический материал, показать его практическое применение.
4. Разработать методические приемы формирования выразительного чтения на уроках чтения.
Предмет исследования – приёмы формирования навыков выразительного чтения у обучающихся с ОВЗ в процессе работы над литературными произведениями.
Объект исследования – процесс формирования навыков выразительного чтения школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Гипотеза исследования: формирование навыков выразительного чтения обучающихся с ОВЗ будет эффективным, если:
1) в процессе работы над литературными произведениями уделять внимание как технической, так и смысловой стороне;
2) систематически включать в деятельность на уроке чтения упражнения на тренировку речевого дыхания, темпа речи, выделения логических пауз, логическ ого ударения, выработку правильной интонации.
"Технологии никогда не заменят учителя. Но учитель, эффективно применяющий технологии для развития своих учеников, заменит того, кто ими не владеет»
(Шерил Нуссбаум-Бич)
Методы и приёмы предложенные
А. Н. Корневым Г. Г. Мисаренко О. А. Андреевым Л. Н. Хромовым
Аутогенная тренировка
Формулы самовнушения
Мне легко учиться быстро читать.
Я внимателен.
Я справлюсь.
Я читаю хорошо!
в-о-т--к-а-к--ч-и-т-а-е-т--ч-е-л-о-в-е-к--с-у-з-к-и-м--о-х-в-а-т-о-м-у-г-л-о-м--з-р-е-н-и-я
Расширяем поле зрения
Таблицы Шульте
7
4
5
1
2
8
6
3
Игры
сл о н
“ Буксир”
«Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре. Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идет в вашей голове».
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Аргументы в пользу чтения
Гуляя сегодня с Зиночкой по лсеу , мы наблире на старый пнеь , весь покрытый, как швейцарский рсы , дырочками. Пнеь казался ончеь прочным, и ночЗика моя уселась на него отнудохть . Только ласе – перегородки мдежу дырочками под её южестьтя разрушились, и енпь под ней осел, как кадушпо .
1.На келыбар
- Ртеяба пшоли ливоть рбыу. аСаш ёсн учодки. Клоя и Аилк влзяи тьес. аСаш мойпал тьяп окенуй. Клоя пмойал лщикеа. Алкиу плапося мкалиеньй касарь.
2.никУче
- реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
капуста
ода
стакан
аптека
кара
Аня
ара
ягода
сирень
год
Найди все слова и запиши. Здесь 10 слов, + да, Ра, ар, си, кар, пуст
1. На рыбалке
- Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.
- 2. Ученик
- Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
Метельпересталабуянить. Новетерпродолжался. Мывсевышлиразмяться.
Разделим слова. Формирование языкового анализа и синтеза.
В еинвад анемерв алиж акшувед. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. алоЗ ьсалапыссар мат, и оп убен алгелорп яандзевз агород.
С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Сидит он и думает: "Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!"
А сестрёнка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: "Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!"
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: "Дай мне попить, Юра!"
- Пошёл вон! Не мешай думать!
Чтение с помощью «решетки». Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Ученики, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перегородками участки строки, восстанавливая смысл.
Зайцы по ночам кормятся корой деревьев. Ночью они прокладывают по снегу глубокий след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы. Если бы заяц ходил прямо, то утром его поймали по следу.
Наступила осень.
Падают
листья.
Становится все холоднее.
Солнце
прячется
за серыми
тучами.
Льют осенние
дожди,
ливни.
слово
чтение
Сначала прочитайте слова, затем «Чтение по кругу»
Памятка
Как подготовиться к выразительному чтению
1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3.Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.
6.Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
Сводная таблица по итогам контроля измерений уровня навыков чтения в 5-8 классах за сентябрь 2022 года
Клас-сы
Кол-во учащихся
в классе
5
Понимание смысла прочитанного
6
3
проверено
понимают
4
3
7
3
4
не совсем понимают
3
8
4
не понима-ют
Выразительность чтения
3
8
2
18
соблюдают интонацию
8
не соблюдают интонацию
2
Правильность чтения
18
8
17
3
1
1
без ошибок
1-2 ошибки
1
2
2
1
1
3-5 ошибки
1
2
8
6 и более ошибок
2
15
Темп чтения
2
выше нормы
3
4
норма
4
1
10
1
2
7
ниже нормы
по сло-гам
1
2
2
1
1
8
1
12
1
1
5
1
Спасибо за внимание