СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к заключительному уроку по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к заключительному уроку по роману  в стихах  А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к заключительному уроку по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.»

ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска Заключительный урок.  Подготовка к сочинению по роману  А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Разработал учитель русского языка и литературы Дермелева С. А.

ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска

Заключительный урок. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Разработал учитель русского языка и литературы Дермелева С. А.

«ОНЕГИН» ЕСТЬ САМОЕ ЗАДУШЕВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПУШКИНА… ЗДЕСЬ ВСЯ ЖИЗНЬ, ВСЯ ДУША, ВСЯ ЛЮБОВЬ ЕГО; ЗДЕСЬ ЕГО ЧУВСТВА, ПОНЯТИЯ, ИДЕАЛЫ.  (В. Г. БЕЛИНСКИЙ)

«ОНЕГИН» ЕСТЬ САМОЕ ЗАДУШЕВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПУШКИНА… ЗДЕСЬ ВСЯ ЖИЗНЬ, ВСЯ ДУША, ВСЯ ЛЮБОВЬ ЕГО; ЗДЕСЬ ЕГО ЧУВСТВА, ПОНЯТИЯ, ИДЕАЛЫ. (В. Г. БЕЛИНСКИЙ)

Жанр – роман в стихах   Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Первый реалистический роман в русской литературе Пушкин отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.

Жанр – роман в стихах

Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику.

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.

Первый реалистический роман

в русской литературе

Пушкин отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.

История создания   Роман создавался с 1823 по 1831гг. (Пушкин работал над романом 7 лет 4 месяца 17 дней) Завершил работу над

История создания

  • Роман создавался с 1823 по 1831гг. (Пушкин работал над романом 7 лет 4 месяца 17 дней)
  • Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г. В 1833 впервые вышел в свет полным изданием.
  • Охватывает события с 1819-1825г. (времена правления Александра I )
  • В романе время создания, и время действия в романе примерно совпадают.
  • Публиковался отдельными главами. Роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Каждая глава романа, как бы воспроизводит различные аспекты русской жизни.
«Собранье пестрых глав»  Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» Со страниц романа мы узнаем :  О воспитании детей в дворянской семье; О моде в высшем свете; Об образовании; О культуре, репертуаре театров; О высшем свете Петербурга; О патриархальной Москве; О жизни провинциальных помещиков; О деталях быта.

«Собранье пестрых глав» Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни»

Со страниц романа мы узнаем :

  • О воспитании детей в дворянской семье;
  • О моде в высшем свете;
  • Об образовании;
  • О культуре, репертуаре театров;
  • О высшем свете Петербурга;
  • О патриархальной Москве;
  • О жизни провинциальных помещиков;
  • О деталях быта.
  Особенности сюжета   ТАТЬЯНА ОНЕГИН АВТОР ЛЕНСКИЙ ОЛЬГА

Особенности сюжета

ТАТЬЯНА

ОНЕГИН

АВТОР

ЛЕНСКИЙ

ОЛЬГА

Итак, она звалась Татьяной.  Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей …  Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.  В основе ее мира – народная культура. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая натура с богатым внутренним миром.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей …

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

В основе ее мира – народная культура. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая натура с богатым внутренним миром.

Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? Простонародное имя Связь с природой Деревенский мир с рассказами и сказками Любовь к книгам Мечтательность, одухотворенность Сосредоточенность на внутренних движениях души

Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»?

  • Простонародное имя
  • Связь с природой
  • Деревенский мир с рассказами и сказками
  • Любовь к книгам
  • Мечтательность, одухотворенность
  • Сосредоточенность на внутренних движениях души
Татьяна и Ольга Ларины

Татьяна и Ольга Ларины

Подумай! В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Что было в Ольге? А чего не было? Чего не было В Татьяне? А что было?

Подумай!

  • В чем своеобразие характеристики сестер Лариных?
  • Что было в Ольге? А чего не было?
  • Чего не было В Татьяне? А что было?
Главный герой романа.  Евгений Онегин Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию; Внешностью подобен «ветреной Венере»; Эгоист и скептик с острым и злым языком; по мнению света «умен и очень мил»; Быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, самом себе; Знаток «науки страсти нежной», но сумел разглядеть в Татьяне её глубину, непохожесть на других; В нем сложное переплетение «старого» и «нового»: боится «мнения света», которое сам же так презирал. «Друзья Людмилы и Руслана!  С героем моего романа  Без предисловий сей же час  Позвольте познакомить вас…»

Главный герой романа. Евгений Онегин

  • Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию;
  • Внешностью подобен «ветреной Венере»;
  • Эгоист и скептик с острым и злым языком; по мнению света «умен и очень мил»;
  • Быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, самом себе;
  • Знаток «науки страсти нежной», но сумел разглядеть в Татьяне её глубину, непохожесть на других;
  • В нем сложное переплетение «старого» и «нового»: боится «мнения света», которое сам же так презирал.

«Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий сей же час Позвольте познакомить вас…»

Действующие лица Онегин и Ленский. Эпизоды: Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных, Визит Ленского к Онегину, Именины Татьяны, Дуэль (Ленский погибает). Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных, Визит Ленского к Онегину, Именины Татьяны, Дуэль (Ленский погибает). Владимир Ленский – вольнолюбивец, романтик, «полурусский» (не имеет русского жизненного опыта), живет в иллюзорном мире.

Действующие лица

Онегин и Ленский.

Эпизоды:

  • Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных, Визит Ленского к Онегину, Именины Татьяны, Дуэль (Ленский погибает).
  • Знакомство в деревне,
  • Разговор после вечера у Лариных,
  • Визит Ленского к Онегину,
  • Именины Татьяны,
  • Дуэль (Ленский погибает).

Владимир Ленский – вольнолюбивец, романтик, «полурусский» (не имеет русского жизненного опыта), живет в иллюзорном мире.

Сюжетные линии романа   Онегин – Ленский «Он слушал Ленского с улыбкой, Поэта пылкий разговор, И ум, ещё в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину всё было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал: глупо мне мешать Его минутному блаженству…» «волна и камень»,  «лёд и пламень»

Сюжетные линии романа

Онегин – Ленский

«Он слушал Ленского с улыбкой,

Поэта пылкий разговор,

И ум, ещё в сужденьях зыбкой,

И вечно вдохновенный взор,-

Онегину всё было ново;

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству…»

«волна и камень»,

«лёд и пламень»

Подумай! Способен ли Онегин на высокую дружбу? А Ленский? Кто в этой дружбе «ведущий»? Почему сдружились Онегин и Ленский? Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет?

Подумай!

  • Способен ли Онегин на высокую дружбу?
  • А Ленский?
  • Кто в этой дружбе «ведущий»?
  • Почему сдружились Онегин и Ленский?
  • Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет?
Сюжетные линии романа   Онегин – Татьяна Знакомство с Татьяной Разговор с няней Письмо Татьяны к Онегину Объяснение в саду Сон Татьяны. Именины Посещение дома Онегина Отъезд в Москву Встреча на балу в Петербурге через 2 года Письмо к Татьяне (объяснение) Вечер у Татьяны Знакомство с Татьяной Разговор с няней Письмо Татьяны к Онегину Объяснение в саду Сон Татьяны. Именины Посещение дома Онегина Отъезд в Москву Встреча на балу в Петербурге через 2 года Письмо к Татьяне (объяснение) Вечер у Татьяны

Сюжетные линии романа

Онегин – Татьяна

  • Знакомство с Татьяной Разговор с няней Письмо Татьяны к Онегину Объяснение в саду Сон Татьяны. Именины Посещение дома Онегина Отъезд в Москву Встреча на балу в Петербурге через 2 года Письмо к Татьяне (объяснение) Вечер у Татьяны
  • Знакомство с Татьяной
  • Разговор с няней
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Объяснение в саду
  • Сон Татьяны. Именины
  • Посещение дома Онегина
  • Отъезд в Москву
  • Встреча на балу в Петербурге через 2 года
  • Письмо к Татьяне (объяснение)
  • Вечер у Татьяны
В центре романа – любовная интрига, вечная проблема чувства и долга «Я к вам пишу – чего же боле? Что я ещё могу сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать, Но вы к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня…»  Татьяна Ларина  в любви

В центре романа – любовная интрига, вечная проблема чувства и долга

«Я к вам пишу – чего же боле?

Что я ещё могу сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать,

Но вы к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня…»

Татьяна Ларина в любви

Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему решилась писать к нему? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны?

Подумай!

  • Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина?
  • Почему решилась писать к нему?
  • Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны?
«Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймёт: К беде неопытность ведёт…» Онегин и Татьяна   «Мне ваша искренность мила, Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства»

«Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймёт:

К беде неопытность ведёт…»

Онегин

и

Татьяна

«Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства»

ИГРА

ИГРА

"Лови ошибку"

Характеристика Онегина

Онегин принадлежит к помещичьему сословию.

Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Идеал Онегина – вечная любовь и святая дружба до гроба. Онегин – поэт, романтик, мечтатель.

Отношение Евгения к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма. Онегин считает, что жизнь лишена смысла, пуста.

ИГРА «Лови ошибку» Характеристика Татьяны Татьяна Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Татьяну Ларину устраивали происходящие вокруг неё события. Ей нравилось всё, что было присуще обществу того времени: светские разговоры, шумные балы, кокетство, флирт, веселье и праздность. Она умеет любить по-настоящему. Но любовь для неё – это не только чувства, это ещё и ответственность и долг. Татьяна - идеал для А.С. Пушкина.

ИГРА

«Лови ошибку»

Характеристика Татьяны

Татьяна Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная.

Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять.

Татьяну Ларину устраивали происходящие вокруг неё события. Ей нравилось всё, что было присуще обществу того времени: светские разговоры, шумные балы, кокетство, флирт, веселье и праздность.

Она умеет любить по-настоящему. Но любовь для неё – это не только чувства, это ещё и ответственность и долг.

Татьяна - идеал для А.С. Пушкина.

Домашнее задание Написать сочинение на одну из предложенных тем: Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).  2. «Я так люблю Татьяну милую мою». А.С. Пушкин. 3. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 4. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

  • Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

2. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А.С. Пушкин.

3. Особенности жанра и композиции романа

А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

4. Моё мнение об Онегине. (По роману

А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Порядок работы над сочинением Выбираете тему. Подбираете материал по теме. Пишете вступление (общее). Пишете основную часть ( ваши рассуждения , цитаты) . ПО ТЕМЕ!  Заключение (по теме). Проверка черновика (что лишнее, чего, наоборот, не хватает для раскрытия темы). Проверяете орфографию и пунктуацию. Переписываете, если это необходимо, второй раз. Как составить план сочинения І. Вступление (коротко, на полстранички). ІІ. Основная часть (полторы – две страницы страницы) :  ваши рассуждения , мысли по теме, подкреплённые цитатами из текста . !Цитируйте основные эпизоды из текста, которые раскрывают характер главных героев! в этой части вы можете использовать выдержки из конспектов, цитировать статьи учёных (С. М. Бонди, В. Г. Белинский). ІІІ. Заключение (ваши мысли и чувства по выбранной вами теме, 2/3 странички).   Памятка по написанию  сочинения

Порядок работы над сочинением

  • Выбираете тему.
  • Подбираете материал по теме.
  • Пишете вступление (общее).
  • Пишете основную часть ( ваши рассуждения , цитаты) . ПО ТЕМЕ!
  • Заключение (по теме).
  • Проверка черновика (что лишнее, чего, наоборот, не хватает для раскрытия темы).
  • Проверяете орфографию и пунктуацию.
  • Переписываете, если это необходимо, второй раз.

Как составить план сочинения

І. Вступление (коротко, на полстранички).

ІІ. Основная часть (полторы – две страницы страницы) :

ваши рассуждения , мысли по теме, подкреплённые цитатами из текста .

!Цитируйте основные эпизоды из текста, которые раскрывают характер главных героев!

в этой части вы можете использовать выдержки из конспектов, цитировать статьи учёных (С. М. Бонди, В. Г. Белинский).

ІІІ. Заключение (ваши мысли и чувства по выбранной вами теме, 2/3 странички).

Памятка

по написанию

сочинения

Вы написали черновик. Прочитайте первый вариант сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении (лишнее). Дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно. Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления. Обратите внимание на строение предложений: не используйте слишком сложные конструкции  Обратите внимание на знаки препинания при однородных членах! [  O , O  ] . [  O , а O  ] [  O , но O  ] [  O и O  ] [ и O , и O  ] [ обоб. слово : O , O , O  ]  Обратите внимание на знаки препинания при причастных, деепричастных оборотах, ССП, СПП.

Вы написали черновик.

  • Прочитайте первый вариант сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль?
  • Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении (лишнее).
  • Дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  • Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления.
  • Обратите внимание на строение предложений: не используйте слишком сложные конструкции
  • Обратите внимание на знаки препинания при однородных членах!

[ O , O ] .

[ O , а O ]

[ O , но O ]

[ O и O ]

[ и O , и O ]

[ обоб. слово : O , O , O ]

  • Обратите внимание на знаки препинания

при причастных,

деепричастных оборотах,

ССП,

СПП.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!