Учитель начальных классов
МОУ Добромысловской СОШ
Исакова Галина Ивановна
Основная цель обучения-
научить каждого ребёнка
- свободно;
- уверенно;
- лексически;
- грамматически и интонационно грамотно строить устные монологические высказывания в определённой речевой ситуации;
- адекватно воспринимать обращенную к нему речь;
Формирование планирующей функции
речи
- развития словесного опосредствова-
ния;
- развития словесной регуляции действий;
- подведение итога выполненному действию;
Медуза-балерина
Задачи художественно-творческого развития. Создание выразительного образа медузы в сравнении с танцующей балериной в «юбочках». Создание композиции «Медузы танцуют».
на листе бумаги цвета морской волны рисуем «юбочку» - купол медузы
берём краску другого цвета или оттенка и рисуем вторую «юбочку»
рисуем еще несколько волнистых «ножек» -наша медуза танцует
проводим из-под «юбочки» волнистую линию - одну «ножку»
дополняем картинку по своему желанию, рисуем ещё одну медузу
берём тонкую-тонкую кисточку и украшаем «юбочки» медузы
Развитие монологической речи
- дидактические игры
- игры – драматизации
- сюжетно – ролевые игры
К особенностям диалогического поведения учащихся можно отнести:
- Трудности вступления в диалог;
- Непродолжительность диалога;
- Однообразие речевого выражения;
- Низкую эмоциональность;
- Недостаточное соблюдение норм речевого этикета;
- Слабую интенсивность мимики, жестикуляции;
- Отсутствие или недостаточность коммуникативной приветливости;
- Зависимость от коммуникативного
поведения собеседника и др.
«где теленок? не пойму? — замычит корова: « му-у-у ».
ПОМИДОР
На троне
В зеленой короне
Царь сидит на припеке,
И лоснятся от важности красные щеки.
Ветер поднялся,
Трон зашатался,
Царь удивился,
С трона свалился.
АРБУЗ
Ты отлично с ним знаком –
С полосатым толстяком.
Ну, попробуй
Подними,
Тяжелее гири!
На весах –
Он один,
А гири четыре
1 кг
1 кг
1 кг
1 кг
Основные цели передачи информации
- Сообщение о действии и его развитии (повествование)
- Сообщение о признаках предмета или явления (описание)
- Сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение)
Летом заяц ест разную травку, очень любит морковку и капусту
А это петушок. Посмотри какой у него гребешок .
Одна корзинка пустая , а другая – полная .
Осенью срывают яблоки. Это яблоко. Яблоко зеленое. Это фрукт .
Чтобы эффективно решить проблему
коррекции нужно включать в активную
работу большее количество анализаторов
каждого ученика, создавать ситуации, при
которых интенсивно работают психические
функции .
Пин любит чертежи и схемы. Разберитесь в его схемах.
Запомни, к какой картинке какую схему начертил Пин.
Вспомни, к какой схеме какой был предмет.
Включение в урок специальных
коррекционно-развивающих упражнений,
физминуток для развития восприятия,
внимания, памяти, мышления,
эмоционально-волевой сферы :
- развивающие вопросы и задания;
- алгоритмы;
- картинный и словесный планы;
- меловые рисунки и иллюстрации;
- наглядный и раздаточный материал;
- элементы игры;
- ролевое чтение и инсценировка;
Важно в ситуации неуспеха подсказать
целесообразные приёмы заучивания
и припоминания материала, помочь
сформировать сложные навыки,
используя на уроках:
по чтению:
а) заучивание стихов по меловому
рисунку на доске;
б) по иллюстрациям, которые
помогают запомнить
в) по рисунку детей,
без рисунка учащиеся затрудняются
представить описываемый процесс;
г) коллективное составление планов
для пересказа;
д) использование уроков ИКТ;
По дороге зимней скучной...
Наши успехи
Формирование планирующей функции речи:
1 класс
- Словесное опосредствование
- Словесная регуляция действий
- Подводить итог работы
2 класс
Испытывали большие затруднения, не проявляли интереса
Отсутствие умений планировать свою работу
Начатое задание чаще всего не доводили до конца, однообразие речевого выражения
Положительная мотивация к развитию речи с использованием ИКТ.
Обращаются за помощью в момент затруднения, частично применяют алгоритм.
Положительно воспринимают похвалу, проявляют интерес
к своей работе
Применение основных целей передачи информации:
действия;
признаки;
рассуждения
Игровая деятельность
Применение словесного плана
в форме вопросов.
Ответы неполные,
беден словарный запас слов.
Отсутствие планирования предстоящей деятельности во взятой роли, отказ от роли.
Частичное составление коллективного
графического плана; применение, памяток
с помощью учителя; проявление
интереса, активности
К предметным, сюжетным картинкам.
Развитие эмоциональности.
Вступают в непродолжительный диалог, проявляют интерес к обыгрыванию корот-ких ролей в малом кругу детей.
Вывод:
Любой метод с включением в
него специальных приёмов обучения
приобретает коррекционную направленность.
На уроках, на экскурсиях редко используется
какой-то один метод. Успех коррекционного
обучения зависит от удачно выбранной
комбинации приёмов, методов обучения
и их взаимного проникновения
(координация движений, ориентировка в
пространстве,
зрительное и слуховое восприятие),