Формирование навыков смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности
заседание ШМО естественно - математического цикла
Повестка
- Анализ сдачи выпускниками ОГЭ, ЕГЭ за 2020-2021 уч. год.
- Создание творческой группы по подготовке к ГИА в 9 и 11 кл.
- Итоги контрольных срезов в 5 - 11 кл.
- Итоги школьного тура олимпиад
- Организация работы с одаренными детьми
- Создание личных сайтов. Практикум
- Формирование навыков смыслового чтения на уроках и во внеурочное время
включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии
с целями и задачами».
Смысловое чтение
«осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического
и официально - делового
стилей; понимание
и адекватная оценка
языка средств
массовой информации»
Основные умения смыслового чтения:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости
от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию
из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и
второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться
и воспринимать тексты художественного,
научного, публицистического и официально -
делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Типы чтения :
- коммуникативное чтение вслух и
про себя;
- учебное;
- самостоятельное.
Виды чтения :
- ознакомительное,
- поисковое или просмотровое,
- изучающее и вдумчивое.
Формирование умений
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно,
-
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-
- выделять опорные слова;
-
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
-
- формулировать тему небольшого текста;
-
- выявлять смысловой подтекст;
-
- находить главную мысль;
-
Формирование навыков смыслового чтения на уроках и во внеурочное время
На уроках математики
На уроках алгебры
На уроках геометрии
На уроках биологии
На уроках химии
На уроках физики
На уроках информатики
Некоторые типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.
- 1. Задания «множественного выбора»:
- 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
- 2) определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
- 3) установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
- 2. Задания «на соотнесение» :
- 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
- 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п..
Некоторые типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.
- 3. Задания «на дополнение информации»:
- 1) заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений.
- 4. Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
- 5. Задания «на восстановление деформированного текста»:
расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Приемов и методов много (рассмотрим 2)
Планируемый результат обучения в соответствие с новым стандартом
Приемы и методы на уроках математики
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты
«Чтение» графиков, диаграмм, таблиц, графическая иллюстрация математической закономерности.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
«Озвучить» краткий план решения задачи.
К сплошным текстам относятся:
- 1) описание (художественное и техническое);
- 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж);
- 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
- 4) аргументация (научный комментарий, обоснование);
- 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).
К несплошным текстам можно отнести:
- 1) формы (налоговые, визовые, ан кеты и др.);
- 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
- 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
- 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
- 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
- 6) таблицы и графики;
- 7) диаграммы;
- 8) таблицы и матрицы;
- 9) списки;
- 10) карты.
Задания по математике
1. В таблице даны результаты забега девочек 8-го класса на дистанцию 60 м. Зачёт выставляется, если показано время не хуже 10,8 с.
Номер дорожки
I
Время(с)
II
12,3
III
9,9
11,7
IV
10,4
Укажите номера дорожек, по которым бежали девочки, получившие зачёт.
1) II, IV
2) только II
3) только III
4) I, III
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1–5. Прочитайте внимательно текст и выполните задание.
Задание по физике (астрономия, ЕГЭ)
Альбедо Земли
Температура у поверхности Земли зависит от отражательной способности планеты — альбедо. Альбедо поверхности — это отношение потока энергии отражённых солнечных лучей к потоку энергии падающих на поверхность солнечных лучей, выраженное в процентах или долях единицы. Альбедо Земли в видимой части спектра — около 40%. В отсутствие облаков оно было бы около 15%.
Альбедо зависит от многих факторов: наличия и состояния облачности, изменения ледников, времени года и соответственно от осадков. В 90-х годах XX века стала очевидна значительная роль аэрозолей — мельчайших твёрдых и жидких частиц в атмосфере. При сжигании топлива в воздух попадают газообразные оксиды серы и азота; соединяясь в атмосфере с капельками воды, они образуют серную, азотную кислоты и аммиак, которые превращаются потом в сульфатный и нитратный аэрозоли. Аэрозоли не только отражают солнечный свет, не пропуская его к поверхности Земли. Аэрозольные частицы служат ядрами конденсации атмосферной влаги при образовании облаков и тем самым способствуют увеличению облачности. А это, в свою очередь, уменьшает приток солнечного тепла к земной поверхности.
Прозрачность для солнечных лучей в нижних слоях земной атмосферы зависит также от пожаров. Из-за пожаров в атмосферу поднимается пыль и сажа, которые плотным экраном закрывают Землю и увеличивают альбедо поверхности.
- Прочитайте текст и выполните задания
- 1. Под альбедо поверхности понимают
- А) общий поток падающих на поверхность Земли солнечных лучей
- В) отношение потока энергии отражённого излучения к потоку поглощенного излучения
- С) отношение потока энергии отражённого излучения к потоку падающего излучения
- Д) разность между падающей и отражённой энергией излучения
- Ответ: _____
- 2. Какие утверждения справедливы?
- А. Аэрозоли отражают солнечный свет и тем самым способствуют уменьшению альбедо Земли.
- Б. Извержения вулканов способствуют увеличению альбедо Земли.
- А) только А
- В) только Б
- С) и А, и Б
- Д) ни А, ни Б
- Ответ: _____
- 3. В таблице приведены некоторые характеристики для двух планет Солнечной системы — Венеры и Марса. Для какой из планет альбедо имеет большее значение? Ответ поясните.
Химия
- Например
- Урок в 9 классе по теме «Получение металлов» Текст делится на части .
- 1 часть «Металлы в природе»
- 2 часть «Руды»
- 3 часть «Пирометаллургия»
- 4 часть «Гидрометаллургия»
- 5 часть «Электрометаллургия»