«Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых».
Что такое ответственность?
- Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.
- Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
- Ответственность – это умение принимать решения в
сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто
от тебя зависит.
- Ответственность – это понимание последствий,
которые могут повлечь решения или действия самого
человека.
Ответственность бывает разной:
- за поступки и действия
- за слова и обязанности
- за принятие решений и взятие обязательств
Ответственность развивается
с годами!
Что значит быть ответственным?
Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.
Ответственность не передается на генетическом уровне. Ответственность необходимо воспитывать.
Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.
С чего начать воспитание ответственности?
Первый шаг в воспитании ответственности - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют .
Девиз родителей :
«Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».
Утверждения – сочувствия
• Наверное, у тебя какие-то неприятности.
• У тебя был трудный день.
• Тебе нелегко пришлось сегодня.
Наверное, ты с кем-нибудь поссорился .
С чего начать воспитание ответственности?
Второй шаг в воспитание ответственности – завоевание доверия ребенка.
Советы по установлению доверительных отношений:
- Всегда чутко, внимательно выслушивайте ребенка.
- Воздерживайтесь от язвительных замечаний в адрес ребенка.
- Проявляйте любовь, заботу, понимание.
С чего начать воспитание ответственности?
Третий шаг- предоставление ребёнку право голоса и право выбора.
Воспитывать чувство ответственности у
детей можно с самого
раннего возраста!
«Друзья ответственности»
- Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым.
- Стремление к самостоятельному принятию решений
- Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других . Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
- Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Дети оценивают правильность своих поступков в общении со своими сверстниками и взрослыми.
- Хороший самоконтроль в проявлении чувств и поведении.
Уровни ответственности
Поручение посильных дел . На первом уровне
ребёнок выступает в качестве помощника, помогая
взрослому выполнять какую-либо работу. При этом он
учится тому как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии .
2. Напоминание и контроль . На втором уровне
ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он
знает все необходимые для выполнения задания действия.
Тем не менее на данном уровне контроль необходи м.
3. Выполнение задания самостоятельно .
Третий уровень ответственности – самостоятельность.
Ребенок не только сам выполняет свою работу с удовлетворительным результатом, но и больше не
нуждается в напоминании. Переход на этот уровень
и есть цель наших усилий .
Советы для родителей по правильному воспитанию ответственности у подростков
1. Любите их. Говорите своим детям, что любите их, каждый день.
2. Не бойтесь устанавливать ограничения . Если вы твердо уверены, что не стоит делать и куда не надо ходить подростку – следует строго претить, аргументировав такой отказ. Это – ваш ребенок и ваша забота.
3.Найдите полезное дело для ребенка. Хорошим опытом станет участие в благотворительных проектах молодежных организаций. Сравнив свою счастливую и благополучную жизнь с ее обратным проявлением у других детей, подросток сделает правильные выводы.
4.Прививайте чувство значимости семьи . Проводите вместе досуг, обедайте за одним столом, посещайте вместе родственников, семья – это важное в жизни каждого человека, а ребенок – ее составная часть.
5.Помощь по дому – обязательна . Приучайте подростка к обязательной помощи по хозяйству, все обязанности должны быть поделены между всеми членами семьи.
6.Выбор ребенка надо уважать . Не высмеивайте подростка в его увлечениях, пусть даже они и странные для вас.
7.Честно и прямо расскажите подростку о возможных последствиях .
Жизнь и поступки ребенка сегодня могут негативно отразиться на всей последующей жизни. Приводите наглядные примеры из жизни других людей. Приучайте к самостоятельности в ответе за свои действия .
Этикет - это установленные правила и нормы поведения в обществе .
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.
« Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример тому»
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте самим . Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичными по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Спасибо за внимание