СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Календарь глазами математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Календарь глазами математика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Юрьевская средняя общеобразовательная школа»      КАЛЕНДАРЬ ГЛАЗАМИ МАТЕМАТИКА     Выполнила: Касаткина В.Г.  ученица 9 класса Руководитель: Касаткина Е.В.  учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юрьевская средняя общеобразовательная школа» КАЛЕНДАРЬ ГЛАЗАМИ МАТЕМАТИКА

Выполнила: Касаткина В.Г.

ученица 9 класса

Руководитель: Касаткина Е.В.

учитель математики

Актуальность исследования Интерес к настенному календарю у меня появился после задачи, которую мы встретили при участии в 2019 году в Новосибирском математическом марафоне:  «если соединить числа 10,20 и  30 любого месяца  , то получится равнобедренный прямоугольный треугольник. Докажите это.»  Задача про календарь и треугольники оказалась нестандартной задачей на признаки равенства треугольников и вызвала интерес и много вопросов. По совету учителя я продолжила исследование задачи и постаралась ответить на возникшие вопросы. Результатом моего исследования стал проект  «Календарь глазами математика».

Актуальность исследования

Интерес к настенному календарю у меня появился после задачи, которую мы встретили при участии в 2019 году в Новосибирском математическом марафоне:  «если соединить числа 10,20 и  30 любого месяца  , то получится равнобедренный прямоугольный треугольник. Докажите это.»  Задача про календарь и треугольники оказалась нестандартной задачей на признаки равенства треугольников и вызвала интерес и много вопросов. По совету учителя я продолжила исследование задачи и постаралась ответить на возникшие вопросы. Результатом моего исследования стал проект  «Календарь глазами математика».

Цель проекта: И зучить и систематизировать математические закономерности в календаре на уровне понятном моим сверстникам. Задачи проекта: 1.  Изучить литературу по данной теме. 2.  Обработать полученную информацию. 3.  Познакомиться с историей появления календарей. 4.  Исследовать задачу про календарь и треугольники. 5.  Подобрать и исследовать задачи по теме «календари». 6.  Выявить какими особенностями обладают календари. Объект:  календарь. Предмет:  особенности и закономерности календаря.

Цель проекта: И зучить и систематизировать математические закономерности в календаре на уровне понятном моим сверстникам.

Задачи проекта:

1.  Изучить литературу по данной теме.

2.  Обработать полученную информацию.

3.  Познакомиться с историей появления календарей.

4.  Исследовать задачу про календарь и треугольники.

5.  Подобрать и исследовать задачи по теме «календари».

6.  Выявить какими особенностями обладают календари.

Объект: календарь.

Предмет: особенности и закономерности календаря.

Исследование задачи про календарь и треугольники   Задача: Если в календаре на  январь 2019  года соединить числа 10, 20. 30, то получим равнобедренный прямоугольный треугольник. Доказать.   Очевидно, что у треугольника 30 – 9 – 10 угол 9 прямой, и, аналогично, является прямым угол 13 у треугольника 10 – 13 – 20. Ясно, что стороны 9 -30 и 10 – 13 равны; аналогично равны стороны 9 – 10 и 13 – 20. Поэтому треугольники 9 – 30 – 10 и 13 – 10 – 20 равны по двум сторонам и углу между ними. Значит, отрезки 10 – 30 и 10 – 20 равны. Так как сумма углов в треугольнике равна 180˚, получаем, что сумма острых углов в треугольнике 9 – 10 – 30 равна 180˚–90˚=90˚. Следовательно, сумма углов, дополняющих угол 10 треугольника 10-20-30 до развернутого угла, равна сумме острых углов треугольника 9 – 10 – 30. Значит, угол 10 тоже равен 90˚. Итак, треугольник 10 – 20 – 30 является равнобедренным прямоугольным.

Исследование задачи про календарь и треугольники Задача: Если в календаре на  январь 2019  года соединить числа 10, 20. 30, то получим равнобедренный прямоугольный треугольник. Доказать.

Очевидно, что у треугольника 30 – 9 – 10 угол 9 прямой, и, аналогично, является прямым угол 13 у треугольника

10 – 13 – 20. Ясно, что стороны 9 -30 и

10 – 13 равны; аналогично равны стороны 9 – 10 и 13 – 20. Поэтому треугольники 9 – 30 – 10 и 13 – 10 – 20 равны по двум сторонам и углу между ними. Значит, отрезки 10 – 30 и 10 – 20 равны. Так как сумма углов в треугольнике равна 180˚, получаем, что сумма острых углов в треугольнике 9 – 10 – 30 равна 180˚–90˚=90˚. Следовательно, сумма углов, дополняющих угол 10 треугольника 10-20-30 до развернутого угла, равна сумме острых углов треугольника 9 – 10 – 30. Значит, угол 10 тоже равен 90˚. Итак, треугольник 10 – 20 – 30 является равнобедренным прямоугольным.

Будет ли это утверждение верно для января любого года? Расположение чисел 10, 20 и 30 в январе зависит от того, каким днем недели будет    1 января

Будет ли это утверждение верно для января любого года? Расположение чисел 10, 20 и 30 в январе зависит от того, каким днем недели будет   1 января

Анализируя рисунки, мы видим, что существует семь различных вариантов расположения дат в январском календаре. При этом существует всего три существенно различных ситуаций расположения чисел 10, 20 и 30, остальные получаются из первых двух, горизонтальными сдвигами треугольника.

Анализируя рисунки, мы видим, что существует семь различных вариантов расположения дат в январском календаре. При этом существует всего три существенно различных ситуаций расположения чисел 10, 20 и 30, остальные получаются из первых двух, горизонтальными сдвигами треугольника.

Вывод:   Табель – календари обладают следующей особенностью:   Если соединить числа 10, 20 и 30 в январе месяце любого года, то будет получаться равнобедренный прямоугольный треугольник (за исключением тех мест, где центры клеток 10, 20 и 30 лежат на одной прямой). Заметили, что первая ситуация получается, если 1 число месяца приходится на воскресенье, понедельник и вторник. Вторая ситуация получается, если 1 число месяца приходится на среду, четверг и пятницу. Если 1 число приходится на субботу, то получаем, что числа 10, 20 и 30 лежат на одной прямой.

Вывод:  Табель – календари обладают следующей особенностью:

  • Если соединить числа 10, 20 и 30 в январе месяце любого года, то будет получаться равнобедренный прямоугольный треугольник (за исключением тех мест, где центры клеток 10, 20 и 30 лежат на одной прямой).
  • Заметили, что первая ситуация получается, если 1 число месяца приходится на воскресенье, понедельник и вторник.
  • Вторая ситуация получается, если 1 число месяца приходится на среду, четверг и пятницу. Если 1 число приходится на субботу, то получаем, что числа 10, 20 и 30 лежат на одной прямой.
Будет ли это утверждение верно для любого месяца года? Вывод.  Календари обладают следующей особенностью: если в календаре соединить числа 10, 20 и 30 любого месяца, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник, за исключением случаев, где центры клеток с числами 10, 20 и 30 лежат на одной прямой

Будет ли это утверждение верно для любого месяца года?

Вывод.  Календари обладают следующей особенностью: если в календаре соединить числа 10, 20 и 30 любого месяца, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник, за исключением случаев, где центры клеток с числами 10, 20 и 30 лежат на одной прямой

Попробуем расширить утверждение: если в календаре в любом месяце соединить числа, стоящие друг от друга на 10 единиц Из рисунков видно, что получаются треугольники или отрезки. Проведя доказательства, делаем вывод, что получаются равнобедренные прямоугольные треугольники.

Попробуем расширить утверждение: если в календаре в любом месяце соединить числа, стоящие друг от друга на 10 единиц

Из рисунков видно, что получаются треугольники или отрезки. Проведя доказательства, делаем вывод, что получаются равнобедренные прямоугольные треугольники.

Таинственные квадраты в календарях. Исследуя календари, заметили, что в любом месяце можно выделить квадраты, состоящие из четырех чисел (2×2), из девяти чисел (3×3), из шестнадцати чисел(4×4). Какими свойствами обладают такие квадраты?

Таинственные квадраты в календарях.

Исследуя календари, заметили, что в любом месяце можно выделить квадраты, состоящие из четырех чисел (2×2), из девяти чисел (3×3), из шестнадцати чисел(4×4). Какими свойствами обладают такие квадраты?

Квадрат 2×2   Сумма чисел на одной диагонали выделенного квадрата, равна сумме чисел на другой диагонали. Чтобы найти сумму всех четырех чисел достаточно сумму чисел одной диагонали умножить на 2. (8+2) ×2=20

Квадрат 2×2

Сумма чисел на одной диагонали выделенного квадрата, равна сумме чисел на другой диагонали. Чтобы найти сумму всех четырех чисел достаточно сумму чисел одной диагонали умножить на 2. (8+2) ×2=20

Квадрат 3 х 3   Свойство 1.  Чтобы найти сумму девяти чисел, в выделенном квадрате календаря, необходимо к меньшему числу прибавить 8 и сумму умножить на 9. Пример:  (1 + 8)9 = 81.  Свойство 2.  Чтобы найти сумму девяти чисел,  в выделенном квадрате календаря, необходимо  из большего числа вычесть 8 и разность умножить  на 9.  Пример: (17 – 8)9 = 81.  

Квадрат 3 х 3

Свойство 1.  Чтобы найти сумму девяти чисел, в выделенном квадрате календаря, необходимо к меньшему числу прибавить 8 и сумму умножить на 9. Пример:  (1 + 8)9 = 81.

Свойство 2.  Чтобы найти сумму девяти чисел,

в выделенном квадрате календаря, необходимо

из большего числа вычесть 8 и разность умножить

на 9.

Пример: (17 – 8)9 = 81.

 

Квадрат 4 х 4   Свойство 1.  Чтобы найти сумму шестнадцати чисел, в выделенном квадрате календаря, необходимо из большего числа вычесть 12 и полученную разность умножить на 16. Пример:  (25 – 12)16 = 208.  Свойство 2.  Чтобы найти сумму 16-ти чисел  достаточно умножить сумму двух чисел,  стоящих на противоположенных концах любой  диагонали, выделенного квадрата на 8.  Пример:  (1+25)8 = 208.

Квадрат 4 х 4

Свойство 1.  Чтобы найти сумму шестнадцати чисел, в выделенном квадрате календаря, необходимо из большего числа вычесть 12 и полученную разность умножить на 16. Пример:  (25 – 12)16 = 208.

Свойство 2.  Чтобы найти сумму 16-ти чисел

достаточно умножить сумму двух чисел,

стоящих на противоположенных концах любой

диагонали, выделенного квадрата на 8.

Пример:  (1+25)8 = 208.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КАЛЕНДАРЕ   1.  Может ли быть в одном месяце 5 понедельников и 5 четвергов? Обоснуйте ответ. Если в месяце 31 день, и он начинается с понедельника, то в нём может быть 5 понедельников, 5 вторников и 5 сред, но остальных дней недели по четыре, так как 5+5+5+4+4+4+4=31. Ответ: не может.   2.  Может ли в феврале високосного года быть 5 понедельников и 5 вторников? Ответ обоснуйте. Только в феврале високосного года может быть 5 понедельников и по 4 остальных дней недели, т.е. в сумме – 29 дней .  Ответ: не может. 3. Известно. Что 1 декабря приходится на среду. На какой день недели приходится 1 января следующего года? Среда 1, 8, 15, 22, и 29 декабря, четверг 30, пятница 31. Ответ: суббота 1 января следующего года.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КАЛЕНДАРЕ

1.  Может ли быть в одном месяце 5 понедельников и 5 четвергов? Обоснуйте ответ.

Если в месяце 31 день, и он начинается с понедельника, то в нём может быть 5 понедельников, 5 вторников и 5 сред, но остальных дней недели по четыре, так как 5+5+5+4+4+4+4=31. Ответ: не может.

 

2.  Может ли в феврале високосного года быть 5 понедельников и 5 вторников? Ответ обоснуйте.

Только в феврале високосного года может быть 5 понедельников и по 4 остальных дней недели, т.е. в сумме – 29 днейОтвет: не может.

3. Известно. Что 1 декабря приходится на среду. На какой день недели приходится 1 января следующего года?

Среда 1, 8, 15, 22, и 29 декабря, четверг 30, пятница 31. Ответ: суббота 1 января следующего года.

ВЫВОДЫ  В ходе работы над проектом я пришла к следующим  результатам: 1·  Доказала, что если соединить в табель – календаре в январе месяце любого года, в любом месяце года числа 10, 20 и 30, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник (кроме месяца, когда 1 число приходится на субботу); 2·  Показала, что в календаре можно выделять квадраты чисел 2×2; 3×3; 4×4, и применить правила быстрого подсчета суммы чисел в этих квадратах. 3·  Решила и исследовала задачи, которые можно предлагать на уроках математики и во внеклассной работе.

ВЫВОДЫ В ходе работы над проектом я пришла к следующим  результатам:

1·  Доказала, что если соединить в табель – календаре в январе месяце любого года, в любом месяце года числа 10, 20 и 30, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник (кроме месяца, когда 1 число приходится на субботу);

2·  Показала, что в календаре можно выделять квадраты чисел 2×2; 3×3; 4×4, и применить правила быстрого подсчета суммы чисел в этих квадратах.

3·  Решила и исследовала задачи, которые можно предлагать на уроках математики и во внеклассной работе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!