СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Характер"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характер понятие свойственное всем людям, характер имеет свойство меняться с годами. Здесь мы рассмотрим основные понятия и качества характера.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Характер"»

Характер

Характер

Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.

Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.

Характер  — это не просто суммирование отдельных особенностей личности. Каждый человек имеет много отдельных характерологических черт, и еще больше оттенков каждой из них. И чтобы изучить характер человека, нужно ответить на вопрос: что в нем главное?

Характер  — это не просто суммирование отдельных особенностей личности. Каждый человек имеет много отдельных характерологических черт, и еще больше оттенков каждой из них. И чтобы изучить характер человека, нужно ответить на вопрос: что в нем главное?

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, определяется весь образ его действий. Черта характера - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые и беспроблемные пути.

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА

Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, определяется весь образ его действий. Черта характера - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые и беспроблемные пути.

I Конституционально-возбужденная группа. Гипертинный тип.   Выражение МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды. Часто это возрастная черта.

I Конституционально-возбужденная группа. Гипертинный тип.

Выражение МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды. Часто это возрастная черта.

II Конституционально-депрессивная группа. Сенситивный тип.   Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность. Основной признак: боязнь проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные. Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда.

II Конституционально-депрессивная группа. Сенситивный тип.

Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность. Основной признак: боязнь проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные. Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда.

III Группа лабильных.   Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность. Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.

III Группа лабильных.

  • Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность. Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.
Группа психастеников.  IV Группа неврастеников. Астено-невротический тип. Болезненная чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью.

Группа психастеников. IV Группа неврастеников. Астено-невротический тип.

Болезненная чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью.

V Группа психастеников. Психастенический тип. Чрезмерная нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений. Компенсация с помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже собственное решение принимает с опорой на внешние средства

V Группа психастеников. Психастенический тип.

  • Чрезмерная нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений. Компенсация с помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже собственное решение принимает с опорой на внешние средства
VI Группа параноидов. Не выявлены  Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он – резонер (человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален.

VI Группа параноидов. Не выявлены

Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он – резонер (человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален.

VII Группа эпилептоидов. Эпилептоидный тип.   Ключевые признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто что-нибудь коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один.

VII Группа эпилептоидов. Эпилептоидный тип.

  • Ключевые признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто что-нибудь коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один.
VIII Группа истероидов. Истероидный тип.   Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай – фанатик. Это особенность подросткового возраста, которая может сочетаться с другими.

VIII Группа истероидов. Истероидный тип.

  • Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай – фанатик. Это особенность подросткового возраста, которая может сочетаться с другими.
IX Группа неустойчивых. Неустойчивый тип. Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца. Гипертинный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и тяжкий стыд.

IX Группа неустойчивых. Неустойчивый тип.

  • Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца. Гипертинный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и тяжкий стыд.
X Группа конституционально-глупых. Конформный тип .   Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения. Необходимость подражать, быть как все.

X Группа конституционально-глупых. Конформный тип .

  • Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения. Необходимость подражать, быть как все.
Итог: т.к. характер – образование на основе врожденных свойств, то он есть у всех. Ганнушкин: нормальный характер – условность, которая реально не существует. Норма создается человеком как личностью (создается обществом).

Итог: т.к. характер – образование на основе врожденных свойств, то он есть у всех. Ганнушкин: нормальный характер – условность, которая реально не существует. Норма создается человеком как личностью (создается обществом).

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • 1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)
  • 2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).
  • 3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)
  • 4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.
  • 5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.
Свойства и проявления характера  Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности – ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрицательными характерами

Свойства и проявления характера

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности – ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрицательными характерами

Цельность  характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели и принципы, которым они следуют. У них обычно нет разлада между мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки можно предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами. Однако они при этом не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели и принципы, которым они следуют. У них обычно нет разлада между мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки можно предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами. Однако они при этом не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

противоречивость.  Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправленны. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные. Поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы. Например, если у кого-то из родителей противоречивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания.

противоречивость. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправленны. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные. Поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы. Например, если у кого-то из родителей противоречивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания.

Сила, или твердость , характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в неспособности отстаивать свои принципы, достигать намеченные цели, доводить до конца начатое дело.

Сила, или твердость , характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в неспособности отстаивать свои принципы, достигать намеченные цели, доводить до конца начатое дело.

Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству. Исследования жизни выдающихся людей дали большой материал об особенностях их характера. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А.С. Пушкина, А. Эйнштейна, К.Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей.
  • Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству. Исследования жизни выдающихся людей дали большой материал об особенностях их характера. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А.С. Пушкина, А. Эйнштейна, К.Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей.
Устойчивость  характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости. Характер отражает специфику жизненных отношений.

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости. Характер отражает специфику жизненных отношений.

СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.   Зная характеристики типов темперамента , можно с определенной долей вероятности прогнозировать поведение человека. Темперамент и характер тесно взаимосвязаны. В самом общем смысле темперамент понимается либо как

СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.

Зная характеристики типов темперамента , можно с определенной долей вероятности прогнозировать поведение человека. Темперамент и характер тесно взаимосвязаны. В самом общем смысле темперамент понимается либо как "природная основа", либо как "динамическая основа" характера. Темперамент врожден и не меняется в течение жизни. Тип темперамента определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Необходимым условием воспитания характера является: формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.

Необходимым условием воспитания характера является:

  • формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.
Важнейшим средством воспитания характера является: труд. Обучение Желание самосовершенствования Здоровая общественное мнение Правильный стиль общения

Важнейшим средством воспитания характера является:

  • труд.
  • Обучение
  • Желание самосовершенствования
  • Здоровая общественное мнение
  • Правильный стиль общения
Акцентуации характера  Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии

Акцентуации характера

Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии

Автор концепции акцентуации  —  немецкий психиатр Карл Леонгард.

Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний :

Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу. Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность. Шизоидный замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность. Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность. Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.  Инфантильно-зависимый люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим. Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко

  • 1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации; 2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации; 3) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии; 4) боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности; 5) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий; 6) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия - интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в процессе общения; 7) застревающий (параноидный) - повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие; 8) эпилептоидный - недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность; 9) демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании; 10) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей); 11) дистимный , напротив, преобладание пониженного настроения чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность; 12) неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер; 13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
Вывод: Характер формируется в жизни, и в течение жизни он изменяется. Но то, каким он становится с течением времени, обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. При всех преобразованиях и изменениях, которые претерпевает характер в ходе развития, обычно все же сохраняется известное единство в основных, наиболее общих его чертах, за исключением случаев, когда особые жизненные обстоятельства вызывают резкую ломку характера.

Вывод:

Характер формируется в жизни, и в течение жизни он изменяется. Но то, каким он становится с течением времени, обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. При всех преобразованиях и изменениях, которые претерпевает характер в ходе развития, обычно все же сохраняется известное единство в основных, наиболее общих его чертах, за исключением случаев, когда особые жизненные обстоятельства вызывают резкую ломку характера.

Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощённым фатумом. ( Фридрих Ницше )
  • Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощённым фатумом. ( Фридрих Ницше )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!