Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Пальминская основная общеобразовательная школа» Таборинского района Свердловской области Хвощи и плауны
Автор: Головина Наталья Владимировна
учитель биологии
Цель урока:
- изучить особенности строения хвощевидных и плауновидных;
- познакомиться с их ролью в природе и жизни человека;
- рассмотреть способы охраны данной группы растений
Общая характеристика
- В жизненном цикле плауновидных и хвощевидных преобладают особи полового поколения- заростки , как правило небольших размеров и существуют отдельно от особей бесполого поколения.
- Особи бесполого поколения – спорофиты , имеют побеги и корни.
Хвощи
- Хвощи – многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве.
- Тоже одни из очень древних растений. Так же, как и мхи , хвощи зародились в каменно-угольном периоде и довольно неплохо существуют до сих пор, заселив Землю практически на всех континентах…
Строение
- По сравнению с водорослями и
мхами у них наблюдается явное
усложнение организации:
- есть явно выраженный стебель
с узлами и междоузлиями
- листья — чешуйки
- настоящие корни (могут иметь
клубни — для запаса питательных веществ)
- наличие проводящей системы (ксилема) — трахеиды и сосуды, флоэма — ситовидные трубки
- есть механическая ткань, позволяющая растению держаться вертикально
и выдерживать напоры ветра
Размножение
- половое — спорами, и это раздельнополые (разноспоровые) гаметофиты. Весной у хвоща полевого появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски. В них созревают споры
- это ветроопыляемые растения, а это означает, что для продолжения жизни им не нужна вода);
- вегетативно — корнями. От корневища отходят надземные побеги высотой от 10 см. до 4-5 м. ( у некоторых тропических видов)
Значение хвощей
- Хвощи имеют очень богатый химический состав и поэтому широко используются в медицинских целях.
- В медицине отвары хвоща полевого применяются при лечении хронических воспалительных процессов мочевого пузыря, при отеках разной этиологии как мочегонное, как кровоостанавливающее при маточных и геморроидальных кровотечениях, при лечении туберкулеза легких, для усиления действия других химиопрепаратов, при подагре, суставном ревматизме, наружно при трофических язвах в виде примочек.
- Хвощи растут на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на участках с влажной кислой почвой. Если на поле много хвощей, значит, почва нуждается в известковании
Плауны
- Плауны – преимущественно вечнозелёные многолетние травянистые растения, которые, зародившись в каменноугольном периоде, дожили и до нашего времени, немного изменившись в размерах. Встречаются в основном в сосновых лесах
Строение
- стебли — ползучие побеги, ответвления от которых приподнимаются вверх
- по сравнению с хвощами, листья более явно выражены, острой длинной формы
- есть корневая система
- имеют развитую водопроводящую систему сосудов — т.е. в отличие от мхов, поглощают воду корнями, а не поверхностью тела.
Размножение
- Раздельнополый гаметофит, половое размножение спорами
- вегетативное — корнями, клубеньками, ветвями
- Главное отличие плаунов от других споровых растений – это расположение спорангиев в пазухе листа или на его внутренней поверхности
Значение
- Так же широко используется в медицине как ранозаживляющее, противовоспалительное средство.
Закрепление урока: тест
1. Спорофит плауна представлен:
- предростком
- заростком
- зеленым растением
- спороносным колоском
2. Хвощи и плауны крепятся к субстрату:
- корневищ
- ризоидов
- корнеподобных отростков
- подошвы
3. Споры хвощей и плаунов распространяются:
- водой
- ветром
- животными
- насекомыми
- 4. В чередовании поколений у хвощей и плаунов преобладает стадия:
- гаплоиная
- гаметофита
- спорофита
- заростка
5. Хвощи и плауны - это:
- травянистые растения
- низшие споровые растения
- древовидные растения
- моховидные растения
6. Воду плауны получают:
- всей поверхностью тела
- от корней проводящей системой
- поглощают листьями
- из запасающих клеток
7. Споры хвощей и плаунов это:
- гаплоидные клетки
- диплоидные клетки
Домашнее задание:
- Стр. 54-55, изучить параграф 15, ответить на вопросы в конце параграфа;
подготовить сообщение на тему
« Многообразие папоротников, хвощей, плаунов и их значение в природе и жизни человека»