ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»
Комплексный подход в формировании исследовательских навыков студентов
Чудоквасова Галина Анатольевна
«Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А.Н.Колмогоров
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Под профессиональной компетентностью
специалистов понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний профессионального опыта, ценностей и наклонностей
Модель подготовки выпускника на компетентной основе
средство моделирования способов обучения практической деятельности, основанное на личностно ориентированном подходе, с целью формирования профессиональной компетенции.
Модель формирования исследовательских навыков как условие подготовки компетентного специалиста
Общие исследовательские умения и навыки
- умение видеть проблемы;
- умение использовать технику формулировки вопросов;
- умение формулировать исследовательские гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умения и навыки наблюдения;
- умения и навыки проведения эксперимента;
- умения делать выводы;
- умения и навыки работы с текстом;
- навык конспектирования;
- умения доказывать и защищать свои идеи.
Функции исследовательского подхода
- воспитание познавательного интереса;
- создание положительной мотивации учения и образования;
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
- формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
- а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
в) в актуализации внутрипредметных, межцикловых связей;
д) в изменении характера взаимоотношений «преподаватель-студент - группа» в сторону сотрудничества.
Формы и методы организации
исследовательской деятельности
Аудиторная
Внеаудиторная
Проведение практических работ
Индивидуальная работа
Практика на приобретение первичных профессиональных навыков по дисциплине
Кружковая работа
Участие в конференциях
Курсовая работа
Изучение и анализ литературы по темам семинарских занятий
диплом
Написание рефератов, сообщений и докладов с использованием материала собственных микроисследований
ВИДЫ
Научно-исследовательская
деятельность
Учебно-исследовательская
деятельность
это вид деятельности,
направленный на получение
новых объективных научных знаний.
это деятельность, главной целью
которой является образовательный
результат,
направлена на обучение студентов,
развитие у них исследовательского
типа мышления.
Общие методы исследования
Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.
Комплексные методы: анализ, синтез, моделирование
Теоретические методы: абстрагирование, формализация.
Дидактические приемы:
- анализ и установление причинно-следственных связей;
- сравнение, обобщение и конкретизация;
- выдвижение гипотез;
- перенос знаний в новую ситуацию;
- поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы;
- планирование исследования;
- оформление результатов проверенного исследования.
Критерии определения самостоятельности познавательной деятельности
1. Владение студентами не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях – приемах и средствах усвоения учебного материала, “ открытия ” нового знания, переработки информации, данной в разных знаковых формах.
2. Самостоятельно выработанные студентом способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления собственного опыта.
3. Умение строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание в разных знаковых формах
планирования
доказательства
сопоставления
приёмы
выдвижения
гипотез
обобщения
использования
аналогов
переноса
знаний
в новую
ситуацию
Результаты исследовательской деятельности
- Развиваются умения работать с литературой, систематизировать и анализировать информацию, делать выводы, сравнивать явления и события.
- Развиваются умения выдвигать гипотезу, использовать методы сравнения, анализ и синтез, ставить цели и задачи, логически строить доказательства, защищать результаты исследования.
- Развиваются умения освещать события, факты и явления неизвестные ранее, делать собственные умозаключения, самостоятельно и творчески мыслить.
и т.д.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Дистервег