Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №1 «Детский сад «Рябинка»
Консультация для воспитателей
Технология
Подготовила: Старший воспитатель первой квалификационной категории
Гречко Елена Владимировна
пгт. Палана
2023 год
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагог идет в ногу со временем и в педагогическом процессе наши инструменты усовершенствуются и помогают нам быстрее и качественнее получать результат нашей деятельности.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
ТВИГИС
игра
творчество
познавательно-исследовательская деятельность
Цель:
развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Цель разработки и внедрения технологии конкретизируется в решении следующих…
Задач:
• дидактические: формировать любознательность и познавательную мотивацию;
• развивающие: развивать инициативу и самостоятельность детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам;
• воспитательные: формировать навыки позитивного взаимодействия с партнерами по деятельности;
• социализирующие: способствовать становлению самостоятельности, инициативности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Технология «Твигис» раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной , магистром факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирского государственного педагогического университета».
Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности и его самыми главными характеристиками, в соответствии с ФГОС ДО, как субъекта становятся самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде.
В основу технологии положены структура деятельности по А. Н. Леонтьеву и структуру инициативности по Т. С. Борисовой – известному валеологу .
А. Н. Леонтьев полагал, что «деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Удовлетворение познавательного мотива должно приносить радость, положительную эмоцию».
На их основе была разработана модель «Шесть вопросов» , направленная на развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам.
Составлены 6 вопросов, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Таким образом, поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, выборе партнера или отсутствии такового, заранее намеченных результатов.
Помощь в работе по данной технологии оказывает использование наглядности в виде шести смайликов, каждый из которых «задает» свой вопрос. Присутствие таких героев позволяют выстроить определенный алгоритм самостоятельных действий. Ребёнок учится планировать свою деятельность, развивать социально-коммуникативные навыки, проявлять творческий подход, анализировать полученный результат.
Ну а эту деятельность мы, как правило используем во всех областях образовательной деятельности (и в развитии речи, и в ФЭМП, и в обучении грамоте, и в лепке….)
Вопросы носят конструктивно-поисковый характер, помогают ребенку дошкольнику самостоятельно ставить цель и планировать свои действия для ее достижения.
Формирование инициативности при реализации технологии активизирует переход деятельности ребенка, которая организована совместно со взрослым, в самодеятельность.
Методика работы с моделью «Шести вопросов»:
1. Посмотреть интересные передачи.
2. Прочитать книги.
3. Понаблюдать.
4. Спросить у товарища.
5. Узнать самим.
6. Подумать самостоятельно.
1. Провести эксперимент.
2. Связаться со специалистом.
3. Написать письмо с вопросом знатоку.
4. Получить информацию в социальных сетях.
5. Сделать самому.
6. Спросить у взрослого.
1.
2.
Что я знаю?
- Тихий океан самый большой.
3.
- Можно доплыть на корабле.
Что я хочу узнать?
- Сколько времени потребуется, чтобы доплыть до океана?
Что сделать, чтобы узнать?
4.
- Какие животные, рыбы обитают в тихом океане?
Чему я хочу научиться?
- У кого?
5.
- Какая вода в океане?
6.
С кем я хочу это сделать?
- Хочу научиться конструировать Ледокол, военный корабль из LEGO-конструктора, либо других пособий.
- Каким способом?
(Соленая, пресная)
- Кто подскажет?
- С Ваней.
Как у меня получилось?
- У кого спросить?
- С ребятами в группе.
- Здорово, покажу другим детям и организую игру
Можно посмотреть энциклопедию, обсудить различные виды кораблей (космический, водный), рассмотреть иллюстрации , определить место приземления, или пребывания. Вспомнить мультфильмы, рассказы , расспросить других ребят в группе.
открытость
динамичность
рефлексивность
Принцыпы:
Принцип открытости -
реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей: можно вносить любое предложение, творчески перерабатывать идеи и предложения родителей, педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации. При этом дети имеют право не участвовать в деятельности, которую инициировали; в качестве результата представлять то, что именно они считают своим достижением; принимать решение о продолжении или завершении работы в другое время и т.д.
Принцип динамичности -
реализуется в совместном обсуждении предстоящей работы, цели и плана действий по ее достижению. Каждый участник имеет право высказаться по поводу организации деятельности, перспектив ее продолжения, содержании, полученного результата и пр. все аргументы будут услышаны.
Принцип рефлексивности -
предполагает обращение ребенка к осмыслению опыта деятельности и, подчеркивает Л. В. Свирская – кандидат педагогических наук, автор многих научных трудов и пособий («Школа семи гномов», «шпаргалки для родителей», «Утро радостных встреч»…), «является основой для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, субъекта познания». В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата и саморегуляции поведения».
Планируемые результаты:
развитие детских интересов
развитие креативности и творческого мышления
развитие инициативы и самостоятельности
формирование активной деятельностной позиции
становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий
формирование любознательности и познавательной мотивации
развитие уверенности в себе, повышение самооценки
формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности
ТЕХНОЛОГИИ:
«Ситуация»
«Клубный час»
«Детский
совет»