СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Коструктор урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструктор урока помогает разнообразить этапы урока.В нём много приёмов и техник для создания сценария урока по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коструктор урока"»

Конструктор урока

Конструктор урока

Этапы урока Приемы и техники, которые можно использовать Нестандартный вход в урок. А. Начало урока Б.Эмоциональный настрой Дружеская мойка Отсроченная отгадка. Ассоциативный ряд. Игровой момент Стихи Удивляй! Фантастическая добавка. Загадки Необъявленная тема. Музыка Презентация  Мешок настроений Упражнение «Комплименты» «Дерево настроений»

Этапы урока

Приемы и техники, которые можно использовать

Нестандартный вход в урок.

А. Начало урока

Б.Эмоциональный настрой

Дружеская мойка

Отсроченная отгадка.

Ассоциативный ряд.

Игровой момент

Стихи

Удивляй!

Фантастическая добавка.

Загадки

Необъявленная тема.

Музыка

Презентация

Мешок настроений

Упражнение «Комплименты»

«Дерево настроений»

  Проблемная ситуация Г.Актуализация знаний В.Мотивация Проблемный вопрос Цепочка признаков Я беру тебя с собой. Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить». Видео сюжет   Да - нет. Шаг за шагом. До-после. Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ. Мозговой штурм Жокей и лошадь. Смена мизансцены Толстый и тонкий вопрос. ЗХУ(знаю, умею, хочу узнать) Вопросительные слова.  Вопрос - размышление Согласен - не согласен. Игровая цель. Корзина идей, понятий, имен. Развивающий канон. Ложная альтернатива. Проблемный ряд Круги на воде

Проблемная ситуация

Г.Актуализация знаний

В.Мотивация

Проблемный вопрос

Цепочка признаков Я беру тебя с собой.

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Видео сюжет

  Да - нет. Шаг за шагом. До-после.

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.

Мозговой штурм

Жокей и лошадь.

Смена мизансцены

Толстый и тонкий вопрос.

ЗХУ(знаю, умею, хочу узнать)

Вопросительные слова.

Вопрос - размышление

Согласен - не согласен.

Игровая цель.

Корзина идей, понятий, имен.

Развивающий канон.

Ложная альтернатива.

Проблемный ряд

Круги на воде

  Пинг-пон «Имя – Значение». Д.Изучение нового материала Лови ошибку.  Инсерт Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя. Послушать-сговориться-обсудить  ЗУХ Хорошо -плохо. Связи Зигзаг Стратегия «ИДЕАЛ». Своя опора. Целое—часть. Часть—целое. Изобретательская задача Чтение по стопам «Работа в диадах» Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» Анализ ситуаций Работа по инструкции Учимся сообща Деловая игра «НИЛ» Кейс технологии Диспут Пресс-конференция Двойной дневник Чистая доска

Пинг-пон «Имя – Значение».

Д.Изучение нового материала

Лови ошибку.

Инсерт

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.

Послушать-сговориться-обсудить

ЗУХ

Хорошо -плохо.

Связи

Зигзаг

Стратегия «ИДЕАЛ».

Своя опора.

Целое—часть. Часть—целое.

Изобретательская задача

Чтение по стопам

«Работа в диадах»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»

Анализ ситуаций

Работа по инструкции

Учимся сообща

Деловая игра «НИЛ»

Кейс технологии

Диспут

Пресс-конференция

Двойной дневник

Чистая доска

 Е. Обсуждение и решение проблем     Морфологический ящик. Ж. Решение учебных задач Создай паспорт.  Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия «Фишбоун». В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения  нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана. Ситуационные задачи.  Силовой анализ. Изобретательские задачи. Генераторы-критики. Диаграмма Венна. Обратный мозговой штурм. ПОПС - Формула

Е. Обсуждение и решение проблем

Морфологический ящик.

Ж. Решение учебных задач

Создай паспорт.

Стратегия «ИДЕАЛ».

Стратегия «Фишбоун».

В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения  нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана.

Ситуационные задачи.

Силовой анализ.

Изобретательские задачи.

Генераторы-критики.

Диаграмма Венна.

Обратный мозговой штурм.

ПОПС - Формула

 З.Контроль знаний, обратная связь   Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме—контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ.   И.Формирование умения задавать вопросы Наибольший эффект на данном этапе можно получить: Хочу спросить. Метод интеллект-карт. Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни  каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. Толстый и тонкий вопрос. Жокей и лошадь. если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня; если использовать нетрадиционные формы проведения контроля; если включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют  новые возможности и неизвестные пока знания. Вопросительные слова. Цепочка признаков.  Вопрос  к тексту. Диаграмма Венна. Рюкзак Ромашка Блума. Опрос по цепочке

З.Контроль знаний, обратная связь

Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме—контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ.

И.Формирование умения задавать вопросы

Наибольший эффект на данном этапе можно получить:

Хочу спросить.

Метод интеллект-карт.

Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни  каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования.

Толстый и тонкий вопрос.

Жокей и лошадь.

  • если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня;
  • если использовать нетрадиционные формы проведения контроля;
  • если включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют  новые возможности и неизвестные пока знания.

Вопросительные слова.

Цепочка признаков.

Вопрос  к тексту.

Диаграмма Венна.

Рюкзак

Ромашка Блума.

Опрос по цепочке

      К. Обобщение  Задание на выбор Коллаж Л. Домашнее задание Составление кластера Рекламный плакат Решение или составление кроссворда Составить правила Метод шести шляп Составить и провести анкету с родными и близкими Синквейн Творческое задание Лови ошибку Подобрать пословицы Дерево знаний Написать мини- сочинение Иллюстрированный тест Придумать и нарисовать герб семьи Составить родословную

К. Обобщение

Задание на выбор

Коллаж

Л. Домашнее задание

Составление кластера

Рекламный плакат

Решение или составление кроссворда

Составить правила

Метод шести шляп

Составить и провести анкету с родными и близкими

Синквейн

Творческое задание

Лови ошибку

Подобрать пословицы

Дерево знаний

Написать мини- сочинение

Иллюстрированный тест

Придумать и нарисовать герб семьи

Составить родословную

М. Рефлексия В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика. «Телеграмма».   Цветные  поля.   Мысли во времени. Релаксация Н. Завершение урока Шесть шляп. Добрые полжелания Синквей. Похвала Скажи друг другу доброе слово Райтинг. Хайку. Диаманта. До -после. ЗУХ Сообщи свое Я. Рюкзак. Тест «Какой я?» Рефлексия «Продолжите фразу!» Игра «Ладошки»

М. Рефлексия

В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.

«Телеграмма».

Цветные  поля.

Мысли во времени.

Релаксация

Н. Завершение урока

Шесть шляп.

Добрые полжелания

Синквей.

Похвала

Скажи друг другу доброе слово

Райтинг.

Хайку.

Диаманта.

До -после.

ЗУХ

Сообщи свое Я.

Рюкзак.

Тест «Какой я?»

Рефлексия «Продолжите фразу!»

Игра «Ладошки»

Приём “Отсроченная отгадка”  Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие Прием “Нестандартный вход в урок” Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний .

Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует:

умение анализировать и сопоставлять факты;

умение определять противоречие;

умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие

Прием “Нестандартный вход в урок”

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний .

Приём “Удивляй!” Приём

Приём “Удивляй!”

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Формирует:

умение анализировать;

умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Приём “Фантастическая добавка”  Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Приём “Необъявленная тема”  Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Приём “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приём “Необъявленная тема”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

 Мешок настроений Приём «Дружеская мойка» Плохое настроение можно «собрать» в воображаемый пакет и выбросить в мусорное ведро.  Этот приём нацелен на воспитание уверенности в себе и самоуважению.  Расставить детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребёнок пройдёт между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения.  В результате такой « мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок. Затем он встаёт в свой ряд , и процедура повторяется. (2-3 раза)

Мешок настроений

Приём «Дружеская мойка»

Плохое настроение можно «собрать» в воображаемый пакет и выбросить в мусорное ведро.

Этот приём нацелен на воспитание уверенности в себе и самоуважению. Расставить детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребёнок пройдёт между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате такой « мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок. Затем он встаёт в свой ряд , и процедура повторяется. (2-3 раза)

Упражнение «Комплименты»  дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников. цветовой прием  «Дерево настроений» Если настроение хорошее, комфортное, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.
  • Упражнение «Комплименты»
  • дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

цветовой прием

«Дерево настроений» Если настроение хорошее, комфортное, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:

1)    создания проблемной ситуации - означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

2)    побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации -представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

3)    побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

4)    принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Мозговой штурм – методика активизации группового поиска идей, решения проблемы. Обстановка в процессе ее применения должна быть непринужденной, люди раскованными, никакой критики и самокритики. Мнение каждого считается ценным и обсуждается. Можно высказывать любые предположения, в том числе парадоксальные и нереальные.

Мозговой штурм

– методика активизации группового поиска идей, решения проблемы. Обстановка в процессе ее применения должна быть непринужденной, люди раскованными, никакой критики и самокритики. Мнение каждого считается ценным и обсуждается. Можно высказывать любые предположения, в том числе парадоксальные и нереальные.

Смена Мезансцены

То есть, прямо на уроке начать экспериментировать с размещением своих учеников. Точнее – с расположением малых групп, ученических команд, рабочих компаний. Перебирая и примеряя всевозможные варианты (в буквальном смысле слова! - то есть, давая всему классу возможность на себе проверить комфортность предлагаемых детьми размещений), учителю нужно «здесь-и-сейчас» искать те позиции, те места и те расположения, которые окажутся классу удобными для работы. Тогда ученикам начнет открываться нечто интересное, как будто на них что-то снизошло… Добавим, что за образец поиска новых мизансцен на уроке можно брать работу драматических актеров, которые на своих репетициях то и дело заняты поиском «удобных» мизансцен. Для этого они перемещаются по сцене, и так, и сяк примеряясь в пространстве, пока подходящая мизансцена не будет найдена. Комфортность мизансценического расположения каждой из рабочих групп в едином пространстве (стены классной комнаты никто – что для социо-игрового стиля принципиально! – не покидает) будет особо важна при реализации заключительного звена нашей герменевтической цепочки.

Типология учебных вопросов • Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто...? Когда…?). • Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?). • Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?). • Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?). • Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?). • Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

Типология учебных вопросов

  • Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто...? Когда…?).
  • Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …?
  • Можно ли сказать, что…?).
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).
  • Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые

стороны…?).

  • Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…?
  • Как изменится…, если…?).
  • Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

Приём “Да-нет”.

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём “Цепочка признаков“

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

умение описывать объект через имена и значения признаков;

умение определять по заданным частям модели скрытые части;

умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Приём “Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Приём “Шаг за шагом”.

П риём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём «Жокей и лошадь»  Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения. Приём “Игровая цель”  Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий. Формирует: учебные умения; умение работать в команде; умение слушать и слышать друг друга. Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём “Игровая цель”

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

учебные умения;

умение работать в команде;

умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Приём “Корзина идей, понятий, имен” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.  Приём “Развивающий канон”  Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Пример.  Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ?

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Приём “Развивающий канон”

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример.

Слагаемое – сумма = множители - ?

Круг – окружность = шар -?

Береза – дерево = стихотворение - ?

Песня – композитор = самолет - ?

Приём “Ложная альтернатива”

Приём «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Формирует:

Пример.

умение прогнозировать события;

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

умение соотносить известные и неизвестные факты;

умение выражать свои мысли;

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

умение сравнивать и делать вывод.

Что растет не березе - яблоки или груши?

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Приём “Рюкзак”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил ,

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

Стратегия “Вопросительные слова”.   Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.   Вопросительные слова Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение?

Стратегия “Вопросительные слова”.

 

Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

 

Вопросительные слова

  • Как?
  • Что?
  • Где?
  • Почему?
  • Сколько?
  • Откуда?
  • Какой?
  • Зачем?
  • Каким образом?
  • Какая взаимосвязь?
  • Из чего состоит?
  • Каково назначение?
 Приём «Согласен – Не согласен»  Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.  Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

  • Приём "Инсерт".

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Стратегия “ИДЕАЛ”

Это стратегия технологии развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

умения определять проблему;

умение находить и формулировать пути решения проблемы;

умение выбирать сильное решение.

Пример.

И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как .

Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

 Приём “Зигзаг”   Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: Приём • анализировать текст совместно с другими людьми; “ Целое-часть. Часть-целое”  • вести исследовательскую работу в группе;  Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу • доступно передавать информацию другому человеку; Пример.  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. 1. Автомобиль - колесо; Пример.  ружье - Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. а) стрелять б) курок в) оружие

Приём “Зигзаг”

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Приём

• анализировать текст совместно с другими людьми;

Целое-часть. Часть-целое”

• вести исследовательскую работу в группе;

Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

• доступно передавать информацию другому человеку;

Пример.

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

1. Автомобиль - колесо;

Пример.

ружье -

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

а) стрелять б) курок в) оружие

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)  Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Приём “Обратный мозговой штурм”  Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример.  Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества. Источник: Развитие творческого мышления

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Приём “Обратный мозговой штурм”

Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

Пример.

Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.

Источник: Развитие творческого мышления

 Приём “Генераторы-критики”  Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Пример.  Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.   Приём “Диаграмма Венна”  Описание: Доска (лист) делится на три части.  В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Приём “Генераторы-критики”

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Пример.

Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

Приём “Диаграмма Венна”

Описание: Доска (лист) делится на три части.

В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

 Приём “Морфологический ящик”  Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. Например: копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.  Приём “Создай паспорт”  Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану Может быть использован для создания характеристик героев литературных произведений;

Приём “Морфологический ящик”

Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. Например: копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

Приём “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Может быть использован для создания характеристик героев литературных произведений;

 Приём “Вопрос к тексту”   Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.  Формирует: Приём «Хочу спросить»  умение содержательно формулировать вопросы; Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.. умение оценивать границы своих знаний. Формирует: Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих. умение задавать вопросы; Совет умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу. Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто… Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

Приём “Вопрос к тексту”

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

Приём «Хочу спросить»

умение содержательно формулировать вопросы;

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке..

умение оценивать границы своих знаний.

Формирует:

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

умение задавать вопросы;

Совет

умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.

Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…

Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

Кейс – это специально подготовленный материал с описанием истории конкретной проблемы, на основе которой можно успешно развивать у обучающихся социально значимые навыки: способность к анализу, принятию решений и т.д. Кейс  – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем;

Кейс

это специально подготовленный материал с описанием истории конкретной проблемы, на основе которой можно успешно развивать у обучающихся социально значимые навыки: способность к анализу, принятию решений и т.д.

Кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем;

Метод шести шляп:  1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция; 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики; 3-я шляпа – черная: критическая, негативная; 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего); 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая; 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая. Такие шляпы мы с ребятами смастерили своими руками. Когда водрузишь на голову такую шляпу, возникают неожиданные ощущения и мысли.

Метод шести шляп:

1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция; 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики; 3-я шляпа – черная: критическая, негативная; 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего); 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая; 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая. Такие шляпы мы с ребятами смастерили своими руками. Когда водрузишь на голову такую шляпу, возникают неожиданные ощущения и мысли.

        Рассмотрим игру «Ассоциации». В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет какого-либо героя ( понятие). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой.

        Рассмотрим игру «Ассоциации». В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет какого-либо героя ( понятие). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой.

Игра «Чистая доска»  Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.  Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

Игра «Чистая доска»

  • Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».
Чтение по стопам. Учащиеся читают определенными кусками, на которые учитель разбил заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст, прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Вопросы. Которые задает учитель для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения. «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

Чтение по стопам.

Учащиеся читают определенными кусками, на которые учитель разбил заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст, прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Вопросы. Которые задает учитель для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.

«Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

  Приём “Лови ошибку”    Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. «Экспертная комиссия» Формирует:  умение анализировать информацию; (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов). умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

«Экспертная комиссия»

Формирует:

умение анализировать информацию;

(группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Прием «Древо знаний»   Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.

Прием «Древо знаний»

  • Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).
  • На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.
«Иллюстрированный тест»   Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала. На лист приклеиваются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.

«Иллюстрированный тест»

  • Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала. На лист приклеиваются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.
Игра «Ладошки»   Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся. На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.

Игра «Ладошки»

Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся.

На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.

Прием «Круги на воде» Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
  • Прием «Круги на воде»
  • Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
З  У  Х      В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения .

З

У

Х

 

  В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения .

Прием «Учимся сообща»   Цель: активизация познавательной деятельности учащихся. Учащиеся формируют в несколько групп (4-7 человек в каждой группе). Важно, чтобы количество образованных групп было четным. Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста. Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая группа подготавливает вопросы к такому же отрывку текста. Целесообразно заранее обговорить их количество. Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д. По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся. Учитель подводит итоги учебной деятельности.

Прием «Учимся сообща»

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Учащиеся формируют в несколько групп (4-7 человек в каждой группе).

Важно, чтобы количество образованных групп было четным.

Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста.

Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту.

Вторая группа подготавливает вопросы к такому же отрывку текста.

Целесообразно заранее обговорить их количество.

Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д.

По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся.

Учитель подводит итоги учебной деятельности.

Прием “Двойной дневник”   Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста. Описание приема . Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Прием “Двойной дневник”

Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приема .

Учитель предлагает изучить определенный текст.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Прием “Пресс-конференция”

Цель: - формирование у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы;

развитие мыслительных способностей школьников;

диагностика уровня усвоения нового материала.

Время выполнения: 8-12 минут.

Описание приема .

Перед изучением учебного текста, учитель ставит задачу составить к нему список вопросов. Целесообразно оговорить минимальное их число.

Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:

1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке;

2 – вопросы, требующие отдельного исследования;

3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.

Учитель отвечает на вопросы из первой группы. Целесообразно предоставить право ответа более подготовленным ученикам.

Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих докладов учащихся.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус - Интересно) «П+» - позитивный характер «М-» - негативный характер «И» - интересно     В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы. «П+» «М-» «И»

Таблица ПМИ (Плюс – Минус - Интересно)

«П+» - позитивный характер

«М-» - негативный характер

«И» - интересно

 

 

В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

«П+»

«М-»

«И»

Сюжетная таблица Таблица состоит из пяти вопросов, она поможет при работе с историческими текстами, документами (описание события). Читая текст, ученик делает пометки по пяти вопросам, создавая скелет текста. Таким образом, развивается сюжетное мышление учеников.           Кто?  Что? Когда?   Где?  Почему?

Сюжетная таблица

Таблица состоит из пяти вопросов, она поможет при работе с историческими текстами, документами (описание события). Читая текст, ученик делает пометки по пяти вопросам, создавая скелет текста. Таким образом, развивается сюжетное мышление учеников.

 

 

 

 

 

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Стратегия «ИДЕАЛ»:   И – идентифицируйте проблему Д – доберитесь до ее сути Е – есть варианты решения! А – а теперь – за работу! Л – логические выводы

Стратегия «ИДЕАЛ»:

И – идентифицируйте проблему

Д – доберитесь до ее сути

Е – есть варианты решения!

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы

ПОПС – формула:   П – позиция Я считаю, что… О – обоснование Потому, что… П – пример Например, … С – следствие Поэтому…

ПОПС – формула:

П – позиция Я считаю, что…

О – обоснование Потому, что…

П – пример Например, …

С – следствие Поэтому…

«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

«Хочу спросить»

  • (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
Прием составления кластера   Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.

Прием составления кластера

  • Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
  • Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
  • Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
  • Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.
Синквейн Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.  

Синквейн

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.

 

ДИСПУТ (от лат. disputo спорю, рассуждаю)   обсуждение острой, общественно значимой проблемы с целью утверждения собственной точки зрения и победы над другой стороной.  Диспут: – ориентирует на обсуждение жизненно важных, значимых проблем, но не требует определенных и окончательных решений; – является способом предотвращения «истощения» мотивации учения и ее укрепления – ориентирует на приобретение знаний и формирование коммуникативных и диалоговых умений и навыков в ходе столкновения мнений, точек зрения; – дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей; – учит обнаруживать сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения; – учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины;

ДИСПУТ (от лат. disputo спорю, рассуждаю)

обсуждение острой, общественно значимой проблемы с

целью утверждения собственной точки зрения и

победы над другой стороной.

Диспут:

ориентирует на обсуждение жизненно важных, значимых

проблем, но не требует определенных и окончательных решений;

является способом предотвращения «истощения» мотивации

учения и ее укрепления

ориентирует на приобретение знаний и формирование

коммуникативных и диалоговых умений и навыков в ходе

столкновения мнений, точек зрения;

дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать

свои взгляды, убеждать в них других людей;

учит обнаруживать сильные и слабые стороны

противоположного суждения, подобрать доказательства,

опровергающие ошибочность одной и подтверждающие

достоверность другой точки зрения;

учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины;

Деловая игра «НИЛ» НИЛ –научно - исследовательская лаборатория Задачедатель-учитель или специально подготовленный ученик; Изобретатели или исследователи- группа или несколько групп учеников

Деловая игра «НИЛ»

  • НИЛ –научно - исследовательская лаборатория
  • Задачедатель-учитель или специально подготовленный ученик;
  • Изобретатели или исследователи- группа или несколько групп учеников
Тест «Какой Я?».   В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты. Твоё мнение Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.  __________________________________________________________________  __________________________________________________________________ Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?                 Хочу избавиться  Хочу приобрести

Тест «Какой Я?».

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

Твоё мнение

Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

 

 

 

 

 

 

 

 

Хочу избавиться

Хочу приобрести

Продолжите фразу Рефлексия  «Сегодняшнее занятие научило меня …».

Продолжите фразу

  • Рефлексия «Сегодняшнее занятие научило меня …».

Приём "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Приём «Связи»

Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

Формирует:

умение находить связи между объектами в системе;

умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;

умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом. Пример:

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

Д: Вулкан – тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

Приём «Толстый и тонкий вопрос»    Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.