СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Крылья Славы Липецка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал отображает основные этапы авиационной истории города, подвиги отважных лётчиков Липецкого авиацентра, который является основной базой исследования боевых возможностей самолёта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Крылья Славы Липецка"»

Крылья славы Липецка Подготовила Сухомлинова О.В., учитель младших  классов МБОУ СШ №61, Липецк

Крылья славы Липецка

Подготовила Сухомлинова О.В., учитель младших

классов МБОУ СШ №61, Липецк

 Наш город, основанный в 1703 году, широко известен в России не только в качестве «города-металлурга» и «города-курорта». В XX веке Липецк стал также и «крылатым» городом, «городом-авиатором».  Началом авиационной истории Липецка считается 4 ноября 1918 года – именно в этот день на аэродроме города приземлился первый боевой самолет эскадры военных кораблей РККА «Илья Муромец».

Наш город, основанный в 1703 году, широко известен в России не только в качестве «города-металлурга» и «города-курорта». В XX веке Липецк стал также и «крылатым» городом, «городом-авиатором».

Началом авиационной истории Липецка считается 4 ноября 1918 года – именно в этот день на аэродроме города приземлился первый боевой самолет эскадры военных кораблей РККА «Илья Муромец».

В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, С 1927 года школа становится испытательным полигоном, где отрабатывались наиболее оптимальные виды ведения боевых действий в воздухе, проводились испытания боевых самолетов. *С января 1934 года стала действовать Высшая летно-тактическая школа ВВС. По-2 (У-2, 1928) и-16,1933

В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, С 1927 года школа становится испытательным полигоном, где отрабатывались наиболее оптимальные виды ведения боевых действий в воздухе, проводились испытания боевых самолетов. *С января 1934 года стала действовать Высшая летно-тактическая школа ВВС.

По-2 (У-2, 1928)

и-16,1933

В годы Великой отечественной войны 402 авиационный полк, ставший в последствии основой Липецкого авиацентра, прошел путь от Москвы до Берлина, добившись превосходства в воздухе над немецкими асами. Летчиками полка было сбито 810 немецких самолетов. Полк называли авиационным спецназом и использовали на самых напряженных участках фронта.  Воздушный бой (ВОВ)  У-2 Истребитель ИЛ-2 Истребитель И-16

В годы Великой отечественной войны 402 авиационный полк, ставший в последствии основой Липецкого авиацентра, прошел путь от Москвы до Берлина, добившись превосходства в воздухе над немецкими асами. Летчиками полка было сбито 810 немецких самолетов. Полк называли авиационным спецназом и использовали на самых напряженных участках фронта.

Воздушный бой (ВОВ)

У-2

Истребитель ИЛ-2

Истребитель И-16

Из страниц летописи липецкого авиацентра В 1944-м в Липецке начинает работать Высшая офицерская школа ВВС 1953 год считается годом создания Липецкого авиацентра. С 1960 года летно-тактическая школа была преобразована в 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В. П. Чкалова. В 1992 году он получил постоянную прописку в Липецке. С августа 2007 года начались опытно-войсковые полеты новейшего многофункционального авиационного комплекса Су-34. В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверх маневренных многофункциональных истребителей Су-30СМ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С.  Участие в локальных войнах в Египте, Афганистан и Сирии. С 24 февраля 2022 года – участие в СВО в Украине.

Из страниц летописи липецкого авиацентра

В 1944-м в Липецке начинает работать Высшая офицерская школа ВВС

1953 год считается годом создания Липецкого авиацентра.

С 1960 года летно-тактическая школа была преобразована в 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В. П. Чкалова.

В 1992 году он получил постоянную прописку в Липецке.

С августа 2007 года начались опытно-войсковые полеты новейшего многофункционального авиационного комплекса Су-34.

В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверх маневренных многофункциональных истребителей Су-30СМ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С.

Участие в локальных войнах в Египте, Афганистан и Сирии.

С 24 февраля 2022 года – участие в СВО в Украине.

СЛАВА ВАМ, ХРАБРЫЕ!  Профессия военного всегда связана с риском, а служба в военной авиации - это риск вдвойне.  Летчики совершали подвиги на территории нашей области не только в годы Великой Отечественной войны . Меняется авиационная техника, управляют ею новые поколения авиаторов, но осталась неизменной их любовь к Родине, готовность отдать за нее свои силы, свой талант, а если потребуется и жизнь, спасая десятки мирных жителей.

СЛАВА ВАМ, ХРАБРЫЕ!

Профессия военного всегда связана с риском, а служба в военной авиации - это риск вдвойне.

Летчики совершали подвиги на территории нашей области не только в годы Великой Отечественной войны . Меняется авиационная техника, управляют ею новые поколения авиаторов, но осталась неизменной их любовь к Родине, готовность отдать за нее свои силы, свой талант, а если потребуется и жизнь, спасая десятки мирных жителей.

Михаил Васильевич Водопьянов ( 1899-1980) М.В.Водопьянов тесно связан с жизнью Липецкой области. Здесь он родился, начинал служить в дивизионе кораблей «Илья Муромец». Много раз приезжал в наш город. 1969 году ему было присвоено звание «Почетный Гражданин города Липецк». Избирался .депутатом Верховного Совета СССР от Липецкой области. В 1934 году он участвует в операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» и является одним из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник высокоширотных арктических экспедиций. Участвовал в гражданской и Великой Отечественной войне. Член Союза писателей СССР, Генерал-майор авиации.

Михаил Васильевич Водопьянов ( 1899-1980)

М.В.Водопьянов тесно связан с жизнью Липецкой области. Здесь он родился, начинал служить в дивизионе кораблей «Илья Муромец». Много раз приезжал в наш город. 1969 году ему было

присвоено звание «Почетный Гражданин города Липецк». Избирался .депутатом Верховного Совета СССР от Липецкой области. В 1934 году он участвует в операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» и является одним из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник высокоширотных арктических экспедиций. Участвовал в гражданской и Великой Отечественной войне. Член Союза писателей СССР, Генерал-майор авиации.

 Александр Петрович Петров Уроженец г. Липецка, пилот испытатель первого класса, летчик – снайпер, участник второй чеченской войны совершил 760 испытательных полетов, трижды катапультировался, но продолжал летать.  В марте 2000 года, как один из наиболее подготовленных лётчиков ВВС, обеспечивал перелёт президента России из Краснодара в Грозный и обратно, выполняя полёт на самолёте сопровождения СУ-27УБ и перевозя на своём борту аппаратуру специальной связи.  В мае 2001 года при полете над Липецком загорелся двигатель самолета, пытаясь потушить пожар и отвести самолет от города, катапультировался на сверх минимальной высоте.  21 февраля 2008 года указом президента России за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники и вооружения, Александру Петрову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Александр Петрович Петров

Уроженец г. Липецка, пилот испытатель первого класса, летчик – снайпер, участник второй чеченской войны совершил 760 испытательных полетов, трижды катапультировался, но продолжал летать.

В марте 2000 года, как один из наиболее подготовленных лётчиков ВВС, обеспечивал перелёт президента России из Краснодара в Грозный и обратно, выполняя полёт на самолёте сопровождения СУ-27УБ и перевозя на своём борту аппаратуру специальной связи.

В мае 2001 года при полете над Липецком загорелся двигатель самолета, пытаясь потушить пожар и отвести самолет от города, катапультировался на сверх минимальной высоте.

21 февраля 2008 года указом президента России за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники и вооружения, Александру Петрову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Особой любовью липчан пользовался генерал-майор, заслуженный летчик России Александр Николаевич Харчевский , один из ведущих военных лётчиков России, с 1997 по 2015 год работавший начальником авиацентра, имел квалификацию «летчик- снайпер». Участвуя в 50 боях с зарубежными летчиками, ни в одно не проиграл. Во главе пилотажной группы «Соколы России» А.Харчевский не раз за штурвалом истребителя-бомбардировщика Су-34 участвовал в воздушных парадах на Поклонной горе и Красной площади. Не случайно будущий президент России Владимир Путин именно ему доверил свою жизнь в 2000 году. На самолете СУ-27УБ Харчевский обеспечил его перелёт из Краснодара в Грозный и обратно.

Особой любовью липчан пользовался генерал-майор, заслуженный летчик России Александр Николаевич Харчевский , один из ведущих военных лётчиков России, с 1997 по 2015 год работавший начальником авиацентра, имел квалификацию «летчик- снайпер». Участвуя в 50 боях с зарубежными летчиками, ни в одно не проиграл. Во главе пилотажной группы «Соколы России» А.Харчевский не раз за штурвалом истребителя-бомбардировщика Су-34 участвовал в воздушных парадах на Поклонной горе и Красной площади. Не случайно будущий президент России Владимир Путин именно ему доверил свою жизнь в 2000 году. На самолете СУ-27УБ Харчевский обеспечил его перелёт из Краснодара в Грозный и обратно.

Взлетели в вечность  В истории авиацентра есть и трагические страницы. В 1992 году в учебно-боевом полёте погиб начальник Центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС (1989–1992) генерал-майор Суламбек Осканов . В сложных метеоусловиях у самолета произошёл отказ авиагоризонта.  Самолёт вышел из облаков над станцией Хворостянка на высоте 400 м. В последние мгновения Осканов ценой своей жизни увел самолет от населенного пункта, не успев катапультироваться. Памятник Осканову С.С.  на родине в Ингушетии Суламбек Сусаркулович Осканов-Герой России

Взлетели в вечность

В истории авиацентра есть и трагические страницы. В 1992 году в учебно-боевом полёте погиб начальник Центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС (1989–1992) генерал-майор Суламбек Осканов . В сложных метеоусловиях у самолета произошёл отказ авиагоризонта.

Самолёт вышел из облаков над станцией Хворостянка на высоте 400 м. В последние мгновения Осканов ценой своей жизни увел самолет от населенного пункта, не успев катапультироваться.

Памятник Осканову С.С.

на родине в Ингушетии

Суламбек Сусаркулович Осканов-Герой России

Пожертвовали собой, спасая жизни людей, и два других липецких летчика. В 1968 году подполковник Леонтий Кривенко и майор Сергей Шерстобитов выполняли полёт на сверхзвуковом бомбардировщике Як-28. Прямо над городом у заправленного и снаряжённого боеприпасами самолёта загорелся сначала один двигатель, потом другой. Ценой своей жизни лётчики сумели отвести падающий самолёт от жилых зданий, заставив его рухнуть на пустыре недалеко от военного городка. Если бы экипаж катапультировался, то неуправляемый самолёт с полным запасом топлива и грузом боеприпасов рухнул бы в центре Липецка. За свой подвиг оба лётчика были посмертно награждены Орденами Красного Знамени. 18 июля 2003 года на площади Авиаторов в Липецке рядом с памятником героям-авиаторам установлены скульптуры погибших лётчиков Л.А.Кривенков  С.М.Шерстобитов

Пожертвовали собой, спасая жизни людей, и два других липецких летчика. В 1968 году подполковник Леонтий Кривенко и майор Сергей Шерстобитов выполняли полёт на сверхзвуковом бомбардировщике Як-28. Прямо над городом у заправленного и снаряжённого боеприпасами самолёта загорелся сначала один двигатель, потом другой. Ценой своей жизни лётчики сумели отвести падающий самолёт от жилых зданий, заставив его рухнуть на пустыре недалеко от военного городка. Если бы экипаж катапультировался, то неуправляемый самолёт с полным запасом топлива и грузом боеприпасов рухнул бы в центре Липецка.

За свой подвиг оба лётчика были посмертно награждены Орденами Красного Знамени.

18 июля 2003 года на площади Авиаторов в Липецке рядом с памятником героям-авиаторам установлены скульптуры погибших лётчиков

Л.А.Кривенков

С.М.Шерстобитов

21 апреля 1987 года потерпел катастрофу самолет МиГ-23УБ, пилотируемый военным летчиком 1-го класса майором Евгением Ивановичем Захаровым и командиром эскадрильи военным летчиком 1-го класса майором Владимиром Ивановичем Новоселовым . Летчики выполняли контрольный полет, отрабатывая воздушный бой с истребителями. Во время полета ракетоносец неожиданно перестал слушаться пилотов. Летчики имели право и могли катапультироваться, но под ними раскинулось большое село Колыбельское Чаплыгинского района. Удерживая самолет на пикировании для увеличения скорости, летчики отвернули от населенного пункта, после чего приняли решение катапультироваться. Недостаток высоты не позволил это осуществить. Летчики погибли.  Летчики Захаров и Новоселов были награждены указом президиума Верховного Совета СССР орденами Красной звезды посмертно. В.И. Новоселов Е.И. Захаров

21 апреля 1987 года потерпел катастрофу самолет МиГ-23УБ, пилотируемый военным летчиком 1-го класса майором Евгением Ивановичем Захаровым и командиром эскадрильи военным летчиком 1-го класса майором Владимиром Ивановичем Новоселовым . Летчики выполняли контрольный полет, отрабатывая воздушный бой с истребителями. Во время полета ракетоносец неожиданно перестал слушаться пилотов. Летчики имели право и могли катапультироваться, но под ними раскинулось большое село Колыбельское Чаплыгинского района. Удерживая самолет на пикировании для увеличения скорости, летчики отвернули от населенного пункта, после чего приняли решение катапультироваться. Недостаток высоты не позволил это осуществить. Летчики погибли.

Летчики Захаров и Новоселов были награждены указом президиума Верховного Совета СССР орденами Красной звезды посмертно.

В.И. Новоселов

Е.И. Захаров

Самолет – капризное созданье: И металл, бывает, устает. Но стальное самообладанье Отличает вышедших в полет.

Самолет – капризное созданье: И металл, бывает, устает. Но стальное самообладанье Отличает вышедших в полет.

Олег Анатольевич Пешков Российский военный лётчик, старший инспектор-лётчик подполковник, имел квалификацию лётчика-снайпера. Возглавлял службу безопасности полётов в Липецком авиацентре. С сентября 2015 года принимал участие в Военной операции России в Сирии.  24 ноября 2015 года его самолёт был сбит турецким истребителем над горами Туркмен, Пешков и его штурман Константин Мурахтин катапультировались, но по ним был открыт огонь с земли. В результате Олег Пешков погиб. Указом президента России от 25 ноября того же года Пешков удостоен звания Героя Российской Федерации.

Олег Анатольевич Пешков

Российский военный лётчик, старший инспектор-лётчик подполковник, имел квалификацию лётчика-снайпера. Возглавлял службу безопасности полётов в Липецком авиацентре. С сентября 2015 года принимал участие в Военной операции России в Сирии.

24 ноября 2015 года его самолёт был сбит турецким истребителем над горами Туркмен, Пешков и его штурман Константин Мурахтин катапультировались, но по ним был открыт огонь с земли. В результате Олег Пешков погиб. Указом президента России от 25 ноября того же года Пешков удостоен звания Героя Российской Федерации.

Второго декабря 2022 года под Клещеевкой, недалеко от Артёмовска, экипаж фронтового бомбардировщика Су-24 М в составе лётчика Александра Антонова и штурмана Владимира Никишина повторил подвиг Николая Гастелло, который 26 июня 1941 года первым из советских лётчиков направил горящий самолёт на механизированную колонну врага.  Самолет Антонова и Никишина был подбит. Летчики могли катапультироваться, но решили выполнить поставленную перед ними задачу любой ценой. Подбитый самолёт Антонова и Никишина вышел на боевой курс и горящим врезался в танковую колонну ВСУ 17 декабря 2022 года указом президента России Александру Антонову и Владимиру Никишину присвоено звание Героев Российской Федерации (посмертно).

Второго декабря 2022 года под Клещеевкой, недалеко от Артёмовска, экипаж фронтового бомбардировщика Су-24 М в составе лётчика Александра Антонова и штурмана Владимира Никишина повторил подвиг Николая Гастелло, который 26 июня 1941 года первым из советских лётчиков направил горящий самолёт на механизированную колонну врага.

Самолет Антонова и Никишина был подбит. Летчики могли катапультироваться, но решили выполнить поставленную перед ними задачу любой ценой. Подбитый самолёт Антонова и Никишина вышел на боевой курс и горящим врезался в танковую колонну ВСУ

17 декабря 2022 года указом президента России Александру Антонову и Владимиру Никишину присвоено звание Героев Российской Федерации (посмертно).

Неугасима память поколений И подвиг тех, кого так свято чтим! Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим…

Неугасима память поколений

И подвиг тех, кого так свято чтим!

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…

Их подвиг на страницах книг

Их подвиг на страницах книг

Погибшим - Быть бессменно на посту, Им жить в названьях улиц и в былинах. Их подвигов святую красоту Отобразят художники в картинах. Живым - Героев чтить, не забывать, Их имена хранить в бессмертных списках, Об их отваге всем напоминать И класть цветы к подножьям обелисков!  Алексей Сурков Памятник авиаторам, Липецк Памятник летчикам авиацентра, Липецк

Погибшим -

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым -

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

Алексей Сурков

Памятник авиаторам, Липецк

Памятник летчикам авиацентра, Липецк

 Музей Липецкого авиацентра В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года. Находящаяся там выставка подробно отображает основные этапы авиационной истории города от первой эскадры самолетов «Илья Муромец» и до сегодняшних дней. Экспозиция музея включает образцы авиационного вооружения и оборудования, спец обмундирования, макеты самолетов и вертолетов.

Музей Липецкого авиацентра

В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года. Находящаяся там выставка подробно отображает основные этапы авиационной истории города от первой эскадры самолетов «Илья Муромец» и до сегодняшних дней. Экспозиция музея включает образцы авиационного вооружения и оборудования, спец обмундирования, макеты самолетов и вертолетов.

 Девиз Липецкого авиационного центра : «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать»  Сегодня Липецкий авиацентр является основной базой исследования боевых возможностей самолетов с последующим внедрением в практику ВВС.  В Центре освоено свыше сорока основных типов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов  В советское время переподготовку в авиацентре прошли около 50 тысяч летчиков, более 300 летчиков стали Героями, оттачивали летное мастерство 11 летчиков-космонавтов, 7 маршалов авиации.

Девиз Липецкого авиационного центра :

«Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать»

Сегодня Липецкий авиацентр является основной базой исследования боевых возможностей самолетов с последующим внедрением в практику ВВС.

В Центре освоено свыше сорока основных типов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов

В советское время переподготовку в авиацентре прошли около 50 тысяч летчиков, более 300 летчиков стали Героями, оттачивали летное мастерство 11 летчиков-космонавтов, 7 маршалов авиации.

Липецкий авиационный центр принимает участие в Международных авиакосмических салонах, выставках вооружения и военной техники. Летчики авиацентра регулярно выступают на праздниках, посвященных Дню Победы, представляют группы летчиков для участия в международных и внутрироссийских армейских учениях.

Липецкий авиационный центр принимает участие в Международных авиакосмических салонах, выставках вооружения и военной техники. Летчики авиацентра регулярно выступают на праздниках, посвященных Дню Победы, представляют группы летчиков для участия в международных и внутрироссийских армейских учениях.

Липецкий авиацентр – школа высшего мастерства  В состав авиацентра входят знаменитые пилотажные группы «Русские Витязи», «Стрижи» и авиагруппа высшего пилотажа и воздушного боя «Соколы России», которые демонстрируют возможности состава и современной авиационной техники.  «СОКОЛЫ РОССИИ» - визитная карточка ВВС. Ее летчики отрабатывают сложные маневры, вносят значительный вклад в совершенствование техники пилотирования.  Это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолетах показывает тактические приемы воздушного боя на ограниченном пространстве и малой высоте. На протяжении многих лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации и мастерство ее летчиков.  «Соколы России» В воздухе «Витязи России» Пилотажная группа «Стрижи»

Липецкий авиацентр – школа высшего мастерства

В состав авиацентра входят знаменитые пилотажные группы «Русские Витязи», «Стрижи» и авиагруппа высшего пилотажа и воздушного боя «Соколы России», которые демонстрируют возможности состава и современной авиационной техники.

«СОКОЛЫ РОССИИ» - визитная карточка ВВС. Ее летчики отрабатывают сложные маневры, вносят значительный вклад в совершенствование техники пилотирования.

Это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолетах показывает тактические приемы воздушного боя на ограниченном пространстве и малой высоте. На протяжении многих лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации и мастерство ее летчиков.

«Соколы России»

В воздухе «Витязи России»

Пилотажная группа «Стрижи»

 Город Липецк вписал свою славную страницу в летопись становления и развития отечественной авиации. Жители нашего города с большой теплотой, сердечностью и уважением отзываются о липецких летчиках, гордятся их верностью небу, выдержкой и боевым духом. Сотни мальчишек мечтают быть летчиками, а для этого нужно очень постараться, чтобы стать , смелыми, умными и очень ответственными людьми.

Город Липецк вписал свою славную страницу в летопись становления и развития отечественной авиации. Жители нашего города с большой теплотой, сердечностью и уважением отзываются о липецких летчиках, гордятся их верностью небу, выдержкой и боевым духом. Сотни мальчишек мечтают быть летчиками, а для этого нужно очень постараться, чтобы стать , смелыми, умными и очень ответственными людьми.

В честь 70-летия Липецкого авиацентра в Липецке рядом с краеведческим музеем установлен памятник липецким летчикам.  Фигуры летчиков в форме времен Великой Отечественной и современной символизируют преемственность поколений в липецкой авиашколе.  В музее открылась выставка, посвященная авиацентру — экспонаты расскажут об истории летной школы и судьбах ее героев.

В честь 70-летия Липецкого авиацентра в Липецке рядом с краеведческим музеем установлен памятник липецким летчикам.

Фигуры летчиков в форме времен Великой Отечественной и современной символизируют преемственность поколений в липецкой авиашколе.

В музее открылась выставка, посвященная авиацентру — экспонаты расскажут об истории летной школы и судьбах ее героев.