СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура в годы Великой Отечественной войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культура в годы Великой Отечественной войны"»

УРОК


КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


!94 1-1945 годы.

Павлова Валентина Ивановна

МАОУ «СШ № 1 г. Михайловска»

Учитель истории, МХК ВКК

Тел: 89089069409

[email protected]

Аннотация:

Урок по истории и МХК для учащихся 11 классов посвящен 75- летней годовщине Великой Победы. Форма проведения: урок-концерт, Предварительная подготовка учащихся проекты, сообщения-презентации.

Цель: создание художественно–документальной летописи Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Задачи:

1. Формировать понимания исторических событий через произведения литературы и искусства, свидетельства современников войны.

2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий как героизм, патриотизм, долг, честь и независимость.

3. Создать условия для сохранения исторической памяти и уважения к истории нашего народа и государства.

4. Воспитывать учащихся на примерах из истории Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;

- понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- умение давать оценку историческим событиям и культурным процессам.

Метапредметные результаты:

- работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятель- ному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

- культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера,

- умение подготовить выступление с презентаций;

- умение вступать в коммуникацию с выполнения учебно-практических задач.

Личностные результаты:

- умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

- формирование и развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни.

Технологии: проблемная, диалога, ИКТ

Оборудование и материалы:

- Компьютер, проектор, экран;

- Презентации «Культура в годы Великой отечественной войны»; «Песни Великой Отечественной войны» «Великая Отечественная война в искусстве», «Сталинградская битва в карикатурах Кукрыниксов», фонограмма с музыкальным материалом

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Урок-концерт

Ход урока


Поклонимся великим тем годам

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы попробуем создать художественно– документальную летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Произведения литературы искусства помогут нам понять не только исторические события, но и задуматься о тех людях, которые победили в той войне. Уходя на фронт, они были почти ваши ровесники. Что чувствовали они - живые свидетели и участники поражений и побед ? Задумаемся о них и о себе.


Типичная картина первых дней войны: вокзал, одетые в шинели люди с посуровевшими лицами ждут отправку. И звучит песня, обращенная к каждому из них

«Священная война» муз. А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева – Кумача (звучит песня).

Эта песня стала гимном нашего народа в первые дни войны.

1 ученик. Появились и первые плакаты Д. Мора, И. Тоидзе, которые звали -, мобилизовали людей , выражали их чувства ( показ плаката « Родина – Мать зовет» и других плакатов времен войны) .

Плакат был нужен всем, как ежедневная сводка. Вот почему над их созданием трудились и плакатисты – профессионалы, и крупные мастера живописи. Плакат превратился в острое идеологическое оружие. Художники внесли в него образность, изобретательность и художественный вкус. В окнах « ТАСС» были созданы плакаты Кукрыниксами, Тоидзе, Шмариновым. Плакаты были понятны всем, создавали образ нового героя (демонстрируются плакаты).

2 ученик. Художественным преломлением и осмыслением первых мероприятий по организации обороны страны стало стихотворение И. Эренбурга « 1941 год».

Мяли танки теплые хлеба,

И горела, как свеча изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,


Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты.


Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.


Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить,

Смерть предстала им не в высоте

А в крестьянской древней простоте,


Та, что пригорюнилась, как мать,

Та, которой нам не миновать.

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и щли, и щли,


Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шел Смоленщины дремучий бор,

И худой

зазубренный топор,

Шли пустые, тусклые поля,

Шла большая русская земля.


3 ученик. Появились стихи К. Симонова. Их печатали во фронтовых газетах, выпускали как листовки, читали по радио, переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и обратно. Эти листочки становились самыми дорогими реликвиями

( звучат стихи).

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», « Жди меня» и другие.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди. Когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня тот пусть

Скажет: « Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

На стихи К. Симонова писали песни.

( исполняется песня « Бьется в тесной печурке огонь»)

Учитель.

Мобилизация всей страны. Перевод экономики на военные рельсы. Директива от 29 июня 1941 г. Приграничные сражения.

К. Симонов « Майор привез мальчишку на лафете».

В этом стихотворении важно не только свидетельство очевидца, репортаж воина – поэта, но и вывод, к которому он нас подводит.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.


4 ученик.

Октябрь 1941 г – трагические дни битвы под Москвой, тревожные сводки Сов-информбюро (фонограмма сводки от 8 октября).

На следующий день после этого сообщения в газете « Красная Звезда» была напечатана статья И. Эренбурга « В суровый час». «Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы, и мы должны выстоять. Сейчас решается судьба России, судьба нашей страны, судьба каждого из нас, судьба наших детей.

16 октября положение на фронтах ухудшилось. 18 октября А. Толстой в « Правде» писал:

«Черная тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь, что наша жизнь, на что она мне, когда нет моей родины. Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой!»

В самих названиях статей тех дней содержалась оценка момента: « В суровый час», «Выстоять», « В дни испытаний».

И. Эринбург писал: «Москва теперь превратилась в единый военный лагерь. Она может защищаться как крепость, она получила высокое право рисковать собой. Может быть врагу удастся еще глубже врезаться в нашу страну. Мы готовы к этому. Мы не сдадимся. Мы перестали жить по минутной стрелке, от утренней сводки до вечерней, мы перевели дыхание на другой счет. Мы смело глядим вперед – там горе и там победа! Мы выстоим – это шум русских лесов, это вой русской метели, это голос русской земли!»

5 ученик. Публицистика тех дней не повторяла сводок Совинформбюро и не комментировала их, но в ней была суровая правда, отражающая взгляды и мысли людей.

Перестроили свою работу газеты, радио. По радио вещание велось на70 языках народов СССР и на 28 иностранных языках, перед микрофоном выступали Мориз Терез, Пальмиро Тальятти, Долорез Ибарурри и другие антифашисты. Радио Москвы слушали и на оккупированных территориях, оно вселяло веру в нашу победу. Оно было основным средством связи с осажденными городами – Одессой, Севастополем, Ленинградом.

Поэтесса Ольга Бергольц в течение длительного времени выступала по радио Ленинграда. «В тот вечер (январь 1942 г) – третий вечер почти полного безмолвия в Ленинграде – в радиокомитет начали приходить люди из заснеженных недр города. Их было много, и все они пришли с одним тревожным вопросом, почему замолчало радио? Скоро ли оно заговорит опять? «Нельзя ли, чтоб было сейчас же, немедленно, иначе совсем уже невозможно жить!» Радио поддерживало моральный дух ленинградцев, их веру в победу.

6 ученик. Д. Шостакович в блокадном Ленинграде создает свою гениальную Седьмую симфонию. Впервые она была исполнена 5 марта 1942 года в г. Куйбышеве оркестром Большого театра под управлением Самосуда, через 3 недели – в Колонном зале Дома Союзов в Москве. А 9 августа симфонию слушали в Ленинграде, куда партитура симфонии была доставлена с Большой земли. Так началось ее триумфальное шествие по миру. Седьмая симфония сразу же стала значительным явлением мировой культуры. Выдающиеся американские дирижеры попросили срочно выслать фотокопии нот. Ноты шли через Тегеран. Каир, Южную Америку. 19 июля 1942 года седьмая симфония - в Нью – Йорке, по американскому радио ее исполнял оркестр под управлением одного из самых знаменитых дирижеров 20 века Артуро Тосканини. «Мир и честь никогда не были дороже борющемуся человечеству, чем сейчас» – писали американские газеты, – «и мы чувствуем, как умело Шостакович выразил своей музыкой то, что всегда было глубоко заложено в сердца свободных людей, где бы они не боролись».

(звучит фонограмма).

7 ученик. Огромную роль играли газеты. Наряду с центральными («Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная Звезда») стали выходить фронтовые, армейские, дивизионные газеты. Выходили газеты на оккупированной территории (газеты партизан, листовки подпольщиков). Военные корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты, были в гуще народа, вместе с народом, на самой передовой линии огня, в партизанском крае, на боевом корабле. Оперативность, правдивость и верность оценки – вот что отличает газету тех дней. 1943 г – Курск. Люди раскрывают газету прежде, чем письмо, так как газета – это письмо, адресованное человеку лично. Портретный очерк о герое приобрел особое значение в пропаганде мужества и военного мастерства.

Обошла весь мир фотография в « Комсомольской правде» Ивана Шагина «Политрук продолжает бой». Всмотритесь в нее, чтобы понять ее глубинный смысл, средства, которыми Шагин, признанный асс с камерой, выразил свое отношение к увиденному в жестоком бою. Кругом – дым, разрывы, пулеметные очереди, а человек с забинтованной головой продолжает уверенно отдавать приказания. Белая повязка на голове командира выделяется ярким пятном в полутьме раннего утра. Выразительность, эмоциональный заряд, передача сложной боевой обстановки – все это выдвигает снимок в ряды лучших фоторабот о войне. И даже то, что мы не знаем, кто именно запечатлен на фотографии и то, что сам мастер назвал эту работу «Политрук продолжает бой», подчеркивает, с одной стороны типичность изображенного, а с другой – делает эту фотографию документом. Многие снимки делались непосредственно на поле боя, под огнем противника, что само по себе было подвигом журналистского долга.

Другим видом военной документалистики стала военная хроника, первые съемки которой начались через 3 дня после начала войны. Советские люди получили возможность своими глазами увидеть, как живет и борется страна (кинохроника). Всем крупным операциям войны были посвящены отдельные кинофильмы, а кинооператоры сражались с камерой в руках.

8 ученик. Кампания 1942 г. Завершающий этап обороны Севастополя. Картина Дейнеки «Оборона Севастополя». Последние сражения защитников города поднимаются до высот эпической трагедии и воспринимаются как философское осмысление и обобщение массового героизма народа. Главный герой картины – народ. Художник помещает в центре гигантскую фигуру готовящегося бросить гранату матроса, за ним других воинов. Он славит величие духа, подвиг сражающихся на последних пядях земли, стоящих насмерть, матросов, передает борьбу света и тьмы, утверждает уверенность в победе. Так эта картина воспринималась в те дни, рождала ненависть к врагу. (Симонов «Убей его!»).

9 ученик. Самая примечательная черта искусства 1941 – 1945 г боевой патриотический пафос, гражданственность, публицистичность. Эти черты проявились во всех видах и жанрах искусства. Прежде всего, мы должны вспомнить карикатуру, понятную и нужную всем своим широким диапазоном сатиры – от едкого юмора до убийственной иронии и гневного сарказма. Карикатура художников Кукрыниксов стала художественно – сатирической летописью войны. Она отразила грани общественной психологии народа. Его негодование, ненависть, презрение к фашизму, уверенность в победе над коричневым чудовищем. Но нигде и никогда смех Кукрыниксов не переходит в зубоскальство и пустое острословие.

Карикатура на тему гитлеровского «нового порядка» - «Весенняя посевная». На краю разоренного украинского села Гитлер, с серьезностью психопата, сажает привезенную из Германии рассаду – прусских юнкеров, облезлых баронов, битых генералов с железными крестами в петлицах. Фриц с лопатой окучивает очередного немецкого помещика. Один – уже посажен. Ноги его вкопаны в землю, руки, увешанные нагайками и плетками всех сортов, торчат, как сухие ветки деревьев. Посаженные нацисты горделиво изгибаются и машут нагайками. Чем серьезнее относится, нарисованный Кукрыниксами, садовник Гитлер и его помещичья рассада к нелепым операциям с посадкой и окучиванием, тем смешнее карикатура, тем убедительнее ее гиперболический образ, ибо, разве не столь же нелепа затея Гитлера повернуть историю вспять и насадить на украинской земле немецких помещиков. Художественные средства, применяемые Кукрыниксами, богаты. Они используют многообразие животного и растительного мира, явления природы, предметы быта, пословицы и поговорки. Легко изображают человеческое туловище в виде тряпки, чурбана, коровы (превращают книгу Гитлера «Майн кампф» в корову и товарный вагон). Меняя одну – две буквы в привычных пословицах, они подписывают свои рисунки так. «Небоскреб?» - «Недоскреб!», «Руки по швам?» - «Руки по вшам!», «Аттестат зрелости?» - «Аттестат зверости», «Автопортрет» - «Ахтыпортрет», «Где тонко, там и рвется» - «Где тонко, там и врется», «Потеряла я колечко – а в колечке 22 дивизии». Басенный народный принцип, лукавая витиеватость – нашли отражение в серии рисунков, посвященных событиям 1944-1945г.г. (демонстрируются во время рассказа карикатуры).

10 ученик. Более 900 художников ушли на фронт в первые дни войны. Наряду с фронтовыми зарисовками, карикатурами и плакатами они создавали произведения, обращавшиеся к героическому прошлому нашей страны. Павел Корин пишет картину «Александр Невский». Могучий и суровый, в стальных доспехах, стоит Невский, опираясь на тяжкий меч. Над головой его грозно темнеет военное знамя с образом «Спаса». За Александром Невским - широкая река, родной Волхов. Ненастное небо и клочок чистой лазури. Во всем настороженность, напряжение, суровость. Острыми, пронизывающими друг друга мазками, написано суровое лицо полководца. Оно показывает всю боль, причиненную врагом, и в то же время, всю решительность к борьбе с ним. Руки князя покоятся на мече, латы крепко одеты на стройную фигуру, он в любую минуту готов сразиться с врагом. Замерли воины, образовав рядом с крепостной стеной живой заслон из кольчуг. Тревожно перекликаются красные, черные, желтые, стальные краски. В них переданы собранность духа, вера в победу, а это – вера в то, что враг будет разбит. Создавая этот возвышенный образ, художник будил патриотические чувства в зрителях, и в этом он видел свою задачу в те дни.

11 ученик. Героизм и лучшие качества человека воспевала и скульптура. В Ленинграде художники организовали несколько выставок, посвященных его защитникам, В городе работала бригада скульпторов под руководством Н. В. Томского. Они вспоминают. «На улицах Выборгской стороны рвались снаряды: шел очередной обстрел города. Не обращая внимания на грохот разрывов и свист снарядов, Н. В. Томский сидел на табурете и лепил фигуру пулеметчика. Николай Васильевич на минуту встал … и в тот же миг большой осколок снаряда, разбив стекло, разнес на мелкие части готовую фигуру пулеметчика. Пришлось лепить заново».

Матвей Генрихович Манизер первым откликнулся на трагическую гибель Зои Космодемьянской, запечатлев ее образ в скульптуре. Работая над образом Зои, скульптор внимательно изучил немногочисленные фотографии девушки, знакомился с ее дневниками, советовался с ее матерью, подбирая подходящую модель для лица и фигуры Зои. Образ героини передан точно

(демонстрируется иллюстрация).

12 ученик. Максимально приблизилась к народу песня (исполняется «Бьется в тесной печурке огонь»). Эта песня родилась из письма поэта – фронтовика жене, и это глубоко личное обращение столь полно выразило состояние духа, что приобрело общественное звучание. Вспоминая о своей работе в годы войны, Леонид Утесов писал: «Военная тематика литературы – мужественная и гневная, с изрядной долей сатиры и бодрой солдатской шутки – подобно гигантскому колоколу звучала в песнях облетевших и фронт и тыл (звучит на патефоне песня «Партизанская борода»).

13 ученик. Начиная с 1942 года, в печати появились повести, рассказы, поэмы, драматургические произведения о войне. «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Леонова и другие книги представлены на выставке книг (рассказ о выставке). Особо хочется в этом ряду отметить поэму А. Твардовского «Василий Теркин». Полная юмора, задора и оптимизма, она отражала мудрость и чистоту, непоколебимость и отвагу русского человека (можно прочитать любой отрывок из поэмы).

14 ученик. Военная экономика не могла быть создана в короткие сроки, если бы не советская наука. Многие ученые уходили на фронт добровольцами, вступали в народное ополчение. 2 тыс. сотрудников ушли на фронт только из АН СССР. Тем не менее, советская наука в кратчайшие сроки разработала 28 типов самолетов, созданы были «ингибиторы коррозии», успешно применявшиеся в морском флоте, модернизирована технология производства новых танков. Страна старалась сохранить золотой фонд своей творческой и научной интеллигенции. Для этого НИИ изменили свои места размещения. Научные учреждения физико–химического профиля переехали в Казань, геологического – на Урал, гуманитарного и геологического – в Среднюю Азию. Новые методы восстановительной хирургии, обработки ран, борьбы с гангреной обеспечивали возвращение в строй до 73 % раненых бойцов. Во время войны начала развиваться ядерная физика, началось создание ракетно–космических наук.

Ученые Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде продолжали изучать редкие сорта пшеницы. Как и все, они жили в промерзших комнатах, но каждое полено дров, каждый кусок угля берегли, чтобы отапливать оранжереи, ведь от холода могли погибнуть 100 – летние пальмы, редкий древовидный папоротник. Профессор Куцевич В. Ф., похудевший от недоедания так, что весил не более 13- летнего ребенка, несмотря на голод и холод, терпеливо и настойчиво изучал возможность развития жизни в совершенно изолированном пространстве. Он совершил открытие – получил опытным путем сведения о возможности существования жизни в космосе.

Завершает праздник стихотворение А. Ахматовой « Победа!».

Славно начато славное дело

В грозном грохоте, в снежной пыли,

Где томится пречистое тело

Оскверненной врагами земли.

К нам оттуда родные березы

Тянут ветки, и ждут, и зовут,

И могучие деды – морозы

С нами сомкнутым строем идут.

Победа у наших стоит дверей…

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей, -

Так мы долгожданной ответим.

Далее может быть организована беседа с участниками праздника.

Учитель. К сожалению, память человеческая имеет много врагов. Медленно, но верно, ее уносят и ветры неумолимого времени, по зернышку вымывающие из ее кладовой самые ценные запасы, и новые события, новые впечатления, и переоценки взглядов, и многое другое. Сохраняет ли культура дух времени?

Культура и разрушение, искусство и война, «когда гремят пушки – музы молчат»- как совместить эти понятия?

Некоторые выступления учащихся.

Художникам, писателям ничего не надо было выдумывать. Материал был повсюду. На фронте – чудеса героизма и предательство, в тылу – трудовой подвиг и «шкурничество». Все это волновало и требовало реалистического изображения.

Культура в годы войны воспитывала в людях не только человечность, но и чувство негодования, ненависти.

Наука и техника развивались быстрее, так как это было требование времени, необходимость.

Несмотря на войну, люди созидали, и создавали они не только заводы, но и духовные ценности.

До этого праздника мы на уроках – конференциях говорили о просчетах командования, об ошибках Сталина и о других неудачах в годы войны. Становилось обидно за нашу страну. А сегодня увидели, что не все же было так плохо. Была и жизнь хорошая, пусть трудная и суровая, но достойная уважения. Теперь я лучше понимаю то время.

Казалось, что Сталин и его окружение уничтожили весь интеллектуальный потенциал нашей страны накануне войны, а вот, сколько возродилось новой интеллигенции, жизнь побеждала смерть, дух был сильнее плоти.

История культуры – составная часть общей истории. Произведения искусства – это тоже документы и свидетельства времени, пополняющие наши знания о времени войны.

Культура войны помогает понять дух времени, эпоху, весь ужас, который обрушился на людей, их трагедию и счастливые моменты. Как почувствовать, что война покалечила человеческие судьбы – взять в руки стихотворение или прозу, пойти в музей, послушать музыку, посмотреть кино.

Культура помогала отделить подлинное от мнимого. А подлинной в то время была любовь к родине. Сейчас может такой любви нет. Чаще о нашей стране мы слышим критику. В то время истинным патриотом был тот, кто шел сражаться за Родину не только с оружием в руках, но и с песней, со стихом, с верой в победу.

В годы войны люди, конечно, ожесточились, но и стали добрее, человечнее. Это нашло отражение в искусстве.

У меня появилось некое художественное восприятие исторического материала, и романтика того времени мне не кажется надуманной. Она – душевное состояние народа, выражение общественного сознания.







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!