СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культурный потенциал русского народа и его использование в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация - дополнение к  докладу, в котором представлен опыт организации профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Творческая капель», основной целью организации которого было   приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности, развитие социально-значимой и творческой деятельности  учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культурный потенциал русского народа и его использование в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи"»

Культурный потенциал русского народа и его использование в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи   (на примере организации профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Творческая капель» в МБОУ «Онохойская сош №2»)     Автор-составитель презентации: Закаменных В. Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «Онохойская сош №2»

Культурный потенциал русского народа и его использование в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи (на примере организации профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Творческая капель» в МБОУ «Онохойская сош №2»)

Автор-составитель презентации: Закаменных В. Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «Онохойская сош №2»

 Идея организации профильного летнего лагеря зародилась после посещения учащимися 6-7-х классов музея культуры семейских «Узорочье» в селе Новая Брянь.

Идея организации профильного летнего лагеря зародилась после посещения учащимися 6-7-х классов музея культуры семейских «Узорочье» в селе Новая Брянь.

Основная цель организации летнего профильного лагеря с дневным пребыванием «Творческая капель»    - приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности, способной к межкультурному взаимодействию, развитие социально-значимой и творческой деятельности учащихся.

Основная цель организации летнего профильного лагеря с дневным пребыванием «Творческая капель» - приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности, способной к межкультурному взаимодействию, развитие социально-значимой и творческой деятельности учащихся.

Кроме этого создание программы предусматривало:  - организацию отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период;  - создание оптимальных условий для полноценного летнего отдыха, оздоровления, занятости и социального становления разносторонней личности ребенка;  - повышение уровня знаний учащихся о русской народной культуре, развитие творческих способностей;  - создание условий для изучения, сохранения и развития традиций русского народа по изготовлению тряпичных кукол;  - формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению;  - воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.

Кроме этого создание программы предусматривало: - организацию отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период; - создание оптимальных условий для полноценного летнего отдыха, оздоровления, занятости и социального становления разносторонней личности ребенка; - повышение уровня знаний учащихся о русской народной культуре, развитие творческих способностей; - создание условий для изучения, сохранения и развития традиций русского народа по изготовлению тряпичных кукол; - формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению; - воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигаются на одно из первых мест.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигаются на одно из первых мест.

Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура. По мнению Д. С. Лихачева, «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».

Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура.

По мнению Д. С. Лихачева, «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. В этом плане организация детей, направленная на возрождение народных традиций и приобщение учащихся к народным истокам достаточно актуальна.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. В этом плане организация детей, направленная на возрождение народных традиций и приобщение учащихся к народным истокам достаточно актуальна.

В русской традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. Становится очевидным, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество, которое обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.

В русской традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. Становится очевидным, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков.

Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество, которое обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.

Участие в работе объединения «Творческая капель» вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, помогает осуществить развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности, провести исследовательскую работу. Сухомлинский говорил, что «творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом».

Участие в работе объединения «Творческая капель» вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, помогает осуществить развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности, провести исследовательскую работу.

Сухомлинский говорил, что «творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом».

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у учащихся появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у учащихся появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

А ведь игры игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Они – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки являются носителями сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Тряпичная кукла известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая народная мудрость .

А ведь игры игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Они – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки являются носителями сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Тряпичная кукла известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая народная мудрость .

Русская народная кукла  «Отдарок на подарок» - так называлась первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам.    Такой куколкой благодарили за подарок или за что-то хорошее.  Известно, что А.С.Пушкин свою первую куколку «Отдарок на подарок» сделал в возрасте около 4-х лет.

Русская народная кукла «Отдарок на подарок» - так называлась первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Такой куколкой благодарили за подарок или за что-то хорошее. Известно, что А.С.Пушкин свою первую куколку «Отдарок на подарок» сделал в возрасте около 4-х лет.

 Сейчас чаще всего на прилавках наших магазинов мы встречаем куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленных порою из экологически вредных материалов. Поэтому в наше время изготовление игрушки своими руками не должно потерять своей значимости. Ведь человек познает мир не только умом и сердцем, но и руками. В этом мы убедились, работая над созданием русских кукол. Как много нового мы (и ученики, и учителя) узнали, постигая традиции их изготовления.

Сейчас чаще всего на прилавках наших магазинов мы встречаем куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленных порою из экологически вредных материалов.

Поэтому в наше время изготовление игрушки своими руками не должно потерять своей значимости. Ведь человек познает мир не только умом и сердцем, но и руками. В этом мы убедились, работая над созданием русских кукол. Как много нового мы (и ученики, и учителя) узнали, постигая традиции их изготовления.

Третья игрушка ребёнка – «Зайчик на пальчик»

Третья игрушка ребёнка – «Зайчик на пальчик»

В детской библиотеке пос. Онохой  Пушкинский день.

В детской библиотеке пос. Онохой Пушкинский день.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!