СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Лексические средства языка. Фразеологизмы""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка 8 задания по русскому языку в формате ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Лексические средства языка. Фразеологизмы""»

Задание №8  теория и практика Лексика и фразеология

Задание №8 теория и практика

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова Переносное  Прямое  Прямо указывает на предмет, действие, явление Переносит наименование предмета на другой предмет Седая голова Седая зима Потерять шляпу Потерять покой

Лексическое значение слова

Переносное

Прямое

Прямо указывает на предмет, действие, явление

Переносит наименование предмета на другой предмет

  • Седая голова
  • Седая зима
  • Потерять шляпу
  • Потерять покой
омонимы  - Это одинаково по звучащие , но совершенно разные по значению слова Примеры : брак (супружество) и брак (изъян, дефект) боксер (спортсмен, занимающий боксом) и боксер(порода собаки ) Засыпать (погружаться в сон) и засыпать (что-либо)

омонимы

- Это одинаково по звучащие , но совершенно разные по значению слова

Примеры :

  • брак (супружество) и брак (изъян, дефект)
  • боксер (спортсмен, занимающий боксом) и боксер(порода собаки )
  • Засыпать (погружаться в сон) и засыпать (что-либо)
Синонимы  -слова одной и той же части речи , совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Примеры : Инвестиции- вложения Будущий – грядущий Кидать – бросать

Синонимы

-слова одной и той же части речи , совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Примеры :

  • Инвестиции- вложения
  • Будущий – грядущий
  • Кидать – бросать
АНТОНИМЫ  -слова одной части речи, противоположные по значению Примеры : Молодой - старый Начало – конец Приезжать – уезжать

АНТОНИМЫ

-слова одной части речи, противоположные по значению

Примеры :

  • Молодой - старый
  • Начало – конец
  • Приезжать – уезжать
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ - Устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении . Примеры : Не покладая рук Вешать лапшу на уши Не в своей тарелке

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

- Устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении .

Примеры :

  • Не покладая рук
  • Вешать лапшу на уши
  • Не в своей тарелке
Разговорная лексика -это слова, употребляющиеся в повседневной речи. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Примеры : Ерунда (пустяки) Прыткий (бойкий) Дрыхнуть (спать )

Разговорная лексика

-это слова, употребляющиеся в повседневной речи. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.

Примеры :

  • Ерунда (пустяки)
  • Прыткий (бойкий)
  • Дрыхнуть (спать )
Устаревшие слова и неологизмы Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. Неологизмы- новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий , явлений , качеств. Примеры : Примеры : Абы (чтобы) Очи (глаза) Перст (палец ) Плагиат (присвоение чужого авторства) Шопинг (посещение магазина с целью покупки) Пиар (общественная информцая ,реклама )

Устаревшие слова и неологизмы

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления.

Неологизмы- новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий , явлений , качеств.

Примеры :

Примеры :

  • Абы (чтобы)
  • Очи (глаза)
  • Перст (палец )
  • Плагиат (присвоение чужого авторства)
  • Шопинг (посещение магазина с целью покупки)
  • Пиар (общественная информцая ,реклама )
Найдите в текст синонимы к слову “использовать” (1) Издавна, зная о полезных свойствах многих растений, люди использовали их для своих нужд. (2) Съедобные коренья, семена , листья и плоды употребляли в качестве еды, из волокнистых стеблей плели верёвки, соками и отварами растений лечили болезни. (3) Со временем люди начали специально возделывать нужные растения.(4) Для того чтобы получить хороший урожай, применяли рыхление почвы, а растения обильно поливали. (5) Благодаря упорному труду человека появились первые культурные растения. Ответ: __________ _ .

Найдите в текст синонимы к слову “использовать”

(1) Издавна, зная о полезных свойствах многих растений, люди использовали их для своих нужд. (2) Съедобные коренья, семена , листья и плоды употребляли в качестве еды, из волокнистых стеблей плели верёвки, соками и отварами растений лечили болезни. (3) Со временем люди начали специально возделывать нужные растения.(4) Для того чтобы получить хороший урожай, применяли рыхление почвы, а растения обильно поливали. (5) Благодаря упорному труду человека появились первые культурные растения.

Ответ: __________ _ .

Найдите в тексте антоним к слову “захватчики” (1) В XVI век к берегам Южной Америки прибыли европейские завоеватели - испанцы. (2) Они объявили войну государству инков, существовавшему на территории современного Перу. (3) Хорошо вооружённые и вероломные захватчики покорили индейцев. (4) Безжалостные враги разграбили прекрасные города. (5) Память о богатой и счастливой стране осталась жить лишь в древних легендах индейцев  Ответ:____________.

Найдите в тексте антоним к слову “захватчики”

(1) В XVI век к берегам Южной Америки прибыли европейские завоеватели - испанцы. (2) Они объявили войну государству инков, существовавшему на территории современного Перу. (3) Хорошо вооружённые и вероломные захватчики покорили индейцев. (4) Безжалостные враги разграбили прекрасные города. (5) Память о богатой и счастливой стране осталась жить лишь в древних легендах индейцев

Ответ:____________.