СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Лирика Александра Блока: этапы пути лирического героя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Лирика Александра Блока: этапы пути лирического героя" сопровождает урок литературы в 11 классе, обобщающий и систематизирующий знания учащихся по лирике поэта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лирика Александра Блока: этапы пути лирического героя"»

Лирика Александра Блока: этапы пути лирического героя

Лирика Александра Блока: этапы пути лирического героя

Цели урока наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А. Блока, в разных циклах его лирики; развитие умения анализировать поэтический текст; воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.

Цели урока

  • наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А. Блока, в разных циклах его лирики;
  • развитие умения анализировать поэтический текст;
  • воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.
Лирический герой в «Стихах о Прекрасной Даме» Лирический герой – отрок; инок; рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности.

Лирический герой в «Стихах о Прекрасной Даме»

  • Лирический герой – отрок; инок; рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
  • Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности.
«Предчувствую тебя…» (1901) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —  Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,  И молча жду,— тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье,  Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье,  Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко,  Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко.  Но страшно мне: изменишь облик Ты

«Предчувствую тебя…» (1901)

  • Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя.
  • Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя.
  • Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,
  • И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.
  • О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!
  • Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты
«Мы встречались с тобой на закате» Мы встречались с тобой на закате.  Ты веслом рассекала залив.  Я любил твое белое платье,  Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи.  Впереди — на песчаной косе  Загорались вечерние свечи.  Кто-то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгораний —  Не приемлет лазурная тишь…  Мы встречались в вечернем тумане,  Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды,  Всё померкло, прошло, отошло..  Белый стан, голоса панихиды  И твое золотое весло.

«Мы встречались с тобой на закате»

  • Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив.
  • Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе.
  • Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш.
  • Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло.. Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Цикл «Распутья»  (1902 – 1904) Этот цикл А. Блок назвал «романом в стихах», «трилогией всечеловеченья». Главная идея трёхтомного цикла – трагический путь лирического героя, тесно связанного со своим временем.

Цикл «Распутья» (1902 – 1904)

  • Этот цикл А. Блок назвал «романом в стихах», «трилогией всечеловеченья».
  • Главная идея трёхтомного цикла – трагический путь лирического героя, тесно связанного со своим временем.
«Я был весь в пёстрых лоскутьях…» (1903) Я был весь в пестрых лоскутьях, Белый, красный, в безобразной маске. Хохотал и кривлялся на распутьях, И рассказывал шуточные сказки.   Развертывал длинные сказанья Бессвязно, и долго, и звонко — О стариках, и о странах без названья, И о девушке с глазами ребенка.   Кто-то долго, бессмысленно смеялся, И кому-то становилось больно. И когда я внезапно сбивался, Из толпы кричали: «Довольно!»

«Я был весь в пёстрых лоскутьях…» (1903)

  • Я был весь в пестрых лоскутьях, Белый, красный, в безобразной маске. Хохотал и кривлялся на распутьях, И рассказывал шуточные сказки.

 

  • Развертывал длинные сказанья Бессвязно, и долго, и звонко — О стариках, и о странах без названья, И о девушке с глазами ребенка.

 

  • Кто-то долго, бессмысленно смеялся, И кому-то становилось больно. И когда я внезапно сбивался, Из толпы кричали: «Довольно!»
«Я вышел в ночь – узнать, понять…» (1902) Я вышел в ночь - узнать, понять Далекий шорох, близкий ропот, Несуществующих принять, Поверить в мнимый конский топот. Дорога, под луной бела, Казалось, полнилась шагами. Там только чья-то тень брела И опустилась за холмами. И слушал я - и услыхал: Среди дрожащих лунных пятен Далёко, звонко конь скакал, И легкий посвист был понятен. Но здесь, и дальше - ровный звук, И сердце медленно боролось, О, как понять, откуда стук, Откуда будет слышен голос?

«Я вышел в ночь – узнать, понять…» (1902)

  • Я вышел в ночь - узнать, понять Далекий шорох, близкий ропот, Несуществующих принять, Поверить в мнимый конский топот. Дорога, под луной бела, Казалось, полнилась шагами. Там только чья-то тень брела И опустилась за холмами. И слушал я - и услыхал: Среди дрожащих лунных пятен Далёко, звонко конь скакал, И легкий посвист был понятен. Но здесь, и дальше - ровный звук, И сердце медленно боролось, О, как понять, откуда стук, Откуда будет слышен голос?
Этапы пути лирического героя цикла «Распутья» В письме А. Белому Блок образно обозначил этапы пути лирического героя: «… от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, возмездию и … - к рождению человека общественного, мужественно глядящего в лицо миру»

Этапы пути лирического героя цикла «Распутья»

  • В письме А. Белому Блок образно обозначил этапы пути лирического героя: «… от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, возмездию и … - к рождению человека общественного, мужественно глядящего в лицо миру»
Цикл «Город»  (1904 – 1908) «И меня поглотили дома…» – так говорит о себе лирический герой цикла «Город». Город и его дома мрачны, серы, туманны. Изображён мрачный колорит Петербурга. Герой предчувствует надвигающуюся беду…

Цикл «Город» (1904 – 1908)

  • «И меня поглотили дома…» – так говорит о себе лирический герой цикла «Город».
  • Город и его дома мрачны, серы, туманны.
  • Изображён мрачный колорит Петербурга.
  • Герой предчувствует надвигающуюся беду…
«Вися над городом всемирным» (1905) Вися над городом всемирным, В пыли прошедшей заточён, Ещё монарха в утре лирном Самодержавный клонит сон. И предок царственно-чугунный Всё так же бредит на змее, И голос черни многострунный Ещё не властен на Неве. Уже на домах веют флаги, Готовы новые птенцы, Но тихи струи невской влаги, И слепы тёмные дворцы. И если лик свободы явлен, То прежде явлен лик змеи, И ни один сустав не сдавлен Сверкнувших колец чешуи.

«Вися над городом всемирным» (1905)

  • Вися над городом всемирным, В пыли прошедшей заточён, Ещё монарха в утре лирном Самодержавный клонит сон.
  • И предок царственно-чугунный Всё так же бредит на змее, И голос черни многострунный Ещё не властен на Неве.
  • Уже на домах веют флаги, Готовы новые птенцы, Но тихи струи невской влаги, И слепы тёмные дворцы.
  • И если лик свободы явлен, То прежде явлен лик змеи, И ни один сустав не сдавлен Сверкнувших колец чешуи.
«Холодный день»  (1906) Мы встретились с тобою в храме  И жили в радостном саду,  Но вот зловонными дворами  Пошли к проклятью и труду. Мы миновали все ворота  И в каждом видели окне,  Как тяжело лежит работа  На каждой согнутой спине. И вот пошли туда, где будем  Мы жить под низким потолком,  Где прокляли друг друга люди,  Убитые своим трудом. Стараясь не запачкать платья,  Ты шла меж спящих на полу;  Но самый сон их был проклятье,  Вон там - в заплёванном углу.

«Холодный день» (1906)

  • Мы встретились с тобою в храме И жили в радостном саду, Но вот зловонными дворами Пошли к проклятью и труду.
  • Мы миновали все ворота И в каждом видели окне, Как тяжело лежит работа На каждой согнутой спине.
  • И вот пошли туда, где будем Мы жить под низким потолком, Где прокляли друг друга люди, Убитые своим трудом.
  • Стараясь не запачкать платья, Ты шла меж спящих на полу; Но самый сон их был проклятье, Вон там - в заплёванном углу.
«В октябре» Открыл окно. Какая хмурая  Столица в октябре!  Забитая лошадка бурая  Гуляет на дворе. Снежинка легкою пушинкою  Порхает на ветру,  И елка слабенькой вершинкою Мотает на юру. Жилось легко, жилось и молодо,  Прошла моя пора.  Вон — мальчик, посинев от холода, Дрожит среди двора. Все, все по старому, бывалому,  И будет как всегда:  Лошадке и мальчишке малому  Не сладки холода.

«В октябре»

  • Открыл окно. Какая хмурая Столица в октябре! Забитая лошадка бурая Гуляет на дворе.
  • Снежинка легкою пушинкою Порхает на ветру, И елка слабенькой вершинкою Мотает на юру.
  • Жилось легко, жилось и молодо, Прошла моя пора. Вон — мальчик, посинев от холода, Дрожит среди двора.
  • Все, все по старому, бывалому, И будет как всегда: Лошадке и мальчишке малому Не сладки холода.
Лирический герой в цикле «Город» Лирический герой вдруг увидел в Городе людей. Он понял, что они страдают, им больно. «Тёмные дворцы» слепы к страданиям людей. Голос народа не слышен «на Неве» Человек беззащитен перед роковыми силами Выход – только в мечте…

Лирический герой в цикле «Город»

  • Лирический герой вдруг увидел в Городе людей. Он понял, что они страдают, им больно.
  • «Тёмные дворцы» слепы к страданиям людей.
  • Голос народа не слышен «на Неве»
  • Человек беззащитен перед роковыми силами
  • Выход – только в мечте…
Цикл «Страшный мир» (1909 – 1916) В Городе царят беспросветность, безнадёжность. Только зреющие в народе силы протеста, кажется, могут что-то изменить…

Цикл «Страшный мир» (1909 – 1916)

  • В Городе царят беспросветность, безнадёжность.
  • Только зреющие в народе силы протеста, кажется, могут что-то изменить…
«Поднимались из тьмы погребов…» (1904) Поднимались из тьмы погребов. Уходили их головы в плечи. Тихо выросли шумы шагов, Словеса незнакомых наречий. Скоро прибыли т о лпы других, Волочили кирки и лопаты. Расползлись по камням мостовых, Из земли воздвигали палаты. Встала улица, серым полна, Заткалась паутинною пряжей. Шелестя, прибывала волна, Затрудняя проток экипажей.

«Поднимались из тьмы погребов…» (1904)

  • Поднимались из тьмы погребов. Уходили их головы в плечи. Тихо выросли шумы шагов, Словеса незнакомых наречий.
  • Скоро прибыли т о лпы других, Волочили кирки и лопаты. Расползлись по камням мостовых, Из земли воздвигали палаты.
  • Встала улица, серым полна, Заткалась паутинною пряжей. Шелестя, прибывала волна, Затрудняя проток экипажей.
«Идут часы, и дни, и годы…» (1910)   Идут часы, и дни, и годы.  Хочу стряхнуть какой-то сон,  Взглянуть в лицо людей, природы,  Рассеять сумерки времен...   Там кто-то машет, дразнит светом  (Так зимней ночью, на крыльцо  Тень чья-то глянет силуэтом,  И быстро спрячется лицо).   Вот меч. Он - был. Но он - не нужен.  Кто обессилил руку мне? -  Я помню: мелкий ряд жемчужин  Однажды ночью, при луне…

«Идут часы, и дни, и годы…» (1910)

 

  • Идут часы, и дни, и годы. Хочу стряхнуть какой-то сон, Взглянуть в лицо людей, природы, Рассеять сумерки времен...
  • Там кто-то машет, дразнит светом (Так зимней ночью, на крыльцо Тень чья-то глянет силуэтом, И быстро спрячется лицо).
  • Вот меч. Он - был. Но он - не нужен. Кто обессилил руку мне? - Я помню: мелкий ряд жемчужин Однажды ночью, при луне…
Лирический герой цикла «Страшный мир» Сила стихии, её энергия завораживают и подчиняют себе лирического героя. Революция воспринимается как путь духовного обогащения человека. Лирического героя привлекают «новые люди», поднимающиеся «из тьмы погребов» - люди-труженики, творцы завтрашнего дня.

Лирический герой цикла «Страшный мир»

  • Сила стихии, её энергия завораживают и подчиняют себе лирического героя.
  • Революция воспринимается как путь духовного обогащения человека.
  • Лирического героя привлекают «новые люди», поднимающиеся «из тьмы погребов» - люди-труженики, творцы завтрашнего дня.
«Незнакомка» (1906) По вечерам над ресторанами  Горячий воздух дик и глух,  И правит окриками пьяными  Весенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной,  Над скукой загородных дач,  Чуть золотится крендель булочной,  И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами,  Заламывая котелки,  Среди канав гуляют с дамами  Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины  И раздается женский визг,  А в небе, ко всему приученный  Бессмысленно кривится диск.

«Незнакомка» (1906)

  • По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
  • Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
  • И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
  • Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бессмысленно кривится диск.
Образ лирического героя в «Незнакомке» В душе лирического героя нарастают противоречия. Поиски идеала завели его в тупик. Трагедия лирического героя – в раздвоенности его сознания. Из глубин души поднимается мечта. Она реализуется в образе Незнакомки… Но герой беспомощен и слаб…

Образ лирического героя в «Незнакомке»

  • В душе лирического героя нарастают противоречия.
  • Поиски идеала завели его в тупик.
  • Трагедия лирического героя – в раздвоенности его сознания.
  • Из глубин души поднимается мечта. Она реализуется в образе Незнакомки…
  • Но герой беспомощен и слаб…
Цикл «Заклятие огнём и мраком»  В 1907 году Александр Блок создал цикл из 11 стихотворений, который назвал «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для этого цикла характерна общая жизнеутверждающая идея.

Цикл «Заклятие огнём и мраком»

  • В 1907 году Александр Блок создал цикл из 11 стихотворений, который назвал «Заклятие огнём и мраком».
  • Исследователи творчества поэта отмечают, что для этого цикла характерна общая жизнеутверждающая идея.
«О, весна без конца и без краю…» (1907) О, весна без конца и без краю —   Без конца и без краю мечта!   Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!   И приветствую звоном щита!    Принимаю тебя, неудача,   И удача, тебе мой привет!   В заколдованной области плача,   В тайне смеха — позорного нет!    Принимаю бессонные споры,   Утро в завесах темных окна,   Чтоб мои воспаленные взоры   Раздражала, пьянила весна! 

«О, весна без конца и без краю…» (1907)

  • О, весна без конца и без краю —  Без конца и без краю мечта!  Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!  И приветствую звоном щита!  Принимаю тебя, неудача,  И удача, тебе мой привет!  В заколдованной области плача,  В тайне смеха — позорного нет!  Принимаю бессонные споры,  Утро в завесах темных окна,  Чтоб мои воспаленные взоры  Раздражала, пьянила весна! 
Рождение сильной личности в лирике Блока Жизнь лирического героя – это и взлёт духа, и жизнь Родины – России, и вечная «весна сердца» – любовь. Сущность бытия лирического героя – в трудностях и радостях жизни. Он принимает жизнь в любых проявлениях. Проявляется желание сразиться за лучшее, светлое.

Рождение сильной личности в лирике Блока

  • Жизнь лирического героя – это и взлёт духа, и жизнь Родины – России, и вечная «весна сердца» – любовь.
  • Сущность бытия лирического героя – в трудностях и радостях жизни.
  • Он принимает жизнь в любых проявлениях.
  • Проявляется желание сразиться за лучшее, светлое.
Оптимизм и полнота мироощущения… Перед этой враждующей встречей  Никогда я не брошу щита...   Никогда не откроешь ты плечи...   Но над нами — хмельная мечта!  И смотрю, и вражду измеряю.   Ненавидя, кляня и любя:   За мученья, за гибель — я знаю —   Все равно: принимаю тебя! 

Оптимизм и полнота мироощущения…

  • Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита...  Никогда не откроешь ты плечи...  Но над нами — хмельная мечта! 
  • И смотрю, и вражду измеряю.  Ненавидя, кляня и любя:  За мученья, за гибель — я знаю —  Все равно: принимаю тебя! 
Работа выполнена учителем литературы ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцевой Л.В.

Работа выполнена учителем литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцевой Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!