Литературное чтение на родном русском языке Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею»
Сказки разные бывают,
В них и игрушки оживают.
Разговоры все потом
Человечьим языком.
В них бывает очень странно,
Но бывает и забавно.
Там фантазии полно!
Сочиняют их давно.
В. Мостовой
– Прочитайте стихотворение медленно.
– Прочитайте текст с постепенным ускорением.
– Прочитайте стихотворение с грустной интонацией.
– А теперь прочитайте стихотворение радостно.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Как вы поняли, о чём говорит нам автор?
Сказка – это поэтическое или прозаическое произведение, в кото-
ром есть что-то необычное, волшебное.
Большая часть ваших ответов совпала с данным определением.
Самым первым творцом сказок был народ . Люди жили трудно: паха-
ли пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали,
ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали
то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными
человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили
быть твёрдым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.
Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их
стли только в 19 веке.
Сказки бывают разные. Есть волшебные , – в них обязательно дол-
жны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животны х, –
в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учить-
ся в школе. Есть бытовые сказки, – в них описывается жизнь простых
людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит
чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.
Словарная работа
– Объясните, как вы поняли смысл слов: лучина, кочерга,
≪ дрова занимались разом≫; ≪Лиса ходила, нарядившись простой бабой≫?
Лучина – тонкая щепка сухого дерева.
Кочерга – инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно это толстый железный прут длиной около 50 – 100 см, загнутый на конце под прямым углом.
Дрова занимались разом – разгорались сразу.
Лиса ходила, нарядившись простой бабой , – лиса была персонажем сказки.
Татьяна Луговская
Словарная работа
Фре́йлейн – гувернантка-немка.
Ревера́нс – вежливый поклон, приседание.
Марципа́новая – из миндального теста.
Трапе́ция – здесь: цирковой гимнастический снаряд, перекладина,
подвешенная на двух тросах.
Биси́ровать – повторять на бис, то есть второй раз, по просьбе зрителей.
Фиска́лка – здесь: ябедничание.
Оглаше́нный – ведущий себя бестолково, шумно, неистово.
Работа над текстом
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого произведения?
– О ком и о чём были Володины сказки?
- Давайте сравним нянины и Володины сказки.
– Кто придумывал эти сказки? ( В няниных историях присутствовали герои из народных сказок. Володя видел сказочных героев в окружающих предметах, он сам придумывал их на ходу .)
– Похожи ли герои этих сказок? Какие в них происходят события? ( В няниных сказках происходят тревожные волнующие события и быстро меняется действие, в них всё бурлит
– Происходили ли в этих сказках сказочные чудеса? ( И Володины и нянины сказки увлекают и удивляют, завораживают
своим неожиданным сюжетом, их хочется слушать .)
– С какой целью рассказывались нянины и Володины сказки? ( На Руси всегда перед сном детям рассказывали или
читали сказки. Каждый день ребёнок получал информацию
в виде новых знаний, и это было лучшее время, чтобы обобщить приобретённый им опыт. Нянины сказки имели воспитательный характер и прививали любовь к народным традициям. Володины сказки были утешением .)