Литературное чтение на родном русском языке
Тема. С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет,
Рассказать о чем-то хочет?
Этот человечек — зелененький…
Сергей Георгиев родился в городе Нижний Тагил , на Урале в 1954 году. Он участвовал в создании всем известного кино-журнала «Ералаш», писал сценарии для фильмов. Был постоянным автором журналов «Мурзилка», «Юность», «Весёлые картинки», «Пионер», «Кукумбер» и др.
Сергей ГЕОРГИЕВ - Стрёкот кузнечика
Моя бабушка живет очень далеко от нас, в маленьком городке на Урале. Я был у нее однажды, давно, два года назад. И почти ничего не помню.
То есть помню, конечно. Лето, бревенчатый дом и всегда распахнутые настежь окна. Одно окно выходит в огород, а два других — в тупичок. И там большая поляна, высокая трава, а в траве с утра до позднего вечера стрекочут кузнечики. Воздух звенит, и весь бабушкин дом полон этим стрекотом.
Вот и все, что я помню.
Сегодня пришло письмо от бабушки. Мама вернулась с работы и вытащила его из почтового ящика.
— Какая радость, — сказала мама мне, дочитав письмо до конца. — Бабушке наконец-то поставили телефон! Теперь мы сможем с ней разговаривать. Звоним немедленно? — Конечно, — согласился я.
Мама набрала длинный номер и сунула трубку мне.
— Давай, ты первый! Разговаривай с бабушкой!
В трубке раздались длинные гудки, а затем я услышал незнакомый пожилой голос.
— Ну, говори! — подтолкнула меня мама.
— Бабушка… — начал я, и вдруг понял, что не знаю, о чем говорить.
— Кто это?… — спросила трубка. — Кто говорит?…
— Скажи, что ты бабушку любишь!… Что мы её часто вспоминаем!… Что ждем в гости!… — настойчивым шепотом стала подсказывать мама. — Говори же, не молчи!
А я вдруг вспомнил цветущую поляну под бабушкиным окном и высокую траву. — Бабушка, — спросил я, — а кузнечики у тебя стрекочут?
— Кузнечики? — я услышал, как дрогнул голос моей бабушки. — Да, сейчас я распахну окно…
Прошло всего несколько мгновений, и я услышал, как весь бабушкин дом наполнился волшебным стрекотом неутомимых кузнечиков.
— Послушай, сын, ты будешь разговаривать?! — затормошила меня мама. — Время идет! Скажи бабушке, что целуешь ее!… Я тоже скажу несколько слов… после тебя!
Я молча протянул маме трубку. Мама покачала головой, прижала трубку к уху… и замерла. А потом я увидел, как в глазах у мамы появились слезинки.
Беседа после чтения
- О ком этот рассказ?
- Все ли слова знакомы?
- Что удивило в рассказе?
- Кто является рассказчиком?
- Почему мальчик не видел свою бабушку два года?
- Почему мама так обрадовалась телефону у бабушки?
- Как автор относится к своему герою?
- Найдите в тексте разговор внука и бабушки. Почему мама заплакала, когда услышала стрекот кузнечиков?
-Как вы понимаете пословицы.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Определи порядок
1. Сын передаёт трубку маме и у неё на глазах появляются слёзы.
2. Мама получила письмо от бабушки, и узнала, что та провела телефон.
3. Больше всего ему запомнился бревенчатый дом, настежь распахнутые окна и большая поляна с кузнечиками, которые наполняли всё помещение своим стрёкотом.
4. Внук вспоминает прекрасную цветущую полянку и вместе с бабушкой слушает волшебный стрёкот кузнечиков.
5. Мама и сын звонят любимой бабуле.
6. Мальчик вспоминает, как был в гостях у бабушки два года назад.
Главные герои
Мальчик – любит бабушку, звонит ей по телефону и просит дать послушать стрекот кузнечиков.
Мама – любит бабушку, не оставляет её без внимания; просит сына сказать, что они ждут её в гости, любят, вспоминают и целуют.
Бабушк а – добрая, она рада и растрогана внезапным звонком внука и дочки.
План пересказ
1.У бабушки.
2.Большая поляна.
3.Письмо от бабушки.
4.Радостное известие.
5.Пожилой голос.
6.Мамины советы.
7.Распахнутое окно.
8.Волшебный стрекот.
9.Мама замерла.
10.Слёзы радости.
Главная мысль
Для того чтобы выразить свою любовь не всегда нужны слова.
Чему учит
Важно заботиться о пожилых людях, чаще им звонить.
Детские воспоминания вызывают слёзы радости даже у взрослых.
Рефлексия
Продолжите предложения.
Сегодня я узнал(а)...
Мне было интересно.
Я понял(а), что.
Теперь я могу.