Учреждение- инновационная средняя школа имени Алайчы уулу Саита
Первое февраля
Русская литература
Учитель русского языка и литературы: Шермаматова Айзаада
Критерии оценивание
Правильная речь, полный правильный ответ
Неполный, но правильный ответ, старание отвечать на вопросы
2
Неправильный ответ.
балл
1
балл
0
балл
Опрос домашнего задания
Учёба
Детство
Произведения
Видео-презентация
Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение
Никто от нее не уйдет: Ни царь, ни царица, Ни красная девица, Ни рыба в море, Ни заяц в норе.
С
Т
Е
Р
Ь
М
Т
А
П
Э
О
АВТОР СТИХОТВОРНЫХ,
ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Цели урока:
Образовательная: Учащиеся продолжают знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова.
Научаться анализировать лирическое произведение на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
Развивающая: Развивают навыки правильного и выразительного чтения стихотворения
Воспитательная: Научаться дать эмоциональную оценку прочитанному стихотворению. Воспитывают интерес к русскому языку
Словарная работа
Оклеветанный молвой - оговоренный людьми.
Невольник чести - действует по чести, не может от этого отступиться.
Не вынесла душа поэта - невыносимый удар, который не вынесла душа поэта.
Жалкий лепет - протест, но очень слабый, невнятный, незаметный.
Злобно гнали - заставляли уйти, очень ожесточенно.
Дивный гений - неестественный, удивительный, гениальный, талантливый мудрец.
Угас - потускнел, затих, замолк.
Пустое сердце - бессодержательная, холодная душа.
Дерзко презирал - храбро, неуважительно, неустрашимо, резко пренебрегал.
Щадить - жалеть, беречь, миловать.
Добыча ревности глухой - пленник неясной, приглушённой горячности.
Пламенные страсти - горячие, накалённые чувства; влечение к кому-либо, тяга.
Венец терновый - мученичество, крест заставляющий мучаться.
Иглы тайные - скрытые "предметы", вызывающие боль, смятение, неясность.
Коварный шепот - опасный, хитрый, предательский шепот; обсуждение за спиной.
Анализ стихотвороения «Смерть поэта»
1. История создания
Стихотворение «Смерть поэта» было написано в 1837 году, сразу после трагической гибели А. С. Пушкина, и в ближайшие несколько дней разошлось в десятках тысяч экземпляров.
2.Тема
гибель великого поэта.
3. Разделение на частей
1 «Погиб Поэт», «Его убийца», «Замолкли звуки чудных песен»
4.Жанр
5.Стихотворный размер
Стихотворение
Первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шестистопный ямб.
6.Средства выразительности
7. Моё отношение
Метафоры – “звон злата”,”увял торжественный венок”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.
Эпитеты – “ свободный смелый дар “, “дивный гений” , “кровавый миг”, “глухая ревность” , “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “пустое сердце”, “грозный суд”, “чёрная кровь”.
Метонимия – “ с свинцом в груди “.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον, букв. — «приложенное») — определение при слове , влияющее на его выразительность, красоту произношени
Метофора-Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
Метони́мия [1] ( др.-греч. μετωνυμία «переименование», от μετά- «через, с помощью» + ὄνομα/ὄνυμα «имя») — вид тропа , словосочетание, в котором одно слово заменяется другим
Выразительное чтение стихотворения
Погиб поэт!- невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок.
Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. _____________________
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Закрепление знаний
Произведение Лермонтова “Смерть поэта” посвящено:
К гибели Есенина
К гибели А.С. Пушкина
К гибели близкого друга
В каком году написано произведение:
1837
1847
1827
К каким изменениям в жизни Лермонтова привело написание стихотворения:
Лишён звания и наследства
Отсидел 3 года в тюрьме
Был сослан на Кавказ
“ Погиб поэт! -…”
Невольник чести
Виновник счастья
Заложник мести
Что не дрогнуло в руке убийцы?
Сабля
Пистолет
Ружьё
Оценивание
10 баллов
5
Больше 5 баллов
4
Меньше 4
3
рефлексия
Домашнее задание
Выучить стихотвроения «Смерть поэта» наизусть