МБОУ Ельнинская средняя школа №2 им.К.И.Ракутина Мария КлавдиевнаТенишева - общественный деятель, художник, педагог, меценат, коллекционер, музыкант Автор - составитель– Фоменкова Г.А., учитель истории, обществознания, немецкого языка
М.К.Тенишева
М.К.Тенишева (1858-1928)
Княгиня Мария Клавдиевна)
(урождённая Пятковская ,
в первом браке — Николаева, но брак не сложился )
Княгиня Мария Клавдиевна (1858-1928)- (урождённая Пятковская , в первом браке — Николаева,
но брак не сложился ) - – удивительная личность, высокоталантливый человек,
русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер , педагог, меценат и коллекционер, музыкант
М.К.Тенишева
« Я сказала себе, что
храмы, музеи, памятники строятся не для современников,
которые большей частью их не понимают.
Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы».
М.К.Тенишева
Портрет работы И.Репина
(1896г.)
Князь Вячеслав Николаевич Тенишев - второй муж М.К.Тенишевой
Мария Клавдиевна, став женой крупного промышленника князя В. Н. Тенишева, решает использовать своё новое положение для осуществления широких просветительных и художественных замыслов.
Бежица – первое боевое крещение М.К.Тенишевой
Следующие четыре года
своей жизни Мария Клавдиевна Тенишева
(1889 - 1893) назвала первым «полем брани»
В 1889 году, сразу после свадьбы, супруги Тенишевы переезжают в город Бежицу под Брянском, где князь руководил рельсопрокатным заводом, а княжна заботится о быте и условиях жизни рабочих и их детей. Times New Roman
Школа в Бежице (под г. Брянском)
Учебный класс бежицкой школы
На средства Тенишевых
было открыто
- бесплатное ремесленное училище для подростков (обучались слесарно-модельному, токарному по металлу и дереву и слесарно-кузнечному делу),
- низшая ремесленная школа для младших детей,
- ремесленная школа для девочек , где они обучались рукоделию, кройке и шитью.
«Покидая завод, я оставила, кроме моего ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят.» М.К.Тенишева
Тенишевы в Санкт-Петербурге
Зимы Тенишевы проводили в Санкт-Петербурге, а когда Вячеслав Николаевич вышел из правления брянскими заводами, устроились здесь основательно. В музыкальном салоне Тенишевых бывали Чайковский, Скрябин, Арсеньев и многие другие известные композиторы и исполнители.
Дом Тенишевых на Английской набережной
в Санкт-Петербурге
Рисовальная студия в Петербурге. Фото 1890-х годов
В 1892 году по соседству со своим домом в Петербурге, на Галерной, Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью.
Тенишевы в Санкт-Петербурге
По совету И. Е. Репина М.К.Тенишева
отдаёт свою рисовальную студию для подготовки будущих студентов - художников.
Преподавать берется сам И.Е.Репин.
Подобная студия была создана и в Смоленске в 1890 – е годы.
Студия была бесплатной, было много желающих. Она просуществовала почти 8 лет. Здесь начинали свой путь многие выдающиеся впоследствии художники: М. В. Добужинский, З. Е. Серебрякова, И. Я. Билибин и многие другие.
М. К. Тенишева позирует Серову
в гостиной своего дома
в Санкт-Петербурге
Тенишевы в Санкт-Петербурге
В 1897 году Мария Клавдиевна устраивает выставку своей коллекции работ известных мастеров и молодых начинающих художников.
Приобретая работы непризнанного Врубеля, малоизвестных тогда Бенуа, Сомова, Малютина, Бакста, Полёновой, Якунчиковой - Вебер, Рериха, Тенишева помогает им встать на ноги.
1897 год. Торжественная передача М. К. Тенишевой
своей коллекции русской акварели музею имени Александра III
(ныне Русский музей).
На передачи коллекции присутствовал Император с семьёй.
Зал акварелей в музее Александра III (ныне русский Музей)
М.К.Тенишева стояла у истоков еще многих начинаний, каждое из которых вносило дух обновления и творческого поиска в отечественном изобразительном искусстве конца XIX века.
Тенишевы в Санкт-Петербурге
М.К.Тенишева принимала активное участие в художественной жизни Санкт-Петербурга, была одной из основательниц журнала «Мир искусства», сыгравшего большую роль в обновлении русского искусства, и финансировала его.
Обложка журнала «Мир искусства »,
основанный М.К.Тенишевой
Талашкино
Талашкино
- родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое
Тенишевы приобрели в 1893г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки).
Дружившие с детства, Тенишева и Святополк-Четвертинская создали здесь центра просветительства, традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.
Талашкино. Гости в Талашкине
В Талашкине была создана совершенно особая творческая атмосфера.
Здесь часто бывали художники И. Е. Репин, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Я. Ф. Ционглинский, А. Н. Бакст, Н.К.Рерих, скульптор П. П. Трубецкой, ученые А. В. Прахов, И. Ф. Барщевский, В. И. Сизов, музыканты В. В.Андреев, А. Д. Медем и другие .
Талашкино быстро превратилось в художественный центр, очаг для людей талантливых, одаренных, ищущих.
В 1894году Тенишевы покупают хутор Флёново.
Талашкино
«Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум — все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении, к тому же общество, художники, артисты, музыканты, споры и разговоры об искусстве, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи и т.п., похоже было скорей на Италию времен Ренессанса, чем на Россию XIX века».
Б. К. Яновский
В 1894 году Тенишева покупает хутор Фленово близ Талашкино, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством.
М. К. Тенишева позирует
скульптору П. П. Трубецкому
В 1894 году Тенишева покупает хутор Фленово близ Талашкино, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством.
Сельскохозяйственная школа во Флёнове, близ Талашкина
Мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек — рукоделию. Здесь создаётся образцовая пасека, музей пчеловодства. Чуть позже заработала метеорологическая станция.
Сельскохозяйственная школа во Флёнове, близ Талашкина
Н.и Е.Панковы– первые учителя, преподавали игру
на балалайке. 1895г.
Общежитие
для мальчиков
Фленово постепенно стало своеобразным школьным городком: школьные постройки, фруктовый сад, озеро с запрудой и купальней…
Талашкинский оркестр балалаечников
Детский балалаечный оркестр прославился на всю Смоленщину. Им руководил известный музыкант В.А. Лидин, который, вдохновившись начинаниями княгини, покинул столичный оркестр и переехал жить и работать в Талашкино.
Детский балалаечный оркестр –
жемчужина флёновской школы.
Руководитель - известный музыкант В.А. Лидин .
Тенишевские балалайки
Оркестр балалаечников с благотворитель ными целями выступал в Смоленске.
в 1900 году
14 тенишевских балалаек экспонировались на международной выставке в Париже и произвели настоящий фурор.
Многие хотели купить уникальные балалайки, но княгиня не захотела их продать и передала их в талашкинскую «Скрытню» (музей).
Балалайка «Морская царевна». Роспись М. Врубеля.
На балалайке нет резко очерченных контуров, цвет здесь — от насыщенного фиолетового до нежно-розового, сочетание нежной зелени с белилами и прозрачной охрой создает мягкие постельные тона.
Талашкинский театр
Актерами были ученики, ученицы, учителя и домашние Марии Клавдиевны. Исполняли пьесы Гоголя, Островского, Чехова. Режиссером была М.К.Тенишева. Все вместе читали роли, Мария Клавдиевна объясняла характер изображаемого лица, требования сценических условностей .
Талашкинский театр
был связан со школой
Театр в Талашкине. 1905 год
Позднее для театра было построено специальное здание, все внутри было украшено резьбой по дереву и расписано, занавес был изготовлен по эскизу Сергея Малютина на тему "Баян, играющий на гуслях".
Художественные мастерские
С 1900 года начали работать художественные мастерские под руководством художника Сергея Васильевича Малютина .
Технической стороной организации мастерских руководил
И. Ф. Барщевский.
Мария Клавдиевна собрала в Талашкине женщин, которые умели прясть, ткать, вышивать, обладавших природным вкусом и фантазией. Результаты превзошли ожидания. Их изделиями (начиная с гарнитуров мебели и кончая детскими игрушками) интересовались даже за границей.
Художник С. В. Малютин. Автопортрет в шубе
«Скрыня» в Талашкине - первый русский этнографический музей М. К. Тенишевой
Русская старина - ещё одна давняя страсть княгини М.К.Тенишевой
Женский русский наряд. Экспонат из Музея во Флёнове
Крестьянская вышивка нитками по шерсти (“строчка”)
Своим колоритом талашкинская вышивка напоминает живопись М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Н. К. Рериха. В этой вышивке преобладают синие, сиреневые, табачные, вишневые, желтые цвета.
Предметы прикладного искусства
из имения княгини М.К. Тенишевой
Экспонат из коллекции «Русской старины»
К этой коллекции присоединились уникальные произведения народного искусства, найденные М. К. Тенишевой и ее помощниками в заброшенных церквах глухих деревень.
«Всюду чувствуется строгий выбор, обдуманность, почему и получается впечатление насыщенности настоящим художеством».
Русская старина
М.К.Тенишевой была собрана самая крупная коллекция древнерусского прикладного искусства, насчитывавшая более 10 000 уникальных предметов. Она сотрудничала с известными профессорами В. И. Сизовым, А. В. Праховым, И. Ф. Барщевским. Тенишева и Барщевский объездили многие губернии России.
Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Углич, Новгород и Псков — один из маршрутов такой экспедиции. Из этих поездок они привозили иконы, складни, кресты, домовую резьбу Поволжья, вологодские расписные санки, прялки, кружева, народную одежду и многое другое.
Экспонат из коллекции
«Русской старины»
Русская старина
В 1907 году Тенишева показывала свои коллекции в Лувре, в Париже, в павильоне прикладного искусства (5695 произведений ). В 1911 году Мария Клавдиевна передала свою коллекцию филиалу Московского археологического общества в городе Смоленске, на свои средства построив для музея просторное здание, за что получила звание «Почётного гражданина города Смоленска»
Блюдо для передачи ключей музея
«Русская старина» с надписью «Придите и владейте, мудрые» изготовлено М.К.Тенишевой
Историко-этнографический музей "Русская старина" в г. Смоленске (ул.Тенишевой, 7)
Музей «Русская старина»
«Это хранилище всяческих предметов русской исчезающей жизни. В нем собрано много замечательных свидетельств домашнего быта, старинных обрядов, замечательных вещей с историко-культурной, с историко-бытовой и этнографических точек зрения. Здесь рукописи, и грамоты, и утварь, и костюмы, и мебель, дворянская и крестьянская, теперешняя, вышивки, старинная посуда.» « Исторический вестник » , 1911 г.
Здание музея «Русская старина» в Смоленске
(построено по эскизному проекту С. В. Малютина)
Музей «Русская старина»
Многие предметы из коллекции М.К.Тенишевой можно видеть в отделах древнерусского прикладного искусства музеев России.
Большая часть коллекции вывезена фашистами во время аккупации Смоленска в годы войны.
В фондах Смоленского музея-заповедника хранятся около 4000 экспонатов из тенишевской коллекции, которые ждут своей реставрации возрождения музея «Русская старина».
Панно над входом в музей
«Русская старина»
Храм Духа во Флёново
Давняя мечта М.К.Тенишевой –
«… увенчать свое создание
[школу во Флёново] храмом Божиим».
В поисках образа храма Тенишева обращается сначала к профессору Прахову, затем к архитектору Суслову, авторитетам в своем деле. Но все предложенные проекты не удовлетворили Марию Клавдиевну. И она сама создает макет храма .
Н.К.Рерих и М.К.Тенишева
В 1903 году в Талашкино впервые приехал Николай Константинович Рерих.
Он активно включился в работу мастерских, помогал в строительстве.
М.К.Тенишева отходит от канонов современной церковной архитектуры. Она пытается соединить образы русской старины, впечатления, вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной природы.
С Н.К.Рерихом разделила М.К.Тенишева
свою сокровенную мечту о Храме, который стал
последним ее деянием в Талашкине .
Флёново
Освящение места постройки
церкви во Фленово
Храм Святого Духа во Флёново
« Мы решили
назвать
этот храм
Храмом Духа.
Причём центральное место в нём
должно было
занимать изображение Матери Мира... »
Н. К. Рерих
В 1910 году легли первые росписи на стены Храма.
В 1911году помочь отцу во Флёново приехали
Юрий и Святослав Рерихи
Храм Святого Духа во Флёново
Сама М.К.Тенишева сделала для церкви эмалевый напрестольный крест, над которым долго трудилась в своей мастерской .
Храм Святого Духа во Фленово
« На высокой, красивой горе, покрытой соснами, елями и липами, с необозримым кругозором »
был воздвигнут храм, напоминающий одновременно древнюю пирамиду,
русский шатёр
и
буддийскую пагоду
Памятник архитектуры (1900-1904 ) Авторы проекта:
С.В. Малютин, М.К. Тенишева, И.Ф. Барщевский; художник Н.К. Рерих .
Храм Святого Духа во Флёново
Над входом в храм - огромная мозаика с изображением Спаса Нерукотворного. С 1903года - усыпальница князя В.Н. Тенишева.
Усадьба в Талашкине. 1905 год
Современники назвали Талашкино маленькой русской Флоренцией или Афинами, где мечтали о возрождении России. И не только мечтали.
С 1893 по 1914 г. Талашкино -
крупный художественный центр России.
Оно сыграло значительную роль в становлении неорусского стиля.
Эмали Тенишевой
С Талашкиным связано начало творческой деятельности Марии Клавдиевны в области выямчатой эмали.
Княгиня изучала древнее искусство эмали, знакомилась с коллекциями в крупнейших музеях Европы. Разноцветная эмаль прекрасно сочеталась с белым жемчугом.
Шкатулки «Петух». Работа М. К. Тенишевой
Эмали Тенишевой
Дверь-портал с выемчатой эмалью М. К. Тенишевой
«Святой Георгий Победоносец»
Эмали Тенишевой
Эмали княгини М.К.Тенишевой как бы пронизаны светом.
Это драгоценное возрождение того древнего искусства, тайна которого казалась потерянной навсегда.
Ее формы оригинальны, оттенки красок нежны, бархатисты и до того живы, что кажутся самоцветными камнями неизвестных пород» .
Шкатулка «Голубь». Работа М. К. Тенишевой
М.К.Тенишева
Многолетний просветительский труд
Марии Клавдиевны завершился в 1916 году.
Накануне революции
1917 года она закрыла талашкинские мастерские, переехала в Москву, где в Московском археологическом институте защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация», за которую была удостоена золотой медали и сразу же получила приглашение заведовать кафедрой .
И.Е.Репин. М.К.Тенишева на этюдах .
М.К.Тенишева в эмиграции
После 26 марта 1919 г. М.К.Тенишева
вместе с самой близкой подругой
Е.К. Святополк - Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда
и уехала через Крым
во Францию.
Во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже.
После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.
Княгиня Е.К. Святополк-Четвертинская.
1890-е годы
М.К.Тенишева во Франции
Последние десять лет свой жизни М.К.Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон,
которое друзья назвали
«Малое Талашкино».
Во Франции, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен Тенишева продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Произведения Тенишевой были высоко оценены в Европе и разошлись по многим музеям и частным коллекциям.
М.К.Тенишева за работой в своей эмалевой мастерской в «Малом Талашкине» под Парижем
М. К. Тенишева в эмалевой мастерской в Париже
« Чудеснейшим выражением человеческого гения » называла М. К. Тенишева искусство эмалей по металлу. Она задалась целью восстановить способ выемчатой эмали — один из наиболее трудоемких и древних.
М.К.Тенишева
М.К.Тенишева скончалась
14 апреля 1928 г.
в парижском пригороде
Сен-Клу.
И.Е.Репин. М . К . Тен
В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».
С 1946 г. село Талашкино - историко-художественный заповедник
Скульптура М.К.Тенишевой во Флёнов о
Скульптура М.К.Тенишевой во Флёново
М.К.Тенишева вся в движении, полна динамического напряжения, стремительна как раскручивающаяся пружина. В правой руке шляпка. Легкий зонтик как изящная трость. Легкость, порыв, душевная распахнутость навстречу нам – ее потомкам…
Автор работы - скульптор
Людмила Александровна Ельчанинова