СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Мастер-класса "Использование личностно ориентированной технологии на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • познакомиться с основными направлениями технологии личностно - ориентированного обучения;
  •  показать примеры их применения на уроках биологии;
  •  внедрить эти технологии в свою профессиональную деятельность, обеспечивая развитие личности учащихся в ситуации успеха.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Мастер-класса "Использование личностно ориентированной технологии на уроках биологии"»

Конкурс «Учитель года - 2018» Мастер-класс учителя биологии МАОУ СОШ №12  ст. Михайловской  Курганинского района  Стрельниковой Татьяны Владимировны

Конкурс «Учитель года - 2018»

Мастер-класс учителя биологии МАОУ СОШ №12 ст. Михайловской Курганинского района Стрельниковой Татьяны Владимировны

 Мастер-класс:  Личностно ориентированная технология на уроках биологии. Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.

Мастер-класс: Личностно ориентированная технология на уроках биологии.

Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.

Личностно - ориентированного урока НЕ может быть без:

Личностно - ориентированного урока НЕ может быть без:

Учитель должен

Учитель должен

Важное сотрудничество Для «сильных» учащихся прекрасная воз­можность проявить свои способности, выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат Для «слабых» учащихся  появляется возможность высказаться, не боясь до­пустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться

Важное сотрудничество

  • Для «сильных» учащихся
  • прекрасная воз­можность проявить свои способности,
  • выступить в роли советчика, помощника более «слабому»,
  • почувствовать ответственность за общий результат
  • Для «слабых» учащихся

  • появляется возможность высказаться, не боясь до­пустить ошибку,
  • задавать любые вопросы,
  • чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться
ИТАК, особенности личностно ориентированного урока ЭТАПЫ УРОКА Актуализация Мотивация и целеполагание Изучение нового материала Отработка умений и навыков Подведение итогов урока

ИТАК, особенности личностно ориентированного урока

ЭТАПЫ УРОКА

Актуализация

Мотивация и целеполагание

Изучение нового материала

Отработка умений и навыков

Подведение итогов урока

Актуализация на личностно ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников) – он предмет анализа,  а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащихся

Актуализация

на личностно ориентированном уроке актуализируются

не знания, полученные на других уроках,

а жизненный опыт учащихся

(субъектный опыт учеников) –

он предмет анализа,

а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащихся

Например: При изучении класса земноводных я спрашиваю: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения.

Например: При изучении класса земноводных я спрашиваю: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения.

Или при изучении темы «Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы  » у кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей.

Или при изучении темы «Первая помощь при повреждениях

опорно-двигательной системы » у кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей.

Мотивация и целеполагание при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности и самоцелеполагания

Мотивация и целеполагание

при личностно ориентированном подходе

учитель должен постараться

создать условия для

самомотивации

школьниками собственной деятельности

и самоцелеполагания

Приемы мотивации Парадоксальные факты Создание проблемной ситуации Анализ жизненной ситуации Использование произведений искусства Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки Найди в тексте ошибку Экскурсия в историю Изречения знаменитых людей Приём «Что бы это значило?» Прием практического метода

Приемы мотивации

  • Парадоксальные факты
  • Создание проблемной ситуации
  • Анализ жизненной ситуации
  • Использование произведений искусства
  • Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки
  • Найди в тексте ошибку
  • Экскурсия в историю
  • Изречения знаменитых людей
  • Приём «Что бы это значило?»
  • Прием практического метода

Парадоксальные факты
  • Парадоксальные факты
2. Создание проблемной ситуации  Проблемная ситуация: вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7-8 кг. Чем же в этом случае объясняется высокая прочность  скелета при относительной его легкости?

2. Создание проблемной ситуации

Проблемная ситуация: вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7-8 кг. Чем же в этом случае объясняется высокая прочность скелета при относительной его легкости?

Большая берцовая кость при небольшой массе (около 0,5 кг) может выдерживать нагрузку до 1500 кг. Благодаря чему это возможно?

Большая берцовая кость при небольшой массе (около 0,5 кг) может выдерживать нагрузку до 1500 кг. Благодаря чему это возможно?

3.Использование произведений искусства   При изучении гормонов: Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить Лукерью в наши дни?

3.Использование произведений искусства

При изучении гормонов: Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить Лукерью в наши дни?

Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие).  Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?

Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие). Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?

Каких вы знаете литературных героев очень большого роста?(Гулливер, дядя Степа). Как вы думаете, с чем связан их гигантский рост?

Каких вы знаете литературных героев очень большого роста?(Гулливер, дядя Степа). Как вы думаете, с чем связан их гигантский рост?

4. Экскурсия в историю  При изучении фотосинтеза и дыхания растений: одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?

4. Экскурсия в историю

При изучении фотосинтеза и дыхания растений: одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?

Изучение нового материала на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят  (ситуация выбора!)

Изучение нового материала

на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения

образовательного стандарта,

учитывая индивидуальные особенности учеников,

а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» -

по ходу изучения нового материала задает вопросы,

на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят

(ситуация выбора!)

«Мнемонические приемы в процессе изучения биологии» Мнемо́ника  ( греч.  τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника   — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих  запоминание  нужной информации и увеличивающих объём  памяти   путём образования  ассоциаций (связей).  Как запомнить строение и функции надкостницы (периост). Обеспечить кости рост Предназначен периост. В нем и нервы, и сосуды, Все питание оттуда, Для сращенья  перелома Роль надкостницы огромна.

«Мнемонические приемы в процессе изучения биологии»

Мнемо́ника  ( греч.  τὰ μνημονικά — искусство запоминания),

мнемоте́хника   — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих  запоминание  нужной информации и увеличивающих объём  памяти   путём образования  ассоциаций (связей).

Как запомнить строение и функции надкостницы (периост).

Обеспечить кости рост

Предназначен периост.

В нем и нервы, и сосуды,

Все питание оттуда,

Для сращенья перелома

Роль надкостницы огромна.

Таксоны у растений: Ц ирк  -  о громный  к упол  п естрый,  С ловно  р адугой   в ознесся. Ц  – царство , О  – отдел, К  – класс,  П  – порядок, С - семейство, Р  – род ,  В  – вид.

Таксоны у растений:

Ц ирк -  о громный  к упол  п естрый, С ловно  р адугой   в ознесся.

Ц  – царство ,

О  – отдел,

К  – класс, 

П  – порядок,

С - семейство,

Р  – род , 

В  – вид.

Отработка умений и навыков чтобы развивать мыслительные операции у учеников, нужны индивидуальные задания: заданий таких  должно быть очень много,  чтобы каждый ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей. На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха!

Отработка умений и навыков

чтобы развивать мыслительные операции у учеников,

нужны индивидуальные задания:

заданий таких

должно быть очень много,

чтобы каждый ученик смог выбрать

задание по душе,

исходя из своих особенностей.

На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха!

Приемы закрепления знаний Метод образного видения Метод эмпатии (вживания) Метод эвристических вопросов Метод ошибок Метод сравнения Метод фактов

Приемы закрепления знаний

  • Метод образного видения
  • Метод эмпатии (вживания)
  • Метод эвристических вопросов
  • Метод ошибок
  • Метод сравнения
  • Метод фактов

1.Метод эмпатии (вживания.)  Представьте себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения

1.Метод эмпатии (вживания.) Представьте себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения

Представьте себе,  что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу.  Опишите свои ощущения.  

Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.  

2.Метод эвристических вопросов.    Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как»,  «чем», «когда»…

2.Метод эвристических вопросов.

Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова

«что»,

«кто»,

«зачем»,

«почему»,

«как»,

«чем»,

«когда»…

3. Метод сравнения.   Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте. А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула  Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника

3. Метод сравнения.

Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте.

А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула

Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника

4.Метод фактов   Узнайте по описанию « особо опасного преступника»-. ( Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем- татуировка .)

4.Метод фактов

Узнайте по описанию « особо опасного преступника»-. ( Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем- татуировка .)

Подведение итогов урока   на личностно ориентированном уроке – двойной результат:  объективный – отметки  субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов )

Подведение итогов урока

на личностно ориентированном уроке – двойной результат:

  • объективный – отметки

  • субъективный – рефлексия

(осознание школьниками собственной деятельности

и ее результатов )

- Что нового вы узнали? -Интересно ли вам было на уроке? Что именно вам понравилось? - Доволен ли ты своим результатом? ( Если нет, то укажи причины: мало занимался, не понял материал, не знал, что нужно было выучить, и др.)

- Что нового вы узнали?

-Интересно ли вам было на уроке? Что именно вам понравилось?

- Доволен ли ты своим результатом? ( Если нет, то укажи причины: мало занимался, не понял материал, не знал, что нужно было выучить, и др.)

Дидактический синквейн   1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта. 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.  Пример:  Организм  живой, действующий  растёт, развивается, изменяется  Главный объект изучения биологии.  Особь

Дидактический синквейн

1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример:

Организм

живой, действующий растёт, развивается, изменяется Главный объект изучения биологии. Особь

Отгадай понятие 1 .-----------------(капиляр) 2.тонкий, однослойный 3.двигает, проталкивает, способствует диффузии 4.Обеспечивает обмен веществ в тканях 5.Сосуд

Отгадай понятие

1 .-----------------(капиляр)

2.тонкий, однослойный

3.двигает, проталкивает, способствует диффузии

4.Обеспечивает обмен веществ в тканях

5.Сосуд

 1.________________ Цветок  2.мелкий, воздушный  3.привлекает, опыляется,  4.Генеративный орган 5.размножения цветковых  6.Дающий плод

1.________________ Цветок 2.мелкий, воздушный 3.привлекает, опыляется, 4.Генеративный орган 5.размножения цветковых 6.Дающий плод

Использование таких приемов мастер – класса на уроках  позволяют сделать следующие выводы: повышается активность детей на уроках, приобретаются навыки самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету, на позитивное отношение к школе, учителям, предмету, на повышение успеваемости и качества образования.  Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся во всех параллелях, а также результаты уровня обучаемости и обученности

Использование таких приемов мастер – класса на уроках позволяют сделать следующие выводы:

  • повышается активность детей на уроках,
  • приобретаются навыки самоорганизации,
  • помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету,
  • на позитивное отношение к школе, учителям, предмету,
  • на повышение успеваемости и качества образования.
  • Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся во всех параллелях, а также результаты уровня обучаемости и обученности