СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация мастер-класса педагогического опыта учителя биологии и химии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  масер-класса педагогического опыта учителя биологии и химии. Будет полезна для аттестующихся учителей и для участия в конкурсах, требующих демонстрации педагогического опыта учителя.

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класса педагогического опыта учителя биологии и химии»

МАСТЕР–КЛАСС Использование интерактивных приёмов для формирования метапредметных компетенций  учащихся на уроках биологии и химии ПЕТРЕНКО ТАТЬЯНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ учителя биологии и химии ГБОУ «Лицей «Коллеж» Призёр Смотра видеообобщений перспективного педагогического опыта « Золотой диск инновационного опыта »

МАСТЕР–КЛАСС

Использование интерактивных приёмов для формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках биологии и химии

ПЕТРЕНКО ТАТЬЯНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

учителя биологии и химии

ГБОУ «Лицей «Коллеж»

Призёр Смотра видеообобщений

перспективного педагогического опыта

« Золотой диск инновационного опыта »

 Моё педагогическое кредо: « Люби  дело, которому служишь. Люби детей, которых учишь. Не переставай учиться сама!!! »

Моё педагогическое кредо:

« Люби дело, которому служишь.

Люби детей, которых учишь.

Не переставай учиться сама!!! »

Мой девиз в работе: Позитивно мыслить, Креативно поступать, Творчески обучать!!!

Мой девиз в работе:

Позитивно мыслить,

Креативно поступать,

Творчески обучать!!!

  Главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.    Современная педагогика богата разнообразными методами, технологиями и приемами.  Я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, применяемыми на уроках.  Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

Главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.  

Современная педагогика богата разнообразными методами, технологиями и приемами.

Я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, применяемыми на уроках.

Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

Использование  дидактических стихов   Чтение стихов является дидактическим приемом, который развивает познавательный интерес, т.к. влияет на эмоциональную сферу детей. Стихи привлекают внимание и большинство школьников после их анализа, лучше понимают и запоминают материал .

Использование дидактических стихов

  • Чтение стихов является дидактическим приемом, который развивает познавательный интерес, т.к. влияет на эмоциональную сферу детей.
  • Стихи привлекают внимание и большинство школьников после их анализа, лучше понимают и запоминают материал .
Использование дидактических стихов на уроках биологии Применяя стихи на уроках биологии, подбираю такие формы работы, которые бы развивали интеллектуальное мышление учащихся, создавали эмоциональный настрой, активизировали их деятельность, побуждали интерес к изучаемому,  что способствовало бы лучшему усвоению учебного материала.

Использование дидактических стихов на уроках биологии

  • Применяя стихи на уроках биологии, подбираю такие формы работы, которые бы развивали интеллектуальное мышление учащихся, создавали эмоциональный настрой, активизировали их деятельность, побуждали интерес к изучаемому,  что способствовало бы лучшему усвоению учебного материала.
Использование дидактических стихов на уроках биологии Поток энергии и цепи питания (10 класс )  Какой веселый разноцветный луг! Для насекомых рай, казалось бы, вокруг. Вот прыгает кузнечик на травинки, Играют блики на зеленой спинке. Откуда ни возьмись, беда напала - Метнулась ящерица, и его не стало. Бежит она довольная собою, Шум крыльев слышит, тень над головою. Теперь она обед для хищной птицы, Не бегать ей уж больше, не резвиться. Случилось то, что и должно случиться – Трава → кузнечик → ящерица → птица !

Использование дидактических стихов на уроках биологии

Поток энергии и цепи питания (10 класс )

Какой веселый разноцветный луг!

Для насекомых рай, казалось бы, вокруг.

Вот прыгает кузнечик на травинки,

Играют блики на зеленой спинке.

Откуда ни возьмись, беда напала -

Метнулась ящерица, и его не стало.

Бежит она довольная собою,

Шум крыльев слышит, тень над головою.

Теперь она обед для хищной птицы,

Не бегать ей уж больше, не резвиться.

Случилось то, что и должно случиться –

Трава → кузнечик → ящерица → птица !

Использование дидактических стихов на  уроках биологии Строение сердца (9 класс )  Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово - красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе все земное Умещается в его пределы, Потому – то нет ему покоя, До всего ему есть дело .

Использование дидактических стихов на уроках биологии

Строение сердца (9 класс )

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому – то нет ему покоя, До всего ему есть дело .

Стихи как средство активизации мышления учащихся при изучении химии    Вспомнить агрегатные состояния воды в природе можно, используя загадку:          Учащиеся угадывают, в каких строчках загадки о каком агрегатном состоянии воды идёт речь   Тёмным облаком летела, Опустилась птицей белой, Превратилась в человечка, Постояла у крылечка, Покатилась кувырком, И запела ручейком.

Стихи как средство активизации мышления учащихся при изучении химии

Вспомнить агрегатные состояния воды в природе можно, используя загадку:

Учащиеся угадывают, в каких строчках загадки о каком агрегатном состоянии воды идёт речь

Тёмным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком,

И запела ручейком.

Использование стихов  на уроках химии Металл Золото (8,9 классы)   Ему не страшно окисленье, Ценностью не превзойден, В кислоте без растворенья Находиться может он. Чтобы легче догадаться, Подскажу вам, вот что Может только растворяться В «царской водке» он.

Использование стихов на уроках химии

Металл Золото (8,9 классы)

Ему не страшно окисленье,

Ценностью не превзойден,

В кислоте без растворенья

Находиться может он.

Чтобы легче догадаться,

Подскажу вам, вот что

Может только растворяться

В «царской водке» он.

Приём Мозговой штурм Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Приём Мозговой штурм

  • Мозговой штурм является

одним из методов

критического мышления,

направленного на

активацию умственной

деятельности и творческой

активности учащихся.

  • При его применении

реализуются деятельностный и

личностно-ориентированный

подходы.

Приём « Мозговой штурм » на уроках биологии  Объясните суть высказывания учёного  К.А.Тимирязев писал: « Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку воды и попросите, что он из всего этого приготовил вам сахар, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений ».

Приём « Мозговой штурм » на уроках биологии

Объясните суть высказывания учёного

К.А.Тимирязев писал:

« Дайте самому лучшему повару

сколько угодно свежего воздуха,

сколько угодно солнечного света

и целую речку воды и попросите,

что он из всего этого приготовил

вам сахар, жиры и зерно, он решит,

что вы над ним смеетесь.

Но то, что кажется совершенно

фантастическим человеку,

беспрепятственно совершается

в зеленых листьях растений ».

Приём « Мозговой штурм » на уроках биологии  Как защитить от обрастания моллюсками подводные части деревянных судов? Одним из врагов моряков был крохотный моллюск – двустворка тередо. Однажды за 2 недели тередо практически полностью съели фанерный катер.

Приём « Мозговой штурм » на уроках биологии

Как защитить от обрастания моллюсками

подводные части деревянных судов?

Одним из врагов моряков

был крохотный моллюск –

двустворка тередо.

Однажды за 2 недели

тередо практически

полностью съели

фанерный катер.

Приём « Мозговой штурм » на уроках химии  В 8 классе по теме «Кислоты».. На экране слайд - яблоки, мандарины, апельсины, лимоны, виноград и т.д .   - Как вы думаете, что их объединяет?

Приём « Мозговой штурм » на уроках химии

В 8 классе по теме «Кислоты».. На экране слайд - яблоки, мандарины, апельсины, лимоны, виноград и т.д .

 

- Как вы думаете, что их объединяет?

Приём « Мозговой штурм » на уроках химии   Правильно, в них есть кислота . 

Приём « Мозговой штурм » на уроках химии

Правильно, в них есть кислота

Прием « Отсроченная отгадка »    Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.  Этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока.   

Прием « Отсроченная отгадка »

  Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока.

 

Прием « Отсроченная отгадка »  на уроках биологии  Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского обозначает “яд”, они – не клетки, но живые, однако некоторые ученые полагают, что они относятся к неживой природе. Никто точно не знает механизмы их происхождения.  Назовите их .

Прием « Отсроченная отгадка » на уроках биологии

Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского обозначает “яд”, они – не клетки, но живые, однако некоторые ученые полагают, что они относятся к неживой природе. Никто точно не знает механизмы их происхождения.

Назовите их .

Прием « Отсроченная отгадка »  на уроках химии Урок в 9 классе по теме «Аммиак». Начиная изучение новой темы, обращаюсь к истории . История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.  

Прием « Отсроченная отгадка » на уроках химии

Урок в 9 классе по теме «Аммиак». Начиная изучение новой темы, обращаюсь к истории .

История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

 

Прием « Отсроченная отгадка »  на уроках химии - Как вы думаете, что это был за газ? - Почему были от его действия такие последствия?  

Прием « Отсроченная отгадка » на уроках химии

- Как вы думаете, что это был за газ?

- Почему были от его действия такие последствия?

 

Прием « Удивляй »  Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Прием « Удивляй »

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Приём Удивляй на уроках химии  Химия 8 класс, тема «Горение веществ и управление его интенсивностью»   – Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! –   такими словами я начинаю изучение новой темы.   – В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател…  К концу сегодняшнего занятия попробуете догадаться – что же все-таки произошло?

Приём Удивляй на уроках химии

Химия 8 класс, тема «Горение веществ и управление его интенсивностью»

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю!   такими словами я начинаю изучение новой темы.  

В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател…

К концу сегодняшнего занятия попробуете догадаться – что же все-таки произошло?

Приём Удивляй на уроках химии  Химия 8 класс, тема «Горение веществ и управление его интенсивностью»         Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.

Приём Удивляй на уроках химии

Химия 8 класс, тема «Горение веществ и управление его интенсивностью»

Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.

Приём Удивляй  на уроках биологии  Биология 7 класс, тема « Отряд Грызуны ».  - Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г.  - Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь?  Так вот, одна сова за жизнь сохраняет  50 тонн зерна! Сова в среднем живет  50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год  1 кг зерна .

Приём Удивляй на уроках биологии

Биология 7 класс, тема « Отряд Грызуны ».

- Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г.

- Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь?

Так вот, одна сова за жизнь сохраняет

50 тонн зерна! Сова в среднем живет

50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год

1 кг зерна .

Приём Пресс  на уроках биологии  Биология 9 класс, тема «Пищеварительная система». .  В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса.  Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис.    Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

Приём Пресс на уроках биологии

Биология 9 класс, тема «Пищеварительная система».

.

В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса.

Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис.

Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

Приём Пресс  на уроках биологии  Биология 9 класс, тема «Пищеварительная система». .  Абсолютно сухая пища вызывает раздражение, и глотание становится невозможным. К тому же, при сильном волнении резко тормозится слюноотделение и глотательный рефлекс не работает.

Приём Пресс на уроках биологии

Биология 9 класс, тема «Пищеварительная система».

.

Абсолютно сухая пища вызывает раздражение, и глотание становится невозможным. К тому же, при сильном волнении резко тормозится слюноотделение и глотательный рефлекс не работает.

Метод проектов  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления .

Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления .

Метод проектов Участие лицеистов в конкурсный отборе школьников по программе Сириус Включает следующие испытания:  – дистанционное тестирование;  – оценка видеоролика, демонстрирующего навыки экспериментальной работы конкурсанта в междисциплинарной области (химия, физика и биология) вместе с идеей проекта участника, с которым связан проводимый эксперимент;  – собеседование.

Метод проектов

  • Участие лицеистов в конкурсный отборе школьников по программе Сириус
  • Включает следующие испытания: – дистанционное тестирование; – оценка видеоролика, демонстрирующего навыки экспериментальной работы конкурсанта в междисциплинарной области (химия, физика и биология) вместе с идеей проекта участника, с которым связан проводимый эксперимент; – собеседование.
Метод проектов Участие лицеистов в акции  Здоровое питание  в школе и дома    Акция проводится  международным движением  «Сделаем Вместе!»   Цель Акции - повысить осведомлённость и сформировать потребность в здоровом питании среди школьников и их родителей       .

Метод проектов

Участие лицеистов в акции

Здоровое питание

в школе и дома

Акция проводится

международным движением

«Сделаем Вместе!»

Цель Акции - повысить осведомлённость и сформировать потребность в здоровом питании среди школьников и их родителей

  • .
Метод проектов Классный час – презентация для учащихся 5 класса. Тема: « Качество продуктов питания и профилактика пищевых отравлений »

Метод проектов

  • Классный час – презентация для учащихся 5 класса.

Тема: « Качество продуктов питания и профилактика пищевых отравлений »