Посмотрите на слайд.
Оценка Отметка
Одинаковое ли значение у этих слов? Если нет, то в чем разница?
Действительно, слова имеют разное значение, однако у них есть кое-что общее. И одно и другое относятся к оцениванию. Как мы знаем, оценивание делится на формирующее и итоговое. Какое слово куда подходит?
Верно, оценка – формирующее оценивание, отметка – итоговое оценивание. Чтобы быстро понять разницу, посмотрим на сами слова. Итоговое – оно как-бы подводит итог, ставит точку. Проводится в конце изучения темы. Это оценивание обучения. (различные тесты, контрольные …) Формирующее. От какого слова образовано? Формирование. Т.е. оценивание для формирования процесса обучения. Или просто коротко для обучения. Сегодня поговорим о формирующем оценивании.
Посмотрите на определение.
Формирующее оценивание – это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.
Прочитав определение, какие вопросы можно к нему задать?
«КАК?» Самый частый и на мой взгляд самый важный вопрос здесь это «КАК?»
Как организовывать формирующее оценивание?
Предлагаю сделать этот вопрос темой и целью нашей встречи.
Вас шесть человек, разделитесь на пары и подумайте какие аспекты темы мы сегодня затронем и какие было бы важно затронуть. Введем условные знаки. Сердечко – ваши мысли совпали, палец вверх – вы согласны с ответом пары, палец вниз – вы не согласны. Палец влево – у вас есть вопрос к отвечающему.
Спасибо за ваше мнение, оно очень ценно для меня, я обязательно его учту при возможной доработке мастер-класса. Также поздравляю вас, вы приняли участие в формирующем оценивании. Однако, это один из приемов. К ним мы обратимся чуть позже. Давай немного углубимся в теорию.
Итак, определение мы с вами уже рассмотрели.
Вот какие рекомендации для формирующего оценивания дает М.А.Пинская:
Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Учитель получает информацию с целью решить, как поступить с данным учеником, чтобы улучшить и развить его учение дальше.
Направляется учителем. Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса. Обстановка доброжелательности, взаимного сотрудничества всегда приводит к тому, что повышается мотивация, а вслед за мотивацией повышается и результат.
Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин.
Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.
Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся дети, позволяет ему работать более системно, подвижно и эффективно.
Формирующее оценивание для обучающихся:
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.
Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.
Но мы с вами тут собрались не ради теории. Вы все итак прекрасно знаете, что такое формирующее оценивание. Вернемся к теме. Как она звучит? Как организовывать формирующее оценивание? Действительно, ключевое здесь КАК? Т.е. переходим к конкретным приемам. Я продемонстрирую то, что уже было апробировано на детях и показало свою успешность. Сейчас я попрошу вас перевоплотиться в учеников 2 класса. Представьте, что вы находитесь уже на 2 уроке русского языка по теме: «Подлежащее и сказуемое». Чтобы вам удалось лучше это прочувствовать, решим небольшое задание из рабочей тетради «Школа России».
Закончили. Давайте проверим. Помните, что вы ученики, отвечаем по поднятой руке. Ответы друг друга оцениваем. (знаки согласна, несогласна, есть вопрос к отвечающему). Спасибо. Это был один из приемов, уже известный вам.
Следующий прием. Возьмите в руки цветные карандаши. Зажжём огоньки в ваших тетрадях. Если работа выполнена успешна, задание было понятно, то рисуете на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения или что-то осталось неясным, то в тетради рисуете желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, вы не смогли самостоятельно справиться с новой задачей, то рисуете красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!».
Такой прием более актуален для детей 1 класса, однако как показывает практика, нравится большинству детей вне зависимости от возраста.
Что еще можно сделать с этим заданием, как оценить? Предложите критерии оценки. Рисуем здесь же линии. Или как их еще называют шкалы. Название приема «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Отметьте успешность работы по заданным критериям на линеечках. Где высшая точка – это идеальное выполнение, а низшая – не удалось выполнить.
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
Эти приемы можно проводить по ходу урока. Что можно провести в конце? Предлагаю прием «Оценочное поле».
У вас на столах лежат стикеры. Напишите на них свое имя и прикрепите стикер к тому высказыванию, которое вам близко.
Я знаю, что такое подлежащее и сказуемое. Умею находить их в предложении и задавать к ним вопросы.
Я знаю, что такое подлежащее и сказуемое. Умею находить их в предложении, но пока что не умею задавать к ним вопросы.
Я знаю, что такое подлежащее и сказуемое. Но не умею находить их в предложении и задавать к ним вопросы.
Я не знаю, что такое подлежащее и сказуемое.
Далее учитель анализирует пробелы в знаниях и строит работу на следующем уроке так, чтобы можно было их восполнить.
Спасибо за участие, можете выйти из роли. Поблагодарим друг друга за работу на нашей встрече аргументированно. Кто начнет?
Это был еще один прием, который можно использовать в конце урока или даже в конце учебного дня.
Всем спасибо. Хочется закончить мастер-класс словами Любови Кабо – Русской советской писательницы, педагога, журналистки. «От писателя остаются книги, от художника — картины. От каждого яркого, думающего учителя остается его неповторимый опыт…»