Просмотр содержимого документа
«Презентация "Матрёнин двор"»
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
Писательская судьба Солженицына начала складываться с 1944 года, а всей стране он стал известен в 1962 году, когда вышел в свет рассказ «Один день Ивана Денисовича». Это произведение было высоко оценено редактором журнала «Новый мир» А. Т. Твардовским: «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Другой писатель Григорий Бакланов говорил: «С выходом в свет повести А. Солженицына стало ясно, что писать так, как мы до сих пор писали, нельзя».
Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году. Это произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, но он хотел работать учителем. После реабилитации в 1957 году ему удалось некоторое время работать учителем физики во Владимирской области, в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине, праведнице, А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ – «блистательный», «подлинно гениальное произведение», как его назвали специалисты в области литературы и искусства .
Рассказ «Матренин двор» был напечатан в 1963 г. в «Новом мире». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведников». А.Т.Твардовский посоветовал А.И.Солженицыну изменить название рассказа, чтобы избежать цензурные препятствия. Год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. «Матренин двор «полностью автобиографичен и достоверен», да и отчество рассказчика - Игнатич -созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены точно. Истинное название деревни - Мильцево Купловского района Владимирской области. «Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Бедность, нищета крестьянства, утратившего хозяйственные традиции работы на земле». Рассказ был высоко оценён критикой. А. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной»
1. Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа — Матрена? Обоснуйте свое мнение. 2. Почему писатель начинает свой рассказ с «загадки»: «...еще с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход...»? Можно ли сразу догадаться, после чего? 3. Попытайтесь доказать, что изображенные в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, достоверны топонимы, употребленные в тексте, сохранены особенности местного диалекта и т. п.)
4. Какое впечатление произвел на вас язык рассказа? 5. Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?
«Качества человека – праведника» – (с примерами из текста. (Бескорыстная помощь людям – «помогала чужим людям бесплатно») и т.д.
- Проанализировать речь Матрёны. - Дайте характеристику главному герою – постояльцу Матрёны.
У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.