СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Механизмы, обеспечивающие инклюзивное образование в системе СПО"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу на семинаре-тренинге «Навигатор педагога в инклюзивном образовании»

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Механизмы, обеспечивающие инклюзивное образование в системе СПО"»

Механизмы, обеспечивающие инклюзивное образование  в системе СПО   Латышева Н.Л., преподаватель ВГПГК

Механизмы, обеспечивающие инклюзивное образование в системе СПО

Латышева Н.Л.,

преподаватель ВГПГК

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в пункте 27 статьи 2 вводит понятие «инклюзивное образование», а также закрепляет ряд важных механизмов его реализации :   1.   Специальные образовательные условия , без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;  2.   Образовательная программа , адаптированная для обучения лиц с ОВЗ.

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в пункте 27 статьи 2 вводит понятие «инклюзивное образование», а также закрепляет ряд важных механизмов его реализации : 1.   Специальные образовательные условия , без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; 2.   Образовательная программа , адаптированная для обучения лиц с ОВЗ.

Составляющие образовательной среды в учреждениях профессионального образования:   - Пространственные ресурсы;  - Организационно-смысловые ресурсы;  - Предметные ресурсы;  - Социально-психологические ресурсы;  - Методическое обеспечение .

Составляющие образовательной среды в учреждениях профессионального образования: - Пространственные ресурсы; - Организационно-смысловые ресурсы; - Предметные ресурсы; - Социально-психологические ресурсы; - Методическое обеспечение .

Пространственные ресурсы:    - наличие безбарьерной среды;  - рациональное расположение помещений (объектов);  - специальная организация основных маршрутов передвижения;  - обеспечение относительного постоянства пространства, информирование о его изменениях;  - наличие сигнальных опор, обеспечивающих ориентировку в пространстве, использование информативных знаков (стрелка, туалет, телефон), символов, предупреждающих об опасности (высокое напряжение, заграждение), ограждение опасных зон;  - организация полисенсорного восприятия пространства;  - рациональная пространственная организация рабочего поля, рабочего места, рабочей позы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пространственные ресурсы: - наличие безбарьерной среды; - рациональное расположение помещений (объектов); - специальная организация основных маршрутов передвижения; - обеспечение относительного постоянства пространства, информирование о его изменениях; - наличие сигнальных опор, обеспечивающих ориентировку в пространстве, использование информативных знаков (стрелка, туалет, телефон), символов, предупреждающих об опасности (высокое напряжение, заграждение), ограждение опасных зон; - организация полисенсорного восприятия пространства; - рациональная пространственная организация рабочего поля, рабочего места, рабочей позы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-смысловые ресурсы:    - наличие режима работы;  - дозировка нагрузки;  - учёт характера динамики трудоспособности на занятии, обеспечение активного отдыха учащихся, переключения внимания с одного вида деятельности на другой;  - наличие разумной и понятной системы требований;  - наличие системы правил, регулирующих отношения учащихся;  - введение смысловых опор, обеспечивающих успешность взаимодействий (планов, памяток, алгоритмов);  - подробное инструктирование, выделение и конкретизация системы действий, которые необходимо усвоить, их наглядный показ, длительные и систематические тренировки.

Организационно-смысловые ресурсы: - наличие режима работы; - дозировка нагрузки; - учёт характера динамики трудоспособности на занятии, обеспечение активного отдыха учащихся, переключения внимания с одного вида деятельности на другой; - наличие разумной и понятной системы требований; - наличие системы правил, регулирующих отношения учащихся; - введение смысловых опор, обеспечивающих успешность взаимодействий (планов, памяток, алгоритмов); - подробное инструктирование, выделение и конкретизация системы действий, которые необходимо усвоить, их наглядный показ, длительные и систематические тренировки.

Предметные ресурсы:   - специальные учебники и учебные пособия, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства;  - использование специальных компьютерных программ, технических средств обучения;  - организация полисенсорного восприятия объектов;  - использование специального оборудования, расширяющего познавательные возможности учащегося;  - использование учебных материалов и оборудования, оснащённого специальными приспособлениями ;  - использование средств наглядности;  - обеспечение лучшей видимости учебных материалов;  - структурирование информации ;  - наличие сигнальных опор, ускоряющих узнавание и запоминание объектов;  - рациональное построение деятельности учащегося ;  - эмоционально-речевое и деятельное акцентирование внимания учащегося на отдельных объектах, их деталях.

Предметные ресурсы: - специальные учебники и учебные пособия, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства; - использование специальных компьютерных программ, технических средств обучения; - организация полисенсорного восприятия объектов; - использование специального оборудования, расширяющего познавательные возможности учащегося; - использование учебных материалов и оборудования, оснащённого специальными приспособлениями ; - использование средств наглядности; - обеспечение лучшей видимости учебных материалов; - структурирование информации ; - наличие сигнальных опор, ускоряющих узнавание и запоминание объектов; - рациональное построение деятельности учащегося ; - эмоционально-речевое и деятельное акцентирование внимания учащегося на отдельных объектах, их деталях.

Социально-психологические ресурсы:   - наличие у субъектов образовательного процесса позитивного отношения, стиля и характера взаимодействия в отношении учащихся с ОВЗ;  - понимание и принятие педагогами и сверстниками индивидуальных особенностей таких учащихся;  - обеспечение определённого благоприятного социального статуса у учащихся с ОВЗ;  - обеспечение освоения социального пространства и расширение границ жизненного пространства;  - информирование о достижениях людей с нарушениями развития;  - наличие у учащихся адекватных их возможностям способов коммуникации;  - создание ситуаций успеха, возможности выполнять разнообразные социальные роли;  - наличие у учащихся с ОВЗ адекватного внешнего вида;  - наличие у учащихся адекватных установок, мотивов, стиля и характера взаимодействия с педагогами и сверстниками.

Социально-психологические ресурсы: - наличие у субъектов образовательного процесса позитивного отношения, стиля и характера взаимодействия в отношении учащихся с ОВЗ; - понимание и принятие педагогами и сверстниками индивидуальных особенностей таких учащихся; - обеспечение определённого благоприятного социального статуса у учащихся с ОВЗ; - обеспечение освоения социального пространства и расширение границ жизненного пространства; - информирование о достижениях людей с нарушениями развития; - наличие у учащихся адекватных их возможностям способов коммуникации; - создание ситуаций успеха, возможности выполнять разнообразные социальные роли; - наличие у учащихся с ОВЗ адекватного внешнего вида; - наличие у учащихся адекватных установок, мотивов, стиля и характера взаимодействия с педагогами и сверстниками.

Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения :   - адаптация учащихся с ОВЗ к коллективу, учебным нагрузкам, самостоятельной жизни вне стен учебного заведения;  - формирование профессионального интереса;  - соответствие развития способностей требованиям профессии;  - способность проектировать свою профессиональную деятельность и прогнозировать её результаты;  - способность организовать профессиональное взаимодействие;  - формирование индивидуального стиля деятельности, умение решать профессиональные задачи.

Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения : - адаптация учащихся с ОВЗ к коллективу, учебным нагрузкам, самостоятельной жизни вне стен учебного заведения; - формирование профессионального интереса; - соответствие развития способностей требованиям профессии; - способность проектировать свою профессиональную деятельность и прогнозировать её результаты; - способность организовать профессиональное взаимодействие; - формирование индивидуального стиля деятельности, умение решать профессиональные задачи.

Методическое обеспечение   образовательного процесса лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования направлено на:   - изучение состояния, проблем, достижений, опыта работы по профессиональному обучению лиц с ОВЗ;  - внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции лиц с ОВЗ в общество;  - распространение передового педагогического опыта по профессиональному обучению и воспитанию и развитию лиц с ОВЗ;  -создание системы обучения педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность лиц с ОВЗ посредством деятельности учебно-методических объединений, тематических педсоветов и пр.

Методическое обеспечение образовательного процесса лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования направлено на: - изучение состояния, проблем, достижений, опыта работы по профессиональному обучению лиц с ОВЗ; - внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции лиц с ОВЗ в общество; - распространение передового педагогического опыта по профессиональному обучению и воспитанию и развитию лиц с ОВЗ; -создание системы обучения педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность лиц с ОВЗ посредством деятельности учебно-методических объединений, тематических педсоветов и пр.

Основные направления в использовании ИКТ :   - для решения компенсаторных задач (использование технологий в качестве вспомогательных устройств) ;    - для решения дидактических задач  (позволяет свести к минимуму различия между учащимися и делает возможным применение современных педагогических приемов, направленных на улучшение взаимодействия учащихся между собой и с преподавателями);   - для решения коммуникативных задач (технологии могут выступать посредниками в процессе общения людей с особыми потребностями) ;   - для реализации дистанционных технологий обучения .

Основные направления в использовании ИКТ : - для решения компенсаторных задач (использование технологий в качестве вспомогательных устройств) ; - для решения дидактических задач (позволяет свести к минимуму различия между учащимися и делает возможным применение современных педагогических приемов, направленных на улучшение взаимодействия учащихся между собой и с преподавателями); - для решения коммуникативных задач (технологии могут выступать посредниками в процессе общения людей с особыми потребностями) ; - для реализации дистанционных технологий обучения .