Реализация метапредметного подхода в обучении математике
СЫРЦОВА Н.В.,
ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Метапредметный подход в образовании
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения , несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»
В. В. Давыдов
Метапредметный подход в образовании
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение – это ускорение темпов развития. Знания быстро устаревают, поэтому результаты обучения становятся востребованными не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Метапредмет. Метапредметность
- От греческого «мета» - то, что стоит «за».
- Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля.
- В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В.Хуторского, Ю.В.Громыко.
Метапредметный подход в образовании
Метадеятельность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной» и включает в себя использование Универсальной Учебной Деятельности (УУД), т. е. обобщённые действия, сформированные на материале какого – либо предмета и использующиеся при изучении других предметов.
Поставленные задачи и проблемы метапредметного подхода:
1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.
2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности.
3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Цели метапредметного подхода:
- Вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков. Формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. Развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей: речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
- Вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков.
- Формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.
- Развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей: речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ
Знание
Одна из задач метапредметного подхода осознание себя в этом мире и развитие единой системы природа-человек-общество
Знак
Смысл
Задача
Проблема
В математике:
- Предметный урок + метапредметная тема.
- Метапредметные задания
- Межпредметные проблемные ситуации
- Межпредметные, надпредметные проекты.
8
При этом возможна работа по таким направлениям:
- Самостоятельная работа учащихся
- Развитие творческих способностей учащихся при решении математических задач
- Применение интерактивных технологий
- Задачи прикладной направленности
- Межпредметные связи
- Использования ИКТ в обучении математике
8
Предпочтительные формы метапредметного учебного занятия:
- проблемная лекция;
- дискуссия, диалог;
- семинар;
- лабораторный практикум;
- деловая или ролевая игра;
- разработка и защита проекта;
- интегрированный урок.
8
Цель метапредметного учебного занятия
в значительной степени сливается с развивающей и (в большей степени) - с воспитательной задачей.
Формулировки такой цели могут быть следующими:
«формирование ценностного отношения к...»,
«обеспечение условий формирования личной позиции учащегося в вопросах ...».
8
Рекомендации по разработке метапредметного учебного занятия
- Уроки обобщающего типа
- Усиление прикладной направленности урока, т.е. появление целого пласта задач практической направленности.
8
Примеры классов задач
- Задачи по теме «энергосбережение»
- Задачи «на покупку».
- Задачи статистического характера
- Задачи экономического характера
- Задачи на умение использовать графики зависимостей
- Задачи маркетингового характера
- Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом
8
Пример: Задача с финансовым содержанием
Вы имеете сумму 1000 руб., которую хотите разместить с целью получения наибольшего дохода. Банк привлекает средства клиентов на депозитные вклады под 8% годовых. Акционерное общество выпустило ценные бумаге в виде 8 привилегированных акций номинальной стоимостью 250 руб. с выплатой дивидендов в размере 10%, и 10 обыкновенных акций номинальной стоимостью 200 руб. На выплату дивидендов акционерным обществом выделено 800 руб. Куда лучше вложить деньги:
а) в банк;
б) в привилегированные акции;
в) в обыкновенные акции?
8
Метапредметные
образовательные результаты
предполагают, что у учеников будут развиты:
- уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных навыков;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера (умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний).
- Владение базовыми навыками исследовательской деятельности , проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
8
Вывод
- метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
- При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
8
Спасибо за внимание!
8
8