СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация метод кейса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация метод кейса»

Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности учащихся Коломина Марина Викторовна учитель физики МБОУ СОШ №9 г. Бердск

Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности учащихся

Коломина Марина Викторовна

учитель физики

МБОУ СОШ №9 г. Бердск

Метапредметность- Это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к мышлению

Метапредметность-

Это образовательная форма,

которая выстраивается поверх

традиционных предметов, в ее основе

лежит мыследеятельностный тип

интеграции учебного материала и

принцип рефлексивного отношения к

мышлению

 Метапредметные компетенции: Это овладение основными универсальными учебными действиями: Регулятивными Коммуникативными Познавательными Способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов
  • Метапредметные компетенции:
  • Это овладение основными универсальными учебными действиями:
  • Регулятивными
  • Коммуникативными
  • Познавательными
  • Способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов
Ключевые личностные качества, имеющие метапредметный характер когнитивные (познавательные) качества; оргдеятельностные (методологические); креативные (творческие); коммуникативные качества; ценностно-смысловые (мировоззренческие).

Ключевые личностные качества, имеющие метапредметный характер

  • когнитивные (познавательные) качества;
  • оргдеятельностные (методологические);
  • креативные (творческие);
  • коммуникативные качества;
  • ценностно-смысловые (мировоззренческие).
Метапредметные умения:  основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение); •  обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование); •  критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т. д.); •  задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности); •  регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность); •  главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т. д.).

Метапредметные умения:

основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);

• обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);

• критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т. д.);

• задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);

• регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);

• главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т. д.).

Технологии и приемы формирования  метапредметных компетенций :   - создание мотивации в деятельности учащихся – целеполагание; - создание проблемной ситуации: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью методических приёмов; - формирование понятия - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие. - формирование способов деятельности: гипотезы и вопросы; - формирование способов деятельности: наблюдение и эксперимент; - организация групповой работы, на уроке первоначально ставят проблемную ситуацию, выдвигаются версии, затем выясняют источники для новой информации, распределяют обязанности и выполняют; - самоконтроль и самооценка.

Технологии и приемы формирования метапредметных компетенций :

  • - создание мотивации в деятельности учащихся – целеполагание;
  • - создание проблемной ситуации: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью методических приёмов;
  • - формирование понятия - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие.
  • - формирование способов деятельности: гипотезы и вопросы;
  • - формирование способов деятельности: наблюдение и эксперимент;
  • - организация групповой работы, на уроке первоначально ставят проблемную ситуацию, выдвигаются версии, затем выясняют источники для новой информации, распределяют обязанности и выполняют;
  • - самоконтроль и самооценка.
Метапредметный результат: - соучаствует в освоении учебных предметов; - соединяет в некую общность учебные предметы; - означает совокупное действие учебных предметов; - возникает между предметами; - возникает вслед за освоением учебных предметов; - возникает для того, чтобы освоить учебные предметы, иными словами, обслуживает учебные предметы; - изменяет (углубляет, расширяет) понимание учебных предметов.

Метапредметный результат:

  • - соучаствует в освоении учебных предметов;
  • - соединяет в некую общность учебные предметы;
  • - означает совокупное действие учебных предметов;
  • - возникает между предметами;
  • - возникает вслед за освоением учебных предметов;
  • - возникает для того, чтобы освоить учебные предметы, иными словами, обслуживает учебные предметы;
  • - изменяет (углубляет, расширяет) понимание учебных предметов.
Основные методы: творческие задания; - работа в малых группах; - дискуссия; - обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); - интерактивная лекция; - эвристическая беседа; - разработка проекта (метод проектов); - системы дистанционного обучения; - обсуждение и разрешение проблем ( мозговой штурм, «дерево решений», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); - тренинги; - метод кейсов.  круглый стол

Основные методы:

  • творческие задания;
  • - работа в малых группах;
  • - дискуссия;
  • - обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
  • - интерактивная лекция;
  • - эвристическая беседа;
  • - разработка проекта (метод проектов);
  • - системы дистанционного обучения;
  • - обсуждение и разрешение проблем ( мозговой штурм, «дерево решений», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);
  • - тренинги;
  • - метод кейсов.
  • круглый стол
Круглый стол это метод интерактивного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Круглый стол

  • это метод интерактивного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Дискуссия это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре; коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Дискуссия

  • это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре; коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.
Метод кейсов метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Метод кейсов

  • метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Актуальность: использования кейс-метода в практике школьного образования: формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы  в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.

Актуальность:

  • использования кейс-метода в практике школьного образования: формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.
Сущность метода: учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение  к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; сама проблема  не имеет однозначных решений.

Сущность метода:

  • учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; сама проблема не имеет однозначных решений.
Преимущества кейс-метода: Умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения. Возможность выработки навыков простейших обобщений, возможность знакомства с реальной жизнью. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.

Преимущества кейс-метода:

  • Умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения.
  • Возможность выработки навыков простейших обобщений, возможность знакомства с реальной жизнью.
  • Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Структура кейса: Предисловие(вводная часть, введение)- дает общую информацию о кейсе Основная часть-контекст, случай, проблема, факты и решения Послесловие(материалы для решения)-завершающая часть кейса, имеет вариативный характер

Структура кейса:

  • Предисловие(вводная часть, введение)- дает общую информацию о кейсе
  • Основная часть-контекст, случай, проблема, факты и решения
  • Послесловие(материалы для решения)-завершающая часть кейса, имеет вариативный характер
Модель деятельности в режиме кейс-метода:  Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию. Преподаватель готовит кейс. Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал. Групповое обсуждение содержания кейса. Выработка нескольких решений. Презентация учащимися принятых решений. Преподаватель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения. Преподаватель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное решение.

Модель деятельности в режиме кейс-метода:

Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

Преподаватель готовит кейс.

Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал.

Групповое обсуждение содержания кейса.

Выработка нескольких решений.

Презентация учащимися принятых решений.

Преподаватель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения.

Преподаватель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное решение.

Кейс по теме «Диффузия» Самые вкусные солёные помидоры консервирует бабушка Славика Елена Викторовна. - Бабушка, а почему твои помидоры такие вкусные? – спросил Славик. - Да я в них не только соль, но и сахар, и петрушку, и укроп, и лавровый лист, и смородиновый лист кладу, - ответила бабушка. - Как же всё это внутрь помидоров попадает?- удивился Слава. - Так я всё это в рассол кладу, а внутрь помидоров всё само попадает. Вопросы к кейсу: 1.Знаете ли вы как консервируют помидоры? 2.Какое физическое явление помогает консервировать овощи? 3. Почему лучше помидоры заливать горячим рассолом?  

Кейс по теме «Диффузия»

Самые вкусные солёные помидоры консервирует бабушка Славика Елена Викторовна.

- Бабушка, а почему твои помидоры такие вкусные? – спросил Славик.

- Да я в них не только соль, но и сахар, и петрушку, и укроп, и лавровый лист, и смородиновый лист кладу, - ответила бабушка.

- Как же всё это внутрь помидоров попадает?- удивился Слава.

- Так я всё это в рассол кладу, а внутрь помидоров всё само попадает.

Вопросы к кейсу:

  • 1.Знаете ли вы как консервируют помидоры?
  • 2.Какое физическое явление помогает консервировать овощи?
  • 3. Почему лучше помидоры заливать горячим рассолом?

 

Результативность работы в режиме кейс-метода:

Результативность работы в режиме кейс-метода:

Результативность в работе в режиме кейс-метода:

Результативность в работе в режиме кейс-метода:

Можно сделать вывод, что кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.

Можно сделать вывод, что кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя