СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для социальных педагогов "Педагогические ситуации: метод кейсов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка включает доклад, сопроводительную презентацию, бланк для диагностики педагогов.

Семинар ориентирован на социальных педагогов, однако может быть реализован и на других педагогических работниках. Основная цель занятия - ознакомить педагогов с методом кейсов, методикой "Педагогические ситуации", позволяющей выявить уровень развития педагогических способностей социальных педагогов, тем самым создать импульс для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования педагогических способностей.

Просмотр содержимого документа
«Анализ педагогических ситуаций»

Семинар для социальных педагогов

Дата проведения: 30.03.2021 г.

Ответственный: педагог-психолог Васильева Ю.В.

Цель: ознакомить педагогов с понятием «педагогические ситуации», изучить и проанализировать

уровень педагогических способностей социальных педагогов, выработать «правила» общения со

студентами колледжа.

Оборудование: презентация, доклад, бумага, карандаши, бланк методики для участников.


Порядок работы

  1. Мини-лекция «Педагогические ситуации».

  2. Практическое задание №1. Методика "Педагогические ситуации».

  3. Практическое задание №2. «Правила общения со студентами».


Тема. Педагогические ситуации: метод кейсов

Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии. Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).

Отсюда предлагаю вам познакомиться с классификацией педагогических ситуаций:

1. по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);

2. по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);

3. по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

4. по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);

5. по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);

6. по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

7. по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.

8. по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).


Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые. В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

  • недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);

  • разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);

  • противодействие (действие, препятствующее другому действию);

  • противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);

  • разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Одна их задач, стоящих перед педагогом это проектирование педагогических ситуаций - процесс "подгонки" педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.

Ситуация - это фрагмент действий педагога и студентов в определенных условиях. Это ситуация затруднения, познавательная конфликтная ситуация, которая активизирует учебную деятельность, повышает познавательную активность студентов, интерес к обучению.

Проектируя ситуацию, нужно определить место, время, способ создания педагогической ситуации, установить участников взаимодействия, сформулировать противоречия и проблему. При проектировании педагогических ситуаций нужен системный подход. Создавать следует не отдельную ситуацию, а комплексы ситуаций, в работе применять системы педагогических ситуаций.

При этом не стоит забывать о главных правилах создания педагогических ситуаций:

- не навредите студенту, не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений;

- создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на студента;

- не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства студентов и оставляйте "закрытые зоны", предоставляя студенту самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность.

Далеко не все ситуации общения можно и нужно проектировать. В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации. Педагогическая импровизация -интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческойфдеятельности.

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанныхфдействий:

1. Обнаружение факта.

2.Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3.Определение характера ее содержания.

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принестифпользу.

Педагог всегда ощущает недостаток средств для своей профессиональной деятельности. Многие из них пробуют изучать опыт коллег, применять ту или иную педагогическую технологию. Но это не всегда удается, т.к. не всякий чужой опыт срастается с личными возможностями педагога. Несмотря на это, опыт педагогов-новаторов весьма поучителен, хотя бы тем, что является примером зарождения и развития индивидуальных педагогических систем в условиях единообразия практической педагогики.

Практическое задание №1. Порядок работы: 1. На первом этапе педагогам раздаются бланки методики с адаптированным вариантом инструкции (отличается от оригинала). Выдаются необходимые пояснения и педагоги приступают к выполнению задания.

2. На втором этапе задача педагогов, ознакомиться с предлагаемыми авторскими вариантами словесной реакции на возникшие педагогические ситуации, соотнести свой ответ с предложенными, найти соответствие и обозначить примерный номер ответа в таблице подсчета баллов. Произвести расчеты в соответствии с ключом методики, сделать вывод, рефлексия.

Методика "Педагогические ситуации"

Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.

Инструкция:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо отметить свой словесный вариант реагирования на данную ситуацию (такой, который вы используете в повседневном общении с обучающимися).


Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

7.

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7.

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

7.

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7.

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес­нее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9.

Ситуация 6 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

7.

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло та­кое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

7.

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика педагога?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захо­чешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

7.

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

7.

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

7.

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

7.

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по­думать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

7.

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

8.

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

7.

 

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следова­ния представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различ­ные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

 

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации


 № пед.сит.

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

-

-

2

2

2

3

3

5

5

-

-

3

2

3

4

4

5

5

-

-

4

2

3

3

4

5

5

-

-

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

-

-

7

2

2

3

4

5

5

-

-

8

2

2

4

5

4

3

-

-

9

2

4

3

4

5

4

-

-

10

2

3

4

4

5

5

-

-

11

2

2

3

4

5

5

-

-

12

2

3

4

5

4

5

-

-

13

3

2

4

4

5

4

5

-

14

2

2

3

4

4

5

-

-


Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.


Практическое задание №2. «Правила общения со студентами»


На протяжении всей своей педагогической деятельности каждый из нас сталкивается с огромным количеством "неразрешимых ситуаций". Иногда возникает мысль "Быть или не быть?" тем человеком, который каждую минуту своей жизни должен думать не только о своих детях, но и о "чужих". И особенно тогда, когда эти дети позволяют себе хамство и неадекватное поведение на уроках.

1этап.

Индивидуально на листе бумаги записать собственные «Правила» общения со студентами ПК.

2 этап.

Выработать совместно с коллегами «Правила» общения со студентами ПК.


Просмотр содержимого документа
«бланк Методики ПС»

Методика "Педагогические ситуации"

Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.

Инструкция:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, отметьте/запишите свой подходящий вариант словесной реакции.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции.



Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция: ____________________________________________________________________


Ситуация 3

Педагог дает обучающемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция педагога?__________________________________


Ситуация 4

Обучающийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить педагог?_____________________________________________________________________________


Ситуация 5

Обучающийся говорит педагогу: «На два ближайших занятия, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?____________________________________________________


Ситуация 6 Обучающийся увидев педагога, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать педагог?

_________________________________________________________________________________


Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит обучающийся педагогу и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать педагог?


Ситуация 8

Обучающийся говорит педагогу, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика педагога?

_____________________________________________________________________________________





Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание педагога обучающийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это педагог?

_____________________________________________________________________________________

Ситуация 10

Обучающийся говорит педагогу: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать педагогу?



Ситуация 11

Обучающийся в разговоре с педагогом говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим обучающимся». — Как должен ответить педагог на такую просьбу обучающегося?

_____________________________________________________________________________________


Ситуация 12

Обучающийся, выразив педагогу свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить педагог?



Ситуация 13

Обучающийся говорит педагогу: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ педагога? _____________________________________________________________________________________


Ситуация 14

Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по учебной группе, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать педагог? _____________________________________________________________________________________



ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ


1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



Всего баллов


Сумма / 14 =


Просмотр содержимого презентации
«Презентация, 30.03.21»

30.03.2021 Семинар для социальных педагогов  Педагогические ситуации: метод кейсов Ответственный:  педагог-психолог  Васильева Ю.В.

30.03.2021

Семинар для социальных педагогов Педагогические ситуации: метод кейсов

Ответственный: педагог-психолог Васильева Ю.В.

Структура общения

Структура общения

  • Коммуникативный компонент  — обмен информацией между субъектами общения.
  • Интерактивный компонент  — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
  • Перцептивный компонент  — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Качества личности педагога, значимые для продуктивного общения

Качества личности педагога, значимые для продуктивного общения

  • Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
  • Социальная установка на человека.
  • Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
  • Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
  • Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
  • Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
  • Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
  • Речевое развитие.
  • Педагогическая интуиция.
Стиль педагогического общения   Виды стилей педагогического общения

Стиль педагогического общения

Виды стилей педагогического общения

  • Авторитарный,
  • Демократический,
  • Попустительский.
  • Перспективные:
  • общение на основе совместной творческой деятельности,
  • общение на основе дружеского расположения.
  • Неперспективные: общение-устрашение, общение-заигрывание.
Педагогическая ситуация -  составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.

Педагогическая ситуация

-  составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.

  • это фрагмент действий педагога и студентов в определенных условиях.
  • это ситуация затруднения, познавательная конфликтная ситуация, которая активизирует учебную деятельность, повышает познавательную активность студентов, интерес к обучению.
К лассификация  педагогических ситуаций  

К лассификация педагогических ситуаций  

  • по месту возникновения и протекания  (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.); 
  • по степени проективности  (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные); 
  • по степени оригинальности  (стандартные, нестандартные, оригинальные);
  • по степени управляемости  (жестко заданные, неуправляемые, управляемые); 
  • по участникам  (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.); 
  • по заложенным противоречиям  (конфликтные, бесконфликтные, критические); 
  • по содержанию  (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические. 
  • по характеру  (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные). 
Основа каждой педагогической ситуации - конфликт

Основа каждой педагогической ситуации - конфликт

  • недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); 
  • разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах) 
  • противодействие (действие, препятствующее другому действию); 
  • противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); 
  • разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь). 
Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций 1. Обнаружение факта. 2.Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.  3.Определение характера ее содержания.  4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.  5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.  6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.  7. Выбор способов решения педагогических задач.  8. Самоанализ и самооценка принятого решения. 

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций

1. Обнаружение факта.

2.Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 

3.Определение характера ее содержания. 

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 

7. Выбор способов решения педагогических задач. 

8. Самоанализ и самооценка принятого решения. 

Г лавные правила создания педагогических ситуаций

Г лавные правила создания педагогических ситуаций

  • не навредите студенту, не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений;
  • создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на студента;
  • не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства студентов и оставляйте "закрытые зоны", предоставляя студенту самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность.
Цель. Методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.   Инструкция   «Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию 2 ответа:

Цель. Методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.

Инструкция

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию 2 ответа:

  • Во-первых, такой, который соответствует Вашему обычному поведению в подобной реальной ситуации.
  • Во-вторых, такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по Вашему мнению».
Ситуация 1    Вы приступили к проведению урока (занятия, беседы), все студенты успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на студента, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».  Как вы отреагировали на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже. 1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3. «Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5. «Люблю веселых людей». 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока (занятия, беседы), все студенты успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на студента, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

Как вы отреагировали на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2    В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, студент заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя». 2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить». 3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?» 4. «Тебе просто не хочется учиться». 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь». 6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, студент заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3   Педагог дает студенту задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» Какой должна быть реакция педагога? 1. «Не хочешь — заставим!» 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?» 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос». 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?» 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?» 6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Ситуация 3

Педагог дает студенту задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

Какой должна быть реакция педагога?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Ситуация 4   Студент разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Что должен на это ему ответить педагог? 1. «Если честно сказать — сомневаюсь». 2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться». 3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды». 4. «Почему ты сомневаешься в себе?» 5. «Давай поговорим и выясним проблемы». 6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 4

Студент разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?»

Что должен на это ему ответить педагог?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5   Студент говорит педагогу: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». Как ответить ему? 1. «Попробуй только!» 2. «В следующий раз тебе придется прийти в колледж с родителями». 3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу». 4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям». 5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить колледж?» 6. «А что ты собираешься делать дальше?» 7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в колледже». 8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в колледже. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 5

Студент говорит педагогу: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)».

Как ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в колледж с родителями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить колледж?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в колледже».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в колледже. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6  Студент, увидев педагога, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным».  Как на это отреагировал педагог? 1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания». 2. «Да, я плохо себя чувствую». 3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри». 4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы». 5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям». 6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 6 

Студент, увидев педагога, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным».

Как на это отреагировал педагог?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7   «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит студент педагогу и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия».  Как на это должен отреагировать педагог? 1. «Перестань говорить глупости!» 2. «Ничего себе, додумался!» 3. «Может быть, тебе найти другого педагога?» 4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?» 5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?» 6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит студент педагогу и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия».

Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого педагога?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8   Студент говорит педагогу, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет».  Какой должна быть на это реплика педагога? 1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе». 2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!» 3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?» 4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится». 5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения». 6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 8

Студент говорит педагогу, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет».

Какой должна быть на это реплика педагога?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9   В ответ на соответствующее замечание педагога студент говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Что должен ответить ему на это педагог? 1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь». 2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом». 3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются». 4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе». 5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении». 6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание педагога студент говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком».

Что должен ответить ему на это педагог?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10 Студент говорит педагогу: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)».  Как следует на это отреагировать педагогу? 1. «Ну вот, опять!» 2.«Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?» 3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее». 4. «Я хотел (а) бы знать, почему?» 5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?» 6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 10

Студент говорит педагогу: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)».

Как следует на это отреагировать педагогу?

1. «Ну вот, опять!»

2.«Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11   Студент в разговоре с педагогом говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим студентам». Как должен ответить педагог на такую просьбу студента? 1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?» 2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!» 3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты». 4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?» 5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других студентов, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?» 6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 11

Студент в разговоре с педагогом говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим студентам».

Как должен ответить педагог на такую просьбу студента?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других студентов, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12   Студент, выразив педагогу свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» Что должен на это ответить педагог? 1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности». 2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства». 3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы». 4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить». 5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать». 6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 12

Студент, выразив педагогу свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?»

Что должен на это ответить педагог?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13   Студент говорит педагогу: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ педагога? 1. «Это — плохо». 2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься». 3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится». 4. «Почему?» 5. «А что ты сам любишь и готов защищать?» 6. «На вкус и цвет товарища нет». 7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 13

Студент говорит педагогу: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях».

Каким должен быть ответ педагога?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 14   Студент, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Как на это должен отреагировать педагог? 1. «Ну и что?» 2. «Никуда не денешься, все равно придется». 3. «Это глупо с твоей стороны». 4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой». 5. «Почему?» 6. «Я думаю, что ты не прав».

Ситуация 14

Студент, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».

Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

Ключ к методике «Педагогические ситуации».  Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации   № пед.сит. Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах 1 1 2 2 4 2 3 3 3 2 4 4 2 4 3 2 2 5 5 3 2 4 3 6 3 5 6 2 7 3 7 4 5 2 5 3 2 8 8 3 5 4 5 - 5 2 9 2 3 2 - - 5 2 2 10 3 4 - - 2 5 11 5 4 4 4 2 4 - - 3 2 12 3 5 5 - 5 5 5 13 2 - 5 4 4 2 4 - 3 3 3 14 - 3 4 5 5 2 - 4 - 4 4 2 4 2 5 5 - 5 - 4 5 - 4 3 - 5 4 - 5 - - 4 4 - 5 - 5 - - -

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

пед.сит.

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

1

1

2

2

4

2

3

3

3

2

4

4

2

4

3

2

2

5

5

3

2

4

3

6

3

5

6

2

7

3

7

4

5

2

5

3

2

8

8

3

5

4

5

-

5

2

9

2

3

2

-

-

5

2

2

10

3

4

-

-

2

5

11

5

4

4

4

2

4

-

-

3

2

12

3

5

5

-

5

5

5

13

2

-

5

4

4

2

4

-

3

3

3

14

-

3

4

5

5

2

-

4

-

4

4

2

4

2

5

5

-

5

-

4

5

-

4

3

-

5

4

-

5

-

-

4

4

-

5

-

5

-

-

-

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14. Если испытуемый получил

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил

  • среднюю оценку  выше 4,5 балла,  то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.
  • средняя оценка находится в интервале  от 3,5 до  4,4  балла,  то педагогические способности считаются среднеразвитыми.
  • средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4  балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.  
Практическое задание 1этап. Индивидуально на листе бумаги записать собственные «Правила-заповеди» общения со студентами ПК. 2этап. Выработать совместно с коллегами «Правила-заповеди» общения со студентами ПК.

Практическое задание

1этап.

Индивидуально на листе бумаги записать собственные «Правила-заповеди» общения со студентами ПК.

2этап.

Выработать совместно с коллегами «Правила-заповеди» общения со студентами ПК.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей