ГБОУ СПО ЛНР «Перевальский горный колледж» Разработка урока по обществознанию.
Тема: «Правовое регулирование трудовых отношений и занятость населения»
Преподаватель обществознания Беляева Татьяна Михайловна
Цели урока
Сформировать у обучающихся:
- представление о трудовом законодательстве,
- трудовых отношениях и правах и обязанностях субъектов трудовых правоотношений,
- умение ориентироваться в современных условиях рынка трудовых ресурсов.
Задачи
Развивающая
Развивать стремление получать, анализировать и осмысливать информацию о правовом регулировании трудовых правоотношений, способствовать развитию желания у обучающихся самостоятельному выбору своего места на рынке труда и в обществе.
Воспитательная Формировать навыки правовой культуры, гражданскую ответственность перед семьей и обществом, ценностное отношение к труду.
Образовательная Формировать знания по основным разделам трудового права, содействовать в формировании представления о трудовом законодательстве и трудовых правоотношениях
Тип урока: Усвоение новых знаний, умений и навыков.
Форма урока: деловая игра.
Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемное изложение материала, репродуктивный, монологический, групповое сотрудничество, метод анализа.
Межпредметные связи: география, экономика, литература.
Ход урока
I. Проблемно-мотивационный блок. Организационный момент. (2 мин. )
Преподаватель организует обучающихся для проведения урока и ставит проблемный вопрос: Польский поэт и философ 20в. Е. Лец писал: «Человек еще и тем превосходит машину, что имеет себя сам продавать» Прокомментируйте высказывание с позиции трудового права при подведении итога урока .
II. Информационный блок . Усвоение новых знаний, умений и навыков. (20 мин.) Эпиграф к уроку
Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. В. Г. Белинский
Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет К.Д.Ушинский
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги . А.П. Чехов
Вступительное слово преподавателя 1. Обсуждения высказываний писателей, педагогов на экране . 2. Организация обучающихся в творческие группы.
3. Работа с учебником и в группах: -1 группа находит определение «трудовые отношения» и комментирует; -2 группа комментирует: « Регулирование трудовых отношений осуществляется в рамках законодательных актов…..»; 3 группа при поддержке преподавателя комментирует понятия : « Субъекты трудового права» . Все учащиеся делают опорные записи в тетради. Особенности женского труда с точки зрения трудового права…
4. Составление опорной схемы ответа. «Права и обязанности работника и работодателя». с 266-267.
III. Аналитический блок Первичное закрепление и диагностика усвоения нового материала. (15 мин.)
1. Правовой диктант
А) Какое словосочетание пропущено в определении «Трудовые правоотношения». Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, (основанные на трудовом договоре) и регулируемые нормами трудового права. Б) В каком возрасте человек уже может выполнять регулярно выполнять определенный вид работы, отвечать за свои поступки.(15-16 лет). В) Особая группа работников в соответствии с Трудовым Кодексом РФ ( несовершеннолетние). Г) Чем обладают все работники независимо от возраста ( правами и обязанностями) Д ) Испытательный срок при приеме на работу не должен превышать (1;2;3 месяцев)
2. Составление опорной таблицы «Прием на работу»
Порядок приема на работу
Документы, необходимые при поступлении на работу
Порядок увольнения с работы
Перечень законодательных актов
Особенности отдельных категорий работников
3. Межпредметная связь
Преподаватель: обратимся к предмету «География» (Работа с учебником «География 10-11 кл, Максаковского В.П.) Тема 3. География населения мира Численность населения мира и воспроизводство населения, его типы. Состав (структура) населения. Размещение и миграция населения Городское и сельское население.
4. Творческое задание для групп
Преподаватель: Перед тем, как каждая группа будет готовить задание, ответьте на вопросы -Что такое семья, обязанности родителей и детей, какой законодательный документ регламентирует правовые отношения всех членов семьи. (повторение §.24) -Система образования РФ. Какое образование дает право получения профессии или специальности (профессиональное образование) -Что такое рынок трудовых ресурсов. ( повторение раздела «Экономика»). Какие законы РФ гарантируют социальную защиту населения и гарантирует право на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности (Конституция РФ, ст.39, Закон РФ « О занятости населения в Российской Федерации»). Направление будущей трудовой деятельности- «Отрасль транспорта(автомобильного)
1 группа Семья. Задание: Цели и задачи воспитания ребенка, трудовая направленность в семье.
2группа Профессиональное образование и трудоустройство. Задание: Выбор профессии и получение среднего профессионального образования.
3 группа Служба занятости, социальная защита и социальное обеспечение. Задание: Трудоустройство через службу занятости.
5. Проведение минуты «Правовой логики»
Преподаватель : Пользуясь учебником «География», с.62-71, ответьте на вопрос. Почему в РФ увеличен трудоспособный возраст для мужчин и женщин? Прокомментируйте
IV.Домашнее задание (2 мин.) § 25, с 264-276, творческое задание с.276, задание в.№2
V.Подведение итога урока (3 мин.) Какие законодательные акты регламентируют права и обязанности работников, права граждан на свободу выбора профессии. Проблемный вопрос . Польский поэт и философ 20в. Е. Лец писал: «Человек еще и тем превосходит машину, что имеет себя сам продавать» Прокомментируйте высказывание с позиции трудового права, Трудового кодекса РФ.
VI.Рефлексия «Открытый микрофон» (3 мин.) Составление «Дерева успеха» (обучающиеся выбирают правильный, по их мнению, вариант ответа)
- Ради чего мы изучили тему…;
- какие цели достигли…;
- когда обучение интересно для нас..;
- сегодня я узнал…;
- я понял, что…;
- я научился;
- я смог…;
- было интересно узнать;
- мне захотелось… .