Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.
Методика предназначена для измерения оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения.
Определяют показатели выраженности
•зависимого поведения (ЗП),
•самоповреждающего поведения (СП),
•агрессивного поведения (АП),
•делинквентного поведения (ДП),
•социально обусловленного поведения (СОП)
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методика диагностики Э. В. Леуса"»
Методика Э. В. Леуса Вахнина Т. С., заместитель директора по ВР МКОУ «Каменная СОШ»
Актуальность проблемы
Проблема социальной дезадаптированности подростков является актуальной, так как деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост наркомании и преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.
Часть воспитательной работы
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рас-сматривается сегодня не как изолированный комплекс мер, а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач социализации и воспитания взрослеющей личности, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений, организаций
Задачи
- сотрудничество правоохранительных органов, культурных, образовательных, научных центров, общественно-государственных учреждений в планировании, организация и содержание профилактической деятельности;
- разработка и использование адекватных критериев оценки
профилактической деятельности с обозначенными учреждениями и организациями;
- профессиональная подготовка специалистов , способных оказывать социальную, психологическую, педагогическую помощь детям с трудностями
- социальная адаптация , в том числе находящихся в различных формах конфликта с законом и их семьям; - организация и методическое обеспечение процесса правового просвещения детей и подростков;
- организация непрерывного информационного взаимодействия между всеми субъектами профилактики с целью осуществления мониторинга эффективности профилактической деятельности.
Что такое девиантное поведение
Девиантное поведение – это поступок, действие человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе, культуре, субкультуре, группе нормам и ожиданиям.
Классификация девиантного поведения
- клинический (медицинская классификация поведенческих расстройств)
- социально-правовой (девиации поведения и девиантное поведение)
- педагогический (школьная и социальная дезадаптация), психологический.
Леус Э.В (склонность к девиантному поведению)
Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.
Методика предназначена для измерения оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения
Определяют показатели выраженности
- зависимого поведения (ЗП),
- самоповреждающего поведения (СП),
- агрессивного поведения (АП),
- делинквентного поведения (ДП),
- социально обусловленного поведения (СОП)
В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения:
- отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации
- легкая степень социально-психологической дезадаптации
- высокая степень социально-психологической дезадаптации.
- Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.
Шкалы диагностики:
- социально одобряемое поведение (СОП),
- делинквентное (противоправное) (ДП),
- аддиктивное (зависимое) (ЗП),
- агрессивное (АП),
- самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП).
Методика позволяет
- выявить склонность к девиантному поведению,
- дифференцировать его по основным видам проявления;
- заполняется за короткое время, что важно при работе с неусидчивыми, легковозбудимыми, трудными подростками.
Описание шкал
- Разработанный способ представляет собой опросник состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.
В I блоке
- Оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность.
- Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норме для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.
- Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.
- Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.
Во II блоке
- делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП ) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
- 1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах;
- 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности;
- 3 ) преступления - общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное
В III блоке
- зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП)
- -1) злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость;
- 2) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций;
- 3) не болезнь, а нарушение поведения.
- Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей:
- 1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ;
- 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание);
- 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм, эротические, социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).
В IV блоке
- оценивается агрессивное поведение (А П) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.
- Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера.
- Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.
В V блоке
- оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) - стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.
- В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешне ситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентивным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями
Самоповреждающее поведение (self-injury)
- определяется как преднамеренное причинение вреда собственному телу в результате повреждения тканей организма ; направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью, или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.
- Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.
- Признаки самоповреждающего поведения:
• умышленное желание нанести себе физический вред, преднамеренность, повторяемость;
• невозможность противостоять импульсу повредить себя;
- повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом, отсутствие суицидального намерения, социальная неприемлемость;
- чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.
- Самоповреждающее поведение включает в себя:
- - психологический компонент - психологическое неблагополучие индивидуума и его стремление это неблагополучие преодолеть; форма ответа «на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира»;
- - физический компонент - физическая травматизация; вред, причиняемый собственному телу, включая акты удаления, разрушения, обезображивания или повреждения части тела независимо от явных или скрытых намерений - повреждение тканей и органов тела; причинение вреда телу посредством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга, ряда навязчивых действий (обкусывание ногтей и губ, выдергивание волос, щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм не смертельного повреждения (кусание рук и других частей тела, царапанье кожи, расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен, самопорезы, перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов, удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще – кулаком, проводом), уколы (булавками, гвоздями, проволокой, ручкой), самоожоги (чаще – сигаретой), неполное самоудушение злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения), глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок;
Спасибо за внимание