Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методика обучения пению детей дошкольного возраста"»
Методика обучения пению детей дошкольного возраста
Подготовила Дорохина Л.А., преподаватель музыкальных дисциплин Бф ГБПОУ ВО «ГПК»
Работа над песней.
- 1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.
Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно -образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:
- краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
- пояснение непонятных слов;
- чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
- разгадывание загадок, ребусов;
- вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
- прослушивание или просмотр в хорошем исполнении как образец
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
2 этап – разучивание песни.
- Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь красиво, эмоционально, чтобы заинтересовать детей новой песней.
- После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
Разучивание мелодии
- Приступая к изучению мелодического движения по высоте определённой песни, пение лучше проводить без словесного текста, используя какие-либо слоги ( лю, лё, ма, ку, ) и по фразам (т.е. не всю мелодию песни разучивают сразу), без инструментального сопровождения
Воспроизведение ритма
- Следующим моментом в процессе разучивания песни является точное воспроизведение ритма мелодии, или соотношения звуков по длительности. Для этого используются приёмы:
- а) простукивание или прохлопывание ритма песни.
- б) проговаривание ритма песни на слоги:
- Следующим этапом в процессе работы над песней является изучение её поэтического текста, при этом можно придержаться следующей последовательности:
- а) выразительное прочтение текста
- б) читать текст по фразам
- На первом занятии знакомства с песней разучивается только один куплет и припев. Следует добиваться чёткого произношения слов при пении. Для этого можно использовать такие приёмы, как проговаривание словесного текста в ритме музыки без пения, имитируя вокальное пропевание слов (тянуть гласные и утрировать согласные), проговаривание словесного текста песни в музыкальном ритме на нюансе «рр» шёпотом), но очень чётко.
3 этап – исполнение песни.
- Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
- Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть (стоять) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно;
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Вокально-хоровые навыки:
- дыхание
- звукообразование
- дикция
- чистота интонирования
- ансамбль
Дикция
- Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Помогает объяснение для детей – надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки
- В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?
- Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Речевая зарядка:
Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали?
Вот так, вот так, весело шагали.
Налетели комары, мы их отгоняли.
Вот так, вот так, мы их отгоняли.
Рассердились и потом шишки в них кидали,
вот так, вот так, шишки в них кидали.
- Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,
- позабыли мы про шишки, и домой помчались
Интонирование (точное воспроизведение мелодии)
- Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае используются попевки и песенки, которые, как и распевки, транспонируются в разные тональности. Сначала я предлагают детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание, формирует высокую позицию
- Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, широко используется моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф или игры на интерактивной доске).
- Для эффективности можно применять «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие).
- Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.
«Осень наступила»
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев:
- Кап-кап на дорожки,
- Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Осень в золотой косынке
- 1.Осень в золотой косынке приглашает нас гулять Шлепать весело по лужам и листочки собирать
- Припев: Прыг, скок, прыг, скок, перепрыгни лужицу А вокруг, а вокруг листики закружатся
- 2. Погуляем по дорожкам, много листьев наберем И красивые букеты нашим мамам принесем
- 3. Не пугай подружка-осень нас ни ветром, ни дождем Долго мы скучать не будем, все равно гулять пойдем.
Осень
- Осень постучалась к нам золотым дождем,
И, увы, не ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку, засыпает сад.
- А рябина-ягода, словно огонек
Согревает, радует пасмурный денек.
В лужицах, как лодочки листики кружат
Серые, холодные, тучи вдаль спешат.
- Птицы песни звонкие больше не поют.В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную, по стеклу стучит.