СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Методика обучения пению детей дошкольного возраста"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для студентов дошкольного отделения педагогического колледжа

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методика обучения пению детей дошкольного возраста"»

          Методика обучения пению детей дошкольного возраста   Подготовила Дорохина Л.А., преподаватель музыкальных дисциплин Бф ГБПОУ ВО «ГПК»

Методика обучения пению детей дошкольного возраста

Подготовила Дорохина Л.А., преподаватель музыкальных дисциплин Бф ГБПОУ ВО «ГПК»

Работа над песней.   1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением. Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно -образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни: краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста); пояснение непонятных слов; чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа; разгадывание загадок, ребусов; вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа. прослушивание или просмотр в хорошем исполнении как образец Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию. 

Работа над песней.

  • 1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно -образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
  • разгадывание загадок, ребусов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
  • прослушивание или просмотр в хорошем исполнении как образец

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию. 

2 этап – разучивание песни.   Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь красиво, эмоционально, чтобы заинтересовать детей новой песней. После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

2 этап – разучивание песни.

  • Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь красиво, эмоционально, чтобы заинтересовать детей новой песней.
  • После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
Разучивание мелодии Приступая к изучению мелодического движения по высоте определённой песни, пение лучше проводить без словесного текста, используя какие-либо слоги ( лю, лё, ма, ку, ) и по фразам (т.е. не всю мелодию песни разучивают сразу), без инструментального сопровождения

Разучивание мелодии

  • Приступая к изучению мелодического движения по высоте определённой песни, пение лучше проводить без словесного текста, используя какие-либо слоги ( лю, лё, ма, ку, ) и по фразам (т.е. не всю мелодию песни разучивают сразу), без инструментального сопровождения
Воспроизведение ритма Следующим моментом в процессе разучивания песни является точное воспроизведение ритма  мелодии, или соотношения звуков по длительности.  Для этого используются приёмы: а) простукивание или прохлопывание ритма песни. б) проговаривание ритма песни на слоги: Следующим этапом в процессе работы над песней  является изучение её    поэтического текста, при этом можно придержаться следующей последовательности: а) выразительное прочтение текста б) читать текст по фразам

Воспроизведение ритма

  • Следующим моментом в процессе разучивания песни является точное воспроизведение ритма  мелодии, или соотношения звуков по длительности.  Для этого используются приёмы:
  • а) простукивание или прохлопывание ритма песни.
  • б) проговаривание ритма песни на слоги:
  • Следующим этапом в процессе работы над песней  является изучение её    поэтического текста, при этом можно придержаться следующей последовательности:
  • а) выразительное прочтение текста
  • б) читать текст по фразам
На первом занятии знакомства с песней разучивается только один куплет и припев. Следует добиваться чёткого произношения слов при пении. Для этого можно использовать такие приёмы, как проговаривание словесного текста в ритме музыки без пения, имитируя вокальное пропевание слов (тянуть гласные и утрировать согласные), проговаривание словесного текста песни в музыкальном ритме на нюансе «рр»  шёпотом), но очень чётко.
  • На первом занятии знакомства с песней разучивается только один куплет и припев. Следует добиваться чёткого произношения слов при пении. Для этого можно использовать такие приёмы, как проговаривание словесного текста в ритме музыки без пения, имитируя вокальное пропевание слов (тянуть гласные и утрировать согласные), проговаривание словесного текста песни в музыкальном ритме на нюансе «рр»  шёпотом), но очень чётко.
3 этап – исполнение песни.   Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

3 этап – исполнение песни.

  • Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
  • Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
 Певческая установка (правила пения):   сидеть (стоять) ровно; не сутулиться; корпус и шею не напрягать голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; дыхание брать свободно; петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания; рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука; нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно;
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Вокально-хоровые навыки:   дыхание звукообразование дикция чистота интонирования ансамбль

Вокально-хоровые навыки:

  • дыхание
  • звукообразование
  • дикция
  • чистота интонирования
  • ансамбль
Дикция  Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Помогает объяснение для детей – надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении

Дикция 

  • Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Помогает объяснение для детей – надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении
Ритмодекламация  – это синтез поэзии и музыки В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

Ритмодекламация  – это синтез поэзии и музыки

  • В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?
  Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
  •   Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Речевая зарядка: шагаем   Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали?  Вот так, вот так, весело шагали. отгоняем руками комаров Налетели комары, мы их отгоняли. Вот так, вот так, мы их отгоняли. Рассердились и потом шишки в них кидали, вот так, вот так, шишки в них кидали. кидаем «шишки Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались, позабыли мы про шишки, и домой помчались  побежали

Речевая зарядка:

  • шагаем
  •  

Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? 

Вот так, вот так, весело шагали.

  • отгоняем руками комаров

Налетели комары, мы их отгоняли.

Вот так, вот так, мы их отгоняли.

Рассердились и потом шишки в них кидали,

вот так, вот так, шишки в них кидали.

  • кидаем «шишки
  • Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,
  • позабыли мы про шишки, и домой помчались 
  • побежали
Интонирование (точное воспроизведение мелодии) Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае используются попевки и песенки, которые, как и распевки, транспонируются в разные тональности. Сначала я предлагают детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание, формирует высокую позицию

Интонирование (точное воспроизведение мелодии)

  • Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае используются попевки и песенки, которые, как и распевки, транспонируются в разные тональности. Сначала я предлагают детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание, формирует высокую позицию
  Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, широко используется моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф или игры на интерактивной доске).   Для эффективности можно применять «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.
  •   Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, широко используется моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф или игры на интерактивной доске).
  •   Для эффективности можно применять «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие).
  • Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.
«Осень наступила»   Осень, осень наступила, Листья осыпаются. Солнца нет и потемнело, Дождик начинается.  Припев:   Кап-кап на дорожки, Кап-кап на ладошки. Дождик землю поливай, С нами поиграй.   Паучки, жучки и мошки Прячутся, скрываются, И в далекую дорогу Птички собираются.  

«Осень наступила»

Осень, осень наступила,

Листья осыпаются.

Солнца нет и потемнело,

Дождик начинается.

Припев:

 

  • Кап-кап на дорожки,
  • Кап-кап на ладошки.

Дождик землю поливай,

С нами поиграй.

 

Паучки, жучки и мошки

Прячутся, скрываются,

И в далекую дорогу

Птички собираются.

 

Осень в золотой косынке 1.Осень в золотой косынке приглашает нас гулять Шлепать весело по лужам и листочки собирать Припев: Прыг, скок, прыг, скок, перепрыгни лужицу А вокруг, а вокруг листики закружатся  2. Погуляем по дорожкам, много листьев наберем И красивые букеты нашим мамам принесем 3. Не пугай подружка-осень нас ни ветром, ни дождем Долго мы скучать не будем, все равно гулять пойдем.

Осень в золотой косынке

  • 1.Осень в золотой косынке приглашает нас гулять Шлепать весело по лужам и листочки собирать
  • Припев: Прыг, скок, прыг, скок, перепрыгни лужицу А вокруг, а вокруг листики закружатся
  • 2. Погуляем по дорожкам, много листьев наберем И красивые букеты нашим мамам принесем
  • 3. Не пугай подружка-осень нас ни ветром, ни дождем Долго мы скучать не будем, все равно гулять пойдем.
Осень Осень постучалась к нам золотым дождем, И, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку, засыпает сад.  А рябина-ягода, словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки листики кружат Серые, холодные, тучи вдаль спешат.  Птицы песни звонкие больше не поют.В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную, по стеклу стучит.  

Осень

  • Осень постучалась к нам золотым дождем,

И, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку, засыпает сад. 

  • А рябина-ягода, словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки листики кружат

Серые, холодные, тучи вдаль спешат. 

  • Птицы песни звонкие больше не поют.В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную, по стеклу стучит.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!