Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения
Выполнила Бяшарова Л.А
Учитель начальных классов
г.о.Тольятти
Содержание
- Приёмы воспитания
- Средства воспитания
- Современные методы и педагогические возможности
1.Методы воспитания
Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.
Методы
Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности
Методы формирования общественного поведения
- Приучение
- Упражнение
- Поручение
- Создание воспитывающих ситуаций
- Требование
- Общественное мнение
- Беседа
- Рассказ
- Диспут
- Лекция
- Пример
Л.И. Щукина, В.А. Сластенин
Методы стимулирования деятельности и поведения
Методы самовоспитания, контроля и самооценки
- Соревнование
- Поощрение
- Наказание
Беседа и рассказ. Живое слово учителя всегда было и остаестя действенным фактором идейного и нравственного формирования личности ребенка. Одни из основных методов привнесения теории в сознание учащихся и обобщения ими приобретенного опыта поведения.
Лекция, объяснение - это монологические словесные методы, суть которых - сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.
Диспут является распространенным методом формирования суждений, оценок, убеждений учащихся. Источником содержания могут быть новая книга, спектакль, газетные и журнальные подборки.
Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Младшие школьники берут готовые образцы, они часто делают все так, как учит любимая учительница, и даже мама может потерять свой авторитет в первое время при таком учителе.
Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, повеления воспитанника или группы. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки . Направлены на анализ и оценку результатов воспитания. По этим же результатам оценивают и профессионализм учителя.
Приучение. Ребенка не столько нужно поучать в необходимости разумно и правильно поступать, сколько приучать в необходимости разумно и правильно поступать, сколько приучать к разумному поведению. В основе приучения лежит выполнение ребенком практического действия, которому нужно научить: показать, как оно должно выполняться, а затем закрепить, для чего необходимо систематическое повторение действий- упражнение.
Поручение
Создание воспитывающих ситуаций. Ситуация может носить объективный характер и раскрывать реальную обстановку в системе взаимоотношений учащихся.Учитель создавая ситуацию, преследует конкретную цель, но поскольку эта ситуация органично и естественно включается в жизнь школьников, ребенок не чувствует себя объектом воспитания, сущность педагогической позиции скрыта от него.
Требование – это метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств.
Общественное мнение как метод воспитания по существу является коллективным требованием к личности. Посредством общественного мнения можно более успешно убедить воспитанника в ошибочности его взглядов или в неподобающем поведении, чем в индивидуальной беседе.
Методы (Бабанский Ю.К.)
2.Приёмы воспитания
Приемы
3.Средства воспитания
4.Современные методы и педагогические возможности
Педагогические возможности:
- Объективная часть – обусловлена постоянными и незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе.
- Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога.
Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса составляют педагогические концепции и принципы.
Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности.