Модель социализации детей с ОВЗ через организацию профессиональной ориентации в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Аникина Е.И., учитель технологии
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Уссурийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
(умственно отсталые дети)
Основная задача коррекционной школы – социально-нормативная и трудовая адаптация обучающихся с последующей интеграцией их в общество, способных к самостоятельной трудовой жизни.
Материально-техническое обеспечение
1- 4 классы – профориентационные занятия
5-9 классы – профильный труд
Возможности для профессионального определения
- Наличие условий для выбора профильного труда.
- Многообразие видов деятельности, удовлетворяющие разные возможности и потребности детей с ОВЗ и инвалидов.
- Личностно – деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к самоопределению в профессии.
- Личностно-ориентированный подход в работе специалистов школы, классных руководителей, учителей профильного труда.
Профориентация – это научно-обоснованная система подготовки обучающихся к выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные возможности, так и необходимость полноценного трудоустройства в интересах общества.
Цель профориентации – помочь ученику выбрать профессию в профессиональном колледже, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.
Задачи:
1. Оказание помощи при выборе профессии.
2. Расширение представлений и понятий, связанных с миром профессии.
3. Выявление и развитие трудовых способностей обучающихся.
4. Формирование практических умений и навыков по профессии разного профиля.
5. Расширить знания об устройстве рынка труда и его функционировании, учебных и рабочих местах, способах поиска работы и трудоустройстве в городе.
Формула выбора профессии
«Хочу» - желание обучающегося.
«Могу» - способности и возможности ученика с ОВЗ и инвалидностью.
«Надо» – потребность города в профессиональных кадрах.
Функции
Диагностическая
Информационная
Организационная
Профилактическая
1. Планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности ученика к профильному труду, профессиональному самоопределению
2. Диагностическая функция
- Выявление способности и склонности ученика с ОВЗ и инвалидностью.
- Нахождение положительных качества личности.
- Оказание поддержки детям группы «риска».
- Изучение познавательных интересов.
- Исследование влияния родителей на выбор профессии ребенком.
- Выявление стремления и намерения ученика в выборе профессии и дальнейшего обучения.
- Определение адекватности оценки учеником собственных возможностей, его достижения и успехи в разных видах деятельности.
3. Профилактическая функция
- Организует взаимодействие с профессиональными учреждениями по профориентации и предприятиями.
- Обучение действиям по выбору профессии, сбору документов для поступления в профессиональный колледж.
- Занимается трудоустройством учащихся в каникулярное время.
- Участвует совместно с учениками в днях открытых дверей в профессиональном колледже и Центра занятости населения «Ярмарка учебных мест»
4. Профессиональное просвещение
- Составляет план поддержки каждого ученика в выборе дальнейшей профессии.
- Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов (приглашение студентов колледжа, работников предприятий)
- Знакомит с миром профессии – на наглядной основе.
- Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала.
- Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (экскурсии в колледж, на предприятия)
5. Организация культурно – досуговой и социально – значимой деятельности
6. Знакомство с будущей трудовой деятельностью
- Знакомит с общетрудовыми понятиями: культура труда, трудовая дисциплина, трудоустройство.
- Информирует о предприятиях города.
- Проводит предметные недели с профессиональными пробами, профессиональные конкурсы.
- Организует наблюдения по выполнению склонностей и способностей учеников с ОВЗ.
Участие в выставках и конкурсах
Профессиональное самоопределение – личный выбор ученика в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда. Профессиональное самоопределение непосредственно влияет на качество жизни нашего ученика, выбирая профессию ученик планирует свой способ существования.
Модель социализации через профориентацию
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность
обучающийся
Система работы классного руководителя по направлению «Социализация»
Индивидуальное сопровождение (работа специалистов)
Социальные партнеры
Дополнительное образование
Работа с родителями
Занятость выпускников
Год выпуска
Всего выпуск-ников
Обучение в учреждении начального профессионального образования
Всего
2017
из них обучаются по специальностям:
2018
13
повар
13
2
2019
10
2020
-
штукатур,
24
столяр,
15
маляр
3
Нетрудос-пособны, имеют инвалид-ность
1
2021
20
мебельщик
17
10
2022
13
-
3
Трудо-устроены
Библио-теко-ведение
20
4
1
1
15
4
-
4
18
-
3
5
5
6
-
12
-
-
1
10
-
4
3
2
11
-
-
1
3
-
1
1
1
Наши выпускники
« Профориентация в форме проектов»
Класс
5
Название проекта
Содержание проекта
«Народные ремесла Приморского края»
6
Овладение различными видами народных ремесел, применение из в современной жизни
«Я хочу и могу»
7
8
«Моя будущая профессия»
Формировать умение выбирать профессию в соответствии со склонностями и способностями.
Расширение представлений о разных видах профессий на рынках труда города.
«Твои первые шаги в профессию»
9
Знакомство с профессиональными колледжами с целью формирования первичных намерений по получению профессий.
«Время выбора»
Помещение центра занятости населения, предприятий города для расширения представлений через реализацию проф. проб. Расширение знаний об устройстве рынка труда.
Социальные партнеры
Социальные организации
Центр детского творчества
Профессиональные организации и предприятия
Автомобильно - технический колледж
МБДОУ д/с № 45
Управляющие компании (ЖКХ)
МБУДО «Станция юных техников»
Мебельная фабрика г. Уссурийска
МБУДО «Станция юных натуралистов»
КГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков»
ГБУЗ НО «Центральная городская больница»
ИП «Золотая нить»
КГКУ "Приморский центр занятости населения»
ИП Братко Т.В.
МКЦ «Горизонт»
ЗАО «Уссурийский хлеб»
Автомобильно-технический колледж