МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СМГ
Занятия в СМГ отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объёмом и структурой физической нагрузки, а также учебными программами.
В.И. Кнутас
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СМГ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО 31 октября 2003 г. N 13-51-263/123 ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
На основании письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» учащиеся СМГ должны быть аттестованы по предмету физическая культура
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:
ПОДГРУППА «А»:
ПОДГРУППА «Б»:
обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу
обучающиеся с патологическими
отклонениями
(необратимыми заболеваниями)
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» и подгруппу «Б»
КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП:
- первая группа — 7—11 лет,
- вторая группа — 12—14 лет
- третья группа — 15—17 лет.
Занятия проводятся в спортивном зале или в специально оборудованном
для этого помещении из расчета 4 кв. м на одного
занимающегося (СанПин 2.4.2.1178–02).
Из учащихся отнесенных к специальной медицинской группе формируют три учебных группы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель: содействие всестороннему развитию личности
школьника, формирование здорового образа жизни
и вовлечение его в занятия физическими упражнениями.
Задачи:
- Основные задачи адаптивного физического воспитания;
- Коррекционно-развивающие задачи;
- Воспитательные задачи.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач: основными, коррекционно-развивающими, воспитательными
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Четыре раздела :
1. «Основы знаний о физической культуре»;
2. «Способы деятельности»;
3. «Физическое совершенствование»;
4. «Требования к качеству освоения программного материала».
Индивидуальная программа по учебному предмету физическая культура построена с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей каждого ребенка.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ
Занятие состоит из четырёх частей:
1. Вводная часть.
2. Подготовительная часть.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть.
Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения.
Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ
Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные
упражнения.
Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения,
выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе.
Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки (изучаются
новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки,
развиваются двигательные качества).
Заключительная часть занятия (3-5 мин.) включает упражнения дыхательные
и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление
функционального состояния организма учащихся после
физических нагрузок.
Занятие состоит из четырёх частей
ОСОБЕННОСТИ НАГРУЗКИ В СМГ
Для учащихся группы «А» нагрузки постепенно возрастают
по интенсивности и объему согласно адаптационным и
функциональным возможностям организма.
Двигательные режимы рекомендуется проводить
при частоте пульса 120–130 уд./мин. в начале четверти
и довести интенсивность нагрузки до 140–150 уд./мин.
в основной части урока к концу четверти
В начале учебного года все занимающиеся в СМГ проходят этап первичной адаптации. Нагрузка регулируется за счёт темпа выполнения упражнений, амплитуды движений, за счёт использования гимнастических снарядов и выбора исходного положения
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе «Б», не имеющие
противопоказаний к занятиям лечебной физической
культурой, в обязательном порядке посещают
занятия лечебной физкультурой, организованные
в поликлинике по месту жительства.
Допустимы самостоятельные занятия в домашних
условиях по комплексам, предложенным
врачом поликлиники.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «Б», не имеющие противопоказаний к занятиям лечебной физической культурой, в обязательном порядке посещают занятия лечебной физкультурой, организованные в поликлинике по месту жительства.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПОДГРУППЕ «Б»
Учащиеся подгруппы «Б» - группы ЛФК
- для работы в группах ЛФК допускается специальный работник – врач, методист, либо инструктор ЛФК, обладающий всеми необходимыми для этого навыками с подтверждающим документами (с медицинским образованием);
- у школы должна быть лицензия на оказание медицинских услуг, либо деятельность по ЛФК включена в перечень лицензируемых
Для занятий физкультурой допускается специальный работник – врач, методист либо инструктор (как угодно можно назвать), обладающий всеми необходимыми для этого навыками с подтверждающими документами
АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СМГ
Учебная дисциплина "Физическая культура"
для учащихся СМГ в качестве обязательного минимума
включает:
- теоретический
- практический учебные материалы
- контрольный
Итоговая аттестация обучающихся с проблемами в состоянии здоровья является обязательной. При этом, оценивая достижения обучающихся, следует учитывать индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- учащиеся должны знать средства, формы, методы,
принципы физической культуры, научится самоконтролю
при занятиях физическими упражнениями.
Содержание теоретической части позволяет оценить знания учащихся
по примерным вопросам в виде тестов, устного опроса или
написания реферата по избранной теме.
По теоретической подготовке учащиеся должны знать средства, формы, методы, принципы физической культуры, научится самоконтролю при занятиях физическими упражнениями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- направлена на общее укрепление организма,
развитие всех основных двигательных качеств,
на устранение функциональных отклонения.
Содержание практической части позволяет оценить качество
выполнения упражнений по видам практических заданий .
Практические занятия направленные на общее укрепление организма, развитие всех основных двигательных качеств, на устранение функциональных отклонения,
КОНТРОЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
- определяет объективный, дифференцированный
учет результатов учебной деятельности учащихся.
Учащиеся должны демонстрировать физическую
подготовленность по годовому приросту результатов
в развитии основных физических качеств
Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный учет результатов учебной деятельности учащихся.
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
гибкость:
- наклон туловища вперед из положения сидя;
скоростно-силовые способности:
- прыжок в длину с места;
- бросок набивного мяча из-за головы в положении сидя ;
- поднимание туловища из положения лежа на животе;
- поднимание туловища из положения лежа на спине;
- приседания;
силовая выносливость:
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
общая выносливость:
- медленный бег в сочетании с ходьбой;
координация движений, ловкость, быстрота:
- броски и ловля теннисного мяча;
- прыжки через скакалку на двух ногах
Два раза в год учащиеся СМГ должны выполнять контрольные упражнения, по не нормативы, обозначенные численным значением.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
данного курса;
- Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной
и практической деятельности;
- Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура».
Планируемые результаты освоения программы: личностные, предметные и метопредметные.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯМ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ
В СМГ исключено из программы :
- лазанье по канату;
- акробатика;
- подтягивание, отжимание;
- упражнения статические с длительной задержкой дыхания;
- ограничена дистанция ходьбы и бега;
- упражнения на силу, скорость, выносливость;
- прыжки (в зависимости от заболеваний).
При проведении занятий в СМГ исключены из программы некоторые упражнения.:
Учитель физкультуры должен
наблюдать за состоянием здоровья детей,
использовать все средства для создания
положительного эмоционального фона во
время занятий, чтобы вселить в ребенка
уверенность в своих силах
Вывод
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !