СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Мой М.Ю.Лермонтов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является частью проекта, подготовленного для муниципальной ученической научно-практической конференции "Грани творчества". Работу подготовила ученица 6 класса Манукян Светлана. Я являлась ее научным руководителем. М.Ю.Лермонтов всегда останется одной из самых загадочных людей в русской литературе. Вся его недолгая жизнь отражается в его творчестве. Его гений мы можем видеть во всех его произведениях. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Мой М.Ю.Лермонтов"»

«Мой М.Ю. Лермонтов»

«Мой М.Ю. Лермонтов»

Творческая работа  Выполнила: ученица 6 класса Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Манукян Светлана Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рыбакова Ираида Анатольевна

Творческая работа

Выполнила: ученица 6 класса Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Манукян Светлана

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рыбакова Ираида Анатольевна

О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Но это не так. Ему было дорого все лучшее и светлое в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова — человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Поэзия же Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. Я люблю поэзию М.Ю. Лермонтова и меня интересует всё, что связано с его жизнью и творчеством.

О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Но это не так. Ему было дорого все лучшее и светлое в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова — человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Поэзия же Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. Я люблю поэзию М.Ю. Лермонтова и меня интересует всё, что связано с его жизнью и творчеством.

Цели и задачи исследования Познакомиться с жизнью и творчеством Лермонтова Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме Выяснить, почему одинок герой Лермонтова

Цели и задачи исследования

  • Познакомиться с жизнью и творчеством Лермонтова
  • Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме
  • Выяснить, почему одинок герой Лермонтова

В ночь со 2-го на 3-е (15) октября , в Москве, в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (Арсеньевой), родился сын - Михаил Юрьевич Лермонтов. 11 октября - Крестины Лермонтова. Бабушка Михаила Юрьевича Елизавета Алексеевна Арсеньева была крестной матерью. «Ребенка милого рожденье  Приветствует мой запоздалый стих.  Да будет с ним благословенье  Всех ангелов небесных и земных!  Да будет он отца достоин,  Как мать его, прекрасен и любим;  Да будет дух его спокоен  И в правде тверд, как божий херувим» Лермонтов М.Ю. Ребенка милого рожденье

В ночь со 2-го на 3-е (15) октября , в Москве, в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (Арсеньевой), родился сын - Михаил Юрьевич Лермонтов.

11 октября - Крестины Лермонтова. Бабушка Михаила Юрьевича Елизавета Алексеевна Арсеньева была крестной матерью.

«Ребенка милого рожденье Приветствует мой запоздалый стих. Да будет с ним благословенье Всех ангелов небесных и земных! Да будет он отца достоин, Как мать его, прекрасен и любим; Да будет дух его спокоен И в правде тверд, как божий херувим»

Лермонтов М.Ю. Ребенка милого рожденье

Мать - Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) , капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. Это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его -Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичные манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого

Мать - Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817).

Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) , капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии.

Это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его -Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичные манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера" .

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта: «Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала...»

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта:

«Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала...»

Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны, с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой.

Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны, с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой.

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года).

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года).

В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием  Александру Сергеевичу Пушкину .
  • В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием  Александру Сергеевичу Пушкину . "Черкесы" были написаны летом 1828 во время поездки в Тарханы. В "Утренней Заре" Лермонтов опубликовал свою первую поэму "Индианка"(1829 г.). После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 – 1832).

Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года» (10 ноября 1832 - 22 ноября 1834), заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера. Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов, который описывал Лермонтова в своих записках как высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников.

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841).

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841).

Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение « Смерть поэта» ( 7 февраля 1837 года ) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. 19 марта - М. Ю. Лермонтов выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ.

Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение « Смерть поэта» ( 7 февраля 1837 года ) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России.

19 марта - М. Ю. Лермонтов выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ.

Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью

Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью "За храбрость"), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк.

Н. С. Мартынов 1815-1875 По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за

Н. С. Мартынов

1815-1875

  • По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью.
В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк».

В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк».

М.Ю. Лермонтов – мой любимый поэт. Повторяя его стихи наизусть, я испытывала то странное чувство, которое приходит на грани бодрствования и сна. Мне лично кажется, что более светло и печально, чем это сделал создатель «Молитвы», трудно сказать о любви: Окружи счастием душу достойную;  Дай ей сопутников, полных внимания,  Молодость светлую, старость покойную,  Сердцу незлобному мир упования. Лермонтов живет среди нас. Сама я физически ощущаю, что Лермонтов жив и я живу рядом с ним. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца.

М.Ю. Лермонтов – мой любимый поэт. Повторяя его стихи наизусть, я испытывала то странное чувство, которое приходит на грани бодрствования и сна. Мне лично кажется, что более светло и печально, чем это сделал создатель «Молитвы», трудно сказать о любви:

Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Лермонтов живет среди нас. Сама я физически ощущаю, что Лермонтов жив и я живу рядом с ним. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца.

Романтизм - как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни – романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении.

Романтизм - как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни – романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении.

В коротком стихотворении « Парус » (1832 г.) представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу», ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа, действительности, поиска идеала, внутренней и внешней свободы. Мне очень нравится стихотворение «Парус». Оно вызывает у меня чувство стремления к чему-то светлому, необыкновенному.   Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?..   Играют волны - ветер свищет,  И мачта гнется и скрипит...  Увы! он счастия не ищет  И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей лазури,  Над ним луч солнца золотой...  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой

В коротком стихотворении « Парус » (1832 г.) представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу», ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа, действительности, поиска идеала, внутренней и внешней свободы. Мне очень нравится стихотворение «Парус». Оно вызывает у меня чувство стремления к чему-то светлому, необыкновенному.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой

« Настанет день – и миром осуждённый, Чужой в родном краю. На месте казни – гордый, хоть презренный, Я кончу жизнь мою. »  В ранней лирике 1828 – 1832 гг. личность романтика противопоставлена «целому миру». Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против «неба», Бога и мироздания. Герой ранней лирики был «избранником неба», убеждённым в том, что прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная, гражданская, поэтическая: М.Ю. Лермонтов-юнкер. Художник А. Челышев

« Настанет день и миром осуждённый,

Чужой в родном краю.

На месте казни гордый, хоть презренный,

Я кончу жизнь мою. »

В ранней лирике 1828 – 1832 гг. личность романтика противопоставлена «целому миру». Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против «неба», Бога и мироздания. Герой ранней лирики был «избранником неба», убеждённым в том, что прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная, гражданская, поэтическая:

М.Ю. Лермонтов-юнкер.

Художник А. Челышев

Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его роли мессии и отчуждение от людей: «За дело общее, быть может, я паду, Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу; Быть может, клеветой лукавой поражённый, Пред миром и тобой врагами униженный, Я не снесу стыдом сплетаемый венец, И сам себе ищу безвременный конец…» (Из «Андрея Шанье», 1830 – 1831).

Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его роли мессии и отчуждение от людей:

«За дело общее, быть может, я паду,

Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;

Быть может, клеветой лукавой поражённый,

Пред миром и тобой врагами униженный,

Я не снесу стыдом сплетаемый венец,

И сам себе ищу безвременный конец…»

(Из «Андрея Шанье», 1830 – 1831).

Лермонтов – лирик убеждённый в своём избранничестве, пророчил себе судьбу странника, скитальца, вечного юноши с грузом «надежд разбитых» в душе. Один из самых выразительных поэтических манифестов раннего Лермонтова – стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 г) – завершается «лирической дерзостью»: только он сам, «неведомый избранник» или пославший его на землю Бог могут рассказать толпе об «угрюмом океане» его души: «кто может океан угрюмый, Твои отведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто!»

Лермонтов – лирик убеждённый в своём избранничестве, пророчил себе судьбу странника, скитальца, вечного юноши с грузом «надежд разбитых» в душе. Один из самых выразительных поэтических манифестов раннего Лермонтова – стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 г) – завершается «лирической дерзостью»: только он сам, «неведомый избранник» или пославший его на землю Бог могут рассказать толпе об «угрюмом океане» его души:

«кто может океан угрюмый,

Твои отведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!»

Он осознаёт неразрешимое противоречие между своими героическими порывами, нравственным максимализмом и ненужностью его подвигов ни обществу, ни мирозданию. Покой и гармония в окружающем мире приводит его к мысли, что он «чужд всему». Его протест – это жажда расшевелить мир, ценой самопожертвования заставить его преодолеть косность, инерцию и «спокойствия туман»: «Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берёт. («Я жить хочу! Хочу печали…», 1832)»

Он осознаёт неразрешимое противоречие между своими героическими порывами, нравственным максимализмом и ненужностью его подвигов ни обществу, ни мирозданию. Покой и гармония в окружающем мире приводит его к мысли, что он «чужд всему». Его протест – это жажда расшевелить мир, ценой самопожертвования заставить его преодолеть косность, инерцию и «спокойствия туман»:

«Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берёт.

(«Я жить хочу! Хочу печали…», 1832)»

“ Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы .   Здесь воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:         Увы! — за несколько минут       Между крутых и темных скал,       Где я в ребячестве играл,       Я б рай и вечность променял...

Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы .  

Здесь воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

      Увы! — за несколько минут      Между крутых и темных скал,      Где я в ребячестве играл,      Я б рай и вечность променял...

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:   Ты хочешь знать, что делал я       На воле? Жил — и жизнь моя       Без этих трех блаженных дней       Была б печальней и мрачней       Бессильной старости твоей.

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я      На воле? Жил — и жизнь моя      Без этих трех блаженных дней      Была б печальней и мрачней      Бессильной старости твоей.

С 1837 г., Лермонтов, считая себя поэтом – пророком, совестью своего поколения, хотел, чтобы его слышали: он писал стихи уже не для себя, а для публики. Делом его жизни стала поэзия. Он верил в свою правоту и одновременно сомневался в своих силах, в успехе своей миссии поэта – пророка. В 1838 г. было написано стихотворение «Поэт» , в котором Лермонтов выразил свои представления об идеале поэта – пророка, назвав современного поэта «осмеянным пророком», «Думы» о поколении и размышления о сути и смысле творчества шли, таким образом, рука об руку. Нравственный максимализм, бескомпромиссность – отличительные черты лермонтовского поэта – пророка.

Судьба современного поэта показана в стихотворении «Пророк» (1841). В нём Лермонтов как бы отвечает на вопрос, заданный им в последней строфе « Поэта ». Звучащее слово господствует в стихотворениях «Бородино», «Казачья колыбельная песня», «Завещание», «Журналист, читатель и писатель», «Спор» . Преобладающими формами лирики Лермонтова становятся прямое высказывание и диалог. Опора на звучащее слово была столь важной для Лермонтова, что меняла облик ранних стихотворений, написанных на те же темы.

Основные черты «лирического героя» Лермонтова

Основные черты «лирического героя» Лермонтова

В большинстве стихотворений  Лермонтова основная тема – одиночество . Название стихотворения Цитата  «И скучно и грустно» «И скучно и грустно, и некому руку подать «Пророк» «Выхожу один я на дорогу» В минуту душевной невзгоды» «Провозглашать я стал  любви «Листок» «Уж не жду от жизни ничего я, И правды чистые ученья: В меня все ближние мои «Один и без цели по свету ношуся давно я, «Тучи» И не жаль мне прошлого ничуть» Бросали бешено каменья» Засох я без тени, увял я без сна и покоя.» «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники «Нет, я не Байрон, я другой» С милого севера в сторону южную» «Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»

В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема – одиночество .

Название стихотворения

Цитата

«И скучно и грустно»

«И скучно и грустно, и некому руку подать

«Пророк»

«Выхожу один я на дорогу»

В минуту душевной невзгоды»

«Провозглашать я стал любви

«Листок»

«Уж не жду от жизни ничего я,

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

«Один и без цели по свету ношуся давно я,

«Тучи»

И не жаль мне прошлого ничуть»

Бросали бешено каменья»

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.»

«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

«Нет, я не Байрон, я другой»

С милого севера в сторону южную»

«Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой»

Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова  (по данным Лермонтовской энциклопедии).  Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве лирического героя.

Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова (по данным Лермонтовской энциклопедии).

Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве лирического героя.

Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Но основное место в его творчестве занимает тема одиночества и поиска смысла жизни. Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли: «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»

Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе

Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Но основное место в его творчестве занимает тема одиночества и поиска смысла жизни. Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

«И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»

Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил: « Я поэт другой эпохи ». В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился? На этот вопрос он ответил всем своим творчеством.

Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил: « Я поэт другой эпохи ». В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился? На этот вопрос он ответил всем своим творчеством.

 Лирический герой Лермонтова – это двойник автора. Поэт жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная трагедия.   … я в мире не оставлю брата  И тьмой и холодом объята  Душа усталая моя;  Как ранний плод, лишенный сока,  Она увяла в бурях рока  Под знойным солнцем бытия.   М.Ю.Лермонтов.

Лирический герой Лермонтова – это двойник автора. Поэт жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная трагедия.

я в мире не оставлю брата И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия. М.Ю.Лермонтов.

Опрос: Кто такой М.Ю. Лермонтов? Сможете ли вы назвать любых 5 произведений Лермонтова? Сколько лет прожил Лермонтов? Есть ли у вас среди творчества Лермонтова своё любимое произведение? Если «да», то какое? Сможете ли вы назвать годы жизни поэта? Как называется имение бабушки Лермонтова, в котором он провёл своё детство? Служил ли Лермонтов на Кавказе? Знаете ли вы как умер М.Ю.Лермонтов? Благодаря какому стихотворению он стал знаменит? И кому оно было посвящено? Каким ещё талантом обладал М.Ю.Лермонтов? Принимали участие: учащиеся 6-8 классов Терновской школы (8 человек) и 10 взрослых жителей села Терновое.

Опрос:

  • Кто такой М.Ю. Лермонтов?
  • Сможете ли вы назвать любых 5 произведений Лермонтова?
  • Сколько лет прожил Лермонтов?
  • Есть ли у вас среди творчества Лермонтова своё любимое произведение? Если «да», то какое?
  • Сможете ли вы назвать годы жизни поэта?
  • Как называется имение бабушки Лермонтова, в котором он провёл своё детство?
  • Служил ли Лермонтов на Кавказе?
  • Знаете ли вы как умер М.Ю.Лермонтов?
  • Благодаря какому стихотворению он стал знаменит? И кому оно было посвящено?
  • Каким ещё талантом обладал М.Ю.Лермонтов?

Принимали участие: учащиеся 6-8 классов Терновской школы (8 человек) и 10 взрослых жителей села Терновое.

Результаты: названия школьники Кто такой М.Ю.Лермонтов взрослые 8 Сможете ли вы назвать любых 5 произведений Лермонтова 10 Сколько лет прожил Лермонтов 4 9 7 Есть ли у вас среди творчества Лермонтова своё любимое произведение? Если «да», то какое 8 3 Сможете ли вы назвать годы жизни поэта Как называется имение бабушки Лермонтова, в котором он провёл своё детство 3 4 7 5 Служил ли Лермонтов на Кавказе 8 8 Знаете ли вы как умер М.Ю.Лермонтов 10 6 Благодаря какому стихотворению он стал знаменит и кому оно было посвящено 9 2 Каким ещё талантом обладал М.Ю.Лермонтов 8 5 6

Результаты:

названия

школьники

Кто такой М.Ю.Лермонтов

взрослые

8

Сможете ли вы назвать любых 5 произведений Лермонтова

10

Сколько лет прожил Лермонтов

4

9

7

Есть ли у вас среди творчества Лермонтова своё любимое произведение? Если «да», то какое

8

3

Сможете ли вы назвать годы жизни поэта

Как называется имение бабушки Лермонтова, в котором он провёл своё детство

3

4

7

5

Служил ли Лермонтов на Кавказе

8

8

Знаете ли вы как умер М.Ю.Лермонтов

10

6

Благодаря какому стихотворению он стал знаменит и кому оно было посвящено

9

2

Каким ещё талантом обладал М.Ю.Лермонтов

8

5

6

Любимые произведения М.Ю.Лермонтова: Из всех опрошенных школьников, у 4 любимым произведением является стихотворение « Парус », у остальных нет любимого произведения поэта. У взрослых жителей села Терновое любимым является « Герой нашего времени » (7 из 10). У остальных – нет любимого произведения М.Ю.Лермонтова. Кроме этого в числе любимых были названы: « Выхожу один я на дорогу », « Парус », « Демон ».

Любимые произведения М.Ю.Лермонтова:

  • Из всех опрошенных школьников, у 4 любимым произведением является стихотворение « Парус », у остальных нет любимого произведения поэта.
  • У взрослых жителей села Терновое любимым является « Герой нашего времени » (7 из 10). У остальных – нет любимого произведения М.Ю.Лермонтова. Кроме этого в числе любимых были названы: « Выхожу один я на дорогу », « Парус », « Демон ».
 В ходе исследования я познакомилась с биографией М.Ю. Лермонтова и выяснила:  - ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ,  - непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира.
  • В ходе исследования я познакомилась с биографией М.Ю. Лермонтова и выяснила:
  • - ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ,
  • - непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира.
Вывод:  Одиночество – главный мотив и основная тема творчества   М.Ю. Лермонтова, что объясняется его  тяжелой  судьбой и «страшной»  эпохой , в которую он жил.

Вывод:

Одиночество

главный мотив и основная тема творчества

М.Ю. Лермонтова,

что объясняется его тяжелой судьбой и «страшной» эпохой ,

в которую он жил.

Источники : Лермонтов М.Ю. Избранное.- М., 1990. Лермонтовская энциклопедия.-  М., 1987. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.- М., 1979. Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.- М., 1991.

Источники :

  • Лермонтов М.Ю. Избранное.- М., 1990.
  • Лермонтовская энциклопедия.-

М., 1987.

  • Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.- М., 1979.
  • Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.- М., 1991.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание