«Мой М.Ю. Лермонтов»
Творческая работа
Выполнила: ученица 6 класса Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Манукян Светлана
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рыбакова Ираида Анатольевна
О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Но это не так. Ему было дорого все лучшее и светлое в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова — человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Поэзия же Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. Я люблю поэзию М.Ю. Лермонтова и меня интересует всё, что связано с его жизнью и творчеством.
Цели и задачи исследования
- Познакомиться с жизнью и творчеством Лермонтова
- Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме
- Выяснить, почему одинок герой Лермонтова
В ночь со 2-го на 3-е (15) октября , в Москве, в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (Арсеньевой), родился сын - Михаил Юрьевич Лермонтов.
11 октября - Крестины Лермонтова. Бабушка Михаила Юрьевича Елизавета Алексеевна Арсеньева была крестной матерью.
«Ребенка милого рожденье Приветствует мой запоздалый стих. Да будет с ним благословенье Всех ангелов небесных и земных! Да будет он отца достоин, Как мать его, прекрасен и любим; Да будет дух его спокоен И в правде тверд, как божий херувим»
Лермонтов М.Ю. Ребенка милого рожденье
Мать - Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817).
Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) , капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии.
Это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его -Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичные манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера" .
Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта:
«Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала...»
Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны, с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой.
Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года).
- В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием Александру Сергеевичу Пушкину . "Черкесы" были написаны летом 1828 во время поездки в Тарханы. В "Утренней Заре" Лермонтов опубликовал свою первую поэму "Индианка"(1829 г.). После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 – 1832).
Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года» (10 ноября 1832 - 22 ноября 1834), заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера. Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов, который описывал Лермонтова в своих записках как высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников.
Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841).
Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение « Смерть поэта» ( 7 февраля 1837 года ) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России.
19 марта - М. Ю. Лермонтов выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ.
Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью "За храбрость"), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк.
Н. С. Мартынов
1815-1875
- По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью.
В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк».
М.Ю. Лермонтов – мой любимый поэт. Повторяя его стихи наизусть, я испытывала то странное чувство, которое приходит на грани бодрствования и сна. Мне лично кажется, что более светло и печально, чем это сделал создатель «Молитвы», трудно сказать о любви:
Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.
Лермонтов живет среди нас. Сама я физически ощущаю, что Лермонтов жив и я живу рядом с ним. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца.
Романтизм - как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни – романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении.
В коротком стихотворении « Парус » (1832 г.) представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу», ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа, действительности, поиска идеала, внутренней и внешней свободы. Мне очень нравится стихотворение «Парус». Оно вызывает у меня чувство стремления к чему-то светлому, необыкновенному.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой
« Настанет день – и миром осуждённый,
Чужой в родном краю.
На месте казни – гордый, хоть презренный,
Я кончу жизнь мою. »
В ранней лирике 1828 – 1832 гг. личность романтика противопоставлена «целому миру». Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против «неба», Бога и мироздания. Герой ранней лирики был «избранником неба», убеждённым в том, что прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная, гражданская, поэтическая:
М.Ю. Лермонтов-юнкер.
Художник А. Челышев
Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его роли мессии и отчуждение от людей:
«За дело общее, быть может, я паду,
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой поражённый,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец,
И сам себе ищу безвременный конец…»
(Из «Андрея Шанье», 1830 – 1831).
Лермонтов – лирик убеждённый в своём избранничестве, пророчил себе судьбу странника, скитальца, вечного юноши с грузом «надежд разбитых» в душе. Один из самых выразительных поэтических манифестов раннего Лермонтова – стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 г) – завершается «лирической дерзостью»: только он сам, «неведомый избранник» или пославший его на землю Бог могут рассказать толпе об «угрюмом океане» его души:
«кто может океан угрюмый,
Твои отведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!»
Он осознаёт неразрешимое противоречие между своими героическими порывами, нравственным максимализмом и ненужностью его подвигов ни обществу, ни мирозданию. Покой и гармония в окружающем мире приводит его к мысли, что он «чужд всему». Его протест – это жажда расшевелить мир, ценой самопожертвования заставить его преодолеть косность, инерцию и «спокойствия туман»:
«Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
(«Я жить хочу! Хочу печали…», 1832)»
“ Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы .
Здесь воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:
Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял...
Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.
С 1837 г., Лермонтов, считая себя поэтом – пророком, совестью своего поколения, хотел, чтобы его слышали: он писал стихи уже не для себя, а для публики. Делом его жизни стала поэзия. Он верил в свою правоту и одновременно сомневался в своих силах, в успехе своей миссии поэта – пророка. В 1838 г. было написано стихотворение «Поэт» , в котором Лермонтов выразил свои представления об идеале поэта – пророка, назвав современного поэта «осмеянным пророком», «Думы» о поколении и размышления о сути и смысле творчества шли, таким образом, рука об руку. Нравственный максимализм, бескомпромиссность – отличительные черты лермонтовского поэта – пророка.
Судьба современного поэта показана в стихотворении «Пророк» (1841). В нём Лермонтов как бы отвечает на вопрос, заданный им в последней строфе « Поэта ». Звучащее слово господствует в стихотворениях «Бородино», «Казачья колыбельная песня», «Завещание», «Журналист, читатель и писатель», «Спор» . Преобладающими формами лирики Лермонтова становятся прямое высказывание и диалог. Опора на звучащее слово была столь важной для Лермонтова, что меняла облик ранних стихотворений, написанных на те же темы.
Основные черты «лирического героя» Лермонтова
В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема – одиночество .
Название стихотворения
Цитата
«И скучно и грустно»
«И скучно и грустно, и некому руку подать
«Пророк»
«Выхожу один я на дорогу»
В минуту душевной невзгоды»
«Провозглашать я стал любви
«Листок»
«Уж не жду от жизни ничего я,
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
«Один и без цели по свету ношуся давно я,
«Тучи»
И не жаль мне прошлого ничуть»
Бросали бешено каменья»
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.»
«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
«Нет, я не Байрон, я другой»
С милого севера в сторону южную»
«Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой»
Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова (по данным Лермонтовской энциклопедии).
Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве лирического героя.
Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе
Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Но основное место в его творчестве занимает тема одиночества и поиска смысла жизни. Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
«И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»
Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил: « Я поэт другой эпохи ». В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился? На этот вопрос он ответил всем своим творчеством.
Лирический герой Лермонтова – это двойник автора. Поэт жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная трагедия.
… я в мире не оставлю брата И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия. М.Ю.Лермонтов.
Опрос:
- Кто такой М.Ю. Лермонтов?
- Сможете ли вы назвать любых 5 произведений Лермонтова?
- Сколько лет прожил Лермонтов?
- Есть ли у вас среди творчества Лермонтова своё любимое произведение? Если «да», то какое?
- Сможете ли вы назвать годы жизни поэта?
- Как называется имение бабушки Лермонтова, в котором он провёл своё детство?
- Служил ли Лермонтов на Кавказе?
- Знаете ли вы как умер М.Ю.Лермонтов?
- Благодаря какому стихотворению он стал знаменит? И кому оно было посвящено?
- Каким ещё талантом обладал М.Ю.Лермонтов?
Принимали участие: учащиеся 6-8 классов Терновской школы (8 человек) и 10 взрослых жителей села Терновое.
Результаты:
названия
школьники
Кто такой М.Ю.Лермонтов
взрослые
8
Сможете ли вы назвать любых 5 произведений Лермонтова
10
Сколько лет прожил Лермонтов
4
9
7
Есть ли у вас среди творчества Лермонтова своё любимое произведение? Если «да», то какое
8
3
Сможете ли вы назвать годы жизни поэта
Как называется имение бабушки Лермонтова, в котором он провёл своё детство
3
4
7
5
Служил ли Лермонтов на Кавказе
8
8
Знаете ли вы как умер М.Ю.Лермонтов
10
6
Благодаря какому стихотворению он стал знаменит и кому оно было посвящено
9
2
Каким ещё талантом обладал М.Ю.Лермонтов
8
5
6
Любимые произведения М.Ю.Лермонтова:
- Из всех опрошенных школьников, у 4 любимым произведением является стихотворение « Парус », у остальных нет любимого произведения поэта.
- У взрослых жителей села Терновое любимым является « Герой нашего времени » (7 из 10). У остальных – нет любимого произведения М.Ю.Лермонтова. Кроме этого в числе любимых были названы: « Выхожу один я на дорогу », « Парус », « Демон ».
- В ходе исследования я познакомилась с биографией М.Ю. Лермонтова и выяснила:
- - ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ,
- - непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира.
Вывод:
Одиночество –
главный мотив и основная тема творчества
М.Ю. Лермонтова,
что объясняется его тяжелой судьбой и «страшной» эпохой ,
в которую он жил.
Источники :
- Лермонтов М.Ю. Избранное.- М., 1990.
- Лермонтовская энциклопедия.-
М., 1987.
- Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.- М., 1979.
- Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.- М., 1991.
Спасибо за внимание