Просмотр содержимого документа
«Презентация "Музыкальная и танцевальная культура Венгрии"»
МУЗЫКАЛЬНАЯ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЕНГРИИ
Автор презентации:
Калабун Алена Витальевна,
преподаватель МБУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»
- Венгрия – одно из наиболее любимых туристами государств Центральной Европы. Страна отличается колоритной пестрой национальной культурой,
- Венгрия находится в Центральной Европе, на Среднедунайской равнине. Это значит, что большая часть территории Венгрии имеет равнинный рельеф. На севере Венгрии находится горный массив Матра.
- Через всю территории Венгрии с севера на юг протекает река Дунай.
- Столица Венгрии – Будапешт
- В конце IX века территорию современной Венгрии заселили мадьяры (венгры)
- Большинство ученых полагают, что родина современных венгров находится где-то в Западной Сибири. Эта теория подтверждается тем, что венгерский язык относится к угорской группе, входящей в уральскую языковую семью. Т.е. венгерский язык похож на финский и эстонский языки.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ВЕНГРИИ
- Венгерский женский народный костюм состоит из короткой и очень широкой юбки, одеваемой на пышный подъюбник, сделанный из нескольких юбок.
- В ансамбль входили вышитые короткие рубашки с широкими рукавами , но также, были и длинные рубашки, поверх которых одевается яркий пруслик (безрукавка) из бархата . Безрукавка, плотно прилегающая по талии, напоминающая мужской жилет. Также женщины Венгрии носили пендей - нижнюю юбку, сшитую из полотна, обертывали куском цветной шерстяной тканью и укрепляли ее на талии поясом из шерсти. Одежду украшали шнуровкой, вышивкой и металлическими петельками и поверх юбки надевали фартук – обязательный атрибут костюма. На голову повязывали платки, и надевали чепцы различной формы. Девушки украшали голову разнообразнее: широкой пестрой лентой, украшенный бусами и стеклярусом особый тверды й обруч
МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ВЕНГРИИ
Состоит из семи основных элементов.
- Длинные рубахи до колен с широкими развевающимися рукавами, как правило, белого цвета. На севере и западе страны рубашки шили короткими.
- Штаны – широкие холщовые на западе или узкие суконные на востоке.
- Жилеты в современном варианте укорочены до талии, чаще всего они черные, с цветочной вышивкой, золотыми нитями.
- Губа – так называлось длинное пальто простого покроя, его набрасывали на плечи.
- Сюр напоминал плащ и тоже использовался как накидка с зашитыми рукавами-карманами.
- Высокие черные сапоги , известные как бочкоры , можно увидеть в народном костюме Венгрии чаще всего. Не обходится и без сплетенных из березовой коры лаптей, закрепленных на ноге с помощью тряпок и кусков кожи.
- Головной убор – соломенные или войлочные шляпы различной формы: широкополые, цилиндрические с закрученными кверху полями.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВЕНГРИИ
- Среди старинных национальных музыкальных инструментов Венгрии можно выделить духовные: волынку, которая представляет собой резервуар, который наполняется воздухом. Сам резервуар делался из телячьей или козьей шкуры, Снизу прикрепляли две игральные язычковые трубочки.
- Свирель представляла собой простую деревянную дудку,
- Цимбалы -очень похожи на русские гусли. В конструкции имеют плоский деревянный корпус неправильной формы. В зависимости от размеров цитры на лицевой стороне было натянуто от 30 до 45 струн.
В настоящее время народ Венгрии больше используют другие музыкальные инструменты, которые хорошо известны в странах Европы: кларнет, аккордеон и особенно скрипку.
Венгрия – это страна танцев и музыки. В XVII–XVIII веках народная венгерская музыка ассоциировалась с цыганской. Многие исполнители выступали в смешанном, венгерско-цыганском стиле. Следствием такого смешения явилось музыкальное направление – вербункош.
ВЕРБУНКОШ
Вербункош жанр венгерской танцевальной музыки, появившийся во второй половинеXVIII века, а также стиль венгерской инструментальной музыкиконца XVIII — начала XIX века В основувербункоша л - мужской танец «вербунк»
ВЕРБУНКОШ — венгерский мужской танец в сопровожденииструнного ансамбля; первоначально связан с вербовкой новобранцев. Его исполняли на пунктах вербовки и на проводах в армию.
ПАЛОТАШ
- Палоташ - венгерский танец, возникший из вербункоша.
- Палоташ предназначался для исполнения на балах и торжественных мероприятиях ("палота" в переводе с венгерского означает "дворец"). Поэтому он был более умеренным и сдержанным, но тем не менее все еще быстрым и живым. Возникновение чардаша и палоташа также датируется серединой-концом XVIII века
ЧАРДАШ
Чардаш – один из наиболее популярных венгерских танцев, известный далеко за пределами Венгрии.
Название танца происходит от венгерского слова «csárda», что в переводе означает «трактир», «постоялый двор», «харчевня». Существуют различные мнения по поводу происхождения чардаша. Одни считают, что этот танец произошел от венгерского народного танца вербункош, другие родоначальником чардаша считают танец гайдуков.
- Танец чардаш по составу исполнителей принадлежит к смешанным: его танцуют и мужчины и женщины. В танце наблюдается, обычно, две части: широкая лирическая и быстрая зажигательная. Музыкальный размер чардаша двудольный: 2/4 и ли 4/4. Для чардаша свойственны технически сложные синкопированные движения, быстрые сложные хлопушки, прыжки. Исполнители собранные, подтянутые, корпусу свойственно горделивое положение, в движениях чувствуется скрытый темперамент.
- Сценическая форма «чардаша» делится на две части.
- Первая часть — широкая, медленная, вторая — быстрая, темпераментная.
- Первой части свойственны сдержанность, певучесть, лиричность, второй — жизнерадостность, задор, преобладание виртуозной техники, особенно у мужчин. Есть «чардаши», в которых медленную часть исполняют женщины, быструю часть исполняют мужчины, и заканчивается танец парными движениями, в которых много вращений парных и женских.
Ференц Лист «Венгерская рапсодия»
- У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».
Иоганес Брамс «Венгерские танцы»
- «Венгерские танцы» Брамса – одно из самых популярных и эффектных сочинений композитора. Их появление связано с творческим союзом Брамса и венгерского скрипача Э.Ременьи. Выступая с Ременьи в качестве его аккомпаниатора, Брамс проникся красотой венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса – в его знаменитых «Венгерских танцах» , где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
Витторио Монти
- Витторио МОНТИ (1868-1922) – итальянский скрипач и композитор, известный в свое время преподаватель игры на скрипке и мандолине, автор знаменитого «Чардаша», написанного по мотивам мелодий венгерских народных танцев. Родился в Неаполе, Италия, учился там в Консерватории В 1900 году стал дирижером в музыкальном концертном зале «Париж-Концерт»
Петр Ильич Чайковский Венгерский танец из балета «Лебединое озеро»
- Многие мотивы чардаша можно встретить в произведениях известных композиторов . Например в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро» композитор органично вплел элементы этого танца.
Делиб Венгерский танец из балета «Копеллия»
Имре Кальман Оперетта «Сильва»
- Чардашу посвящена и «Сильва», самая известная из оперетт, написанных Имре Кальманом. Другое название этого произведения – «Королева чардаша».
- Помимо Венгрии, наибольшее распространение описываемые танцы получили в регионах, наиболее близких к исторической родине вербункоша: Словакии, Хорватии, Словении, Моравии и Трансильвании. В этих областях можно увидеть эти танцы и по сей день.