МЫ ВЗРОСЛЕЕМ
Мы к будущему готовимся,
И сердце стучит: пора!
А взрослыми мы становимся Сегодня, завтра, вчера!
Ю. Яковлев
Взрослость как качество личности формально связывается с календарным возрастом человека и обозначает ступень психического и физического развития. В самой грубой (юридической) возрастной периодизации взрослость представляет возраст, начинающийся вслед за детством (детство — от 0 до 18 лет, взрослость — от 18 лет до 55—60 лет и старость).
Взрослый человек отличается от ребенка включением в систему гражданских прав и обязанностей. Степень этого включения называется социальной зрелостью.
Для вас, школьников, самые главные, желанные качествами взрослого человека — это права на самостоятельность:
самостоятельность, свобода от родительской опеки;
возможность распоряжаться своим временем, средствами;
право на заключение брака;
право на предпринимательскую, экономическую деятельность;
право избирать и быть избранным;
право на свободу выбора в личностной, общественной, профессиональной области;
право на употребление алкогольных напитков, курение, свободное полоролевое общение;
право на участие в партиях, группах, объединениях и др.;
право одеваться, как хочется, красиво или модно.
Но не только время делает вас взрослыми: взрослость — это не прожитые годы, это стадия развития, позиция личности, степень зрелости отношений личности к себе и к окружающему миру.
Отношения к себе, с самим собой и с окружающим миром в подростковом возрасте характеризуются различными противоречиями, двойственностью:
Положительные позиции и качества
Негативные проявления и реакции
Стремление к самостоятельности, освобождению от родительской опеки
Отсутствие умений по самообслуживанию, самообразованию, саморегуляции, проблема отцов и детей
Стремление к самоутверждению но взрослости
Неумение осуществлять это в позитивной сфере
Желание много знать, удивление перед неисчерпаемостью науки
Поверхностное, легкомысленное отношение к учебе
Н еобходимость в совете, в помощи взрослых, родителей
Нежелание и неумение обратиться к старшим
Переживание вдохновения, радости труда
Избегание, отлынивание от общественно полезного труда
Т ревога за будущее устройство на работу, учебу
Неспособность к самостоятельной подготовке к профессии, безосновательная надежда на «авось»
Активность в общественных делах
Безответственность, необязательность
Романтическая восторженность, максимализм, чистота помыслов
Бунт, грубые выходки, моральное невежество
восхищение красотой в искусстве, и природе, в жизни
Ироническое, безжалостное, варварское отношение к объектам красоты
Ожидание, желание, способность любви
Неумение ухаживать, грубость, насилие
Стремление к эротике
Желание быть хорошим, стремление к идеалу
Опошление половых отношений
Противодействие, неприятие воспитательных воздействий, сомнение в существовании идеалов в жизни
Критиканство, нигилизм, негативизм, отрицание авторитетов
Отсутствие конструктивных альтернатив
стремление к самостоятельности
Неподотчетность взрослым
Максимализм, повышенная требовательность к окружающим
Почти полное отсутствие требований к себе
копание быть здоровым
Нарушение здорового образа жизни, вредные привычки
Ступени взросления
1 -- 10
«Как повзрослеть»
Судите о себе по делам. Успех в работе — это показатель вашей серьезности.
Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
Постоянно анализируйте, рефлексируйте свое поведение, свои результаты. Ведите дневниковые записи «Со мною вот что происходит».
Прислушивайтесь к критике в свой адрес: если критикует один — задумайтесь, если два — проанализируйте свое поведение, если три — переделывайте себя!
будьте для любимого — любимым, для уважаемого — уважаемым, для родных — гордостью, для друзей — опорой, для врагов — силой, для себя — достоинством.
Самым точным признаком взросления является изменение значения и участия в решении жизненных проблем трех суб-личностей «Я ребенок», «Я родитель» и «Я взрослый». «Я реВенок» понемногу отходит от выработки решения. Развивайте в себе позицию «Я взрослый».
«Я в развитии»
Я=
здоровье, физическая сила
Будущий взрослый
самостоятельность
профессия, работа
материальная обеспеченность
любовь, семья, дети
семейный досуг
работа, друзья
твердые установки
уверенность в будущем
Я=
физическое здоровье
Взрослый
самостоятельность
настоящий
профессия — работа
готовность
(положительное отношение) к труду
материальные условия
ожидание любви, сексуальная уравновешенность
культурный досуг
круг общения
установки духовной сферы (неустойчивые)
неуверенность в будущем, тревожность
Я=
накачивание силы
лжевзрослый
свобода члена молодежной тусовки
профессия (ориентация на деньги)
доставание денег нечестным путем
сексуальная свобода
имидж взрослого в отрицательном поведении (курение, выпивка и т. д.)
неформальные группы
непризнание авторитетов
безыдейность, беспринципность
«Я взрослый»
Оцените по пятибалльной системе ваши качества.
Я =
взрослый
Оценка
физическое здоровье
• самостоятельность
• выбор профессии
материальная зависимость
• ожидание любви
• культурный досуг
° круг общения
• установки духовной сферы
• уверенность в будущем
Мысли мудрых
Несчастье бывает пробным камнем характеров
(О. Бальзак).
Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть
(Р. Роллан).
Нет ничего глупее желания быть умнее всех
(Ф. Ларошфуко).
Мужское достоинство заключается в том, чтобы не быть нахлебником, паразитом (В.Сухомлинский).
«Кто руководит?»
Представьте себе следующие ситуации: а) вы неожиданно стали обладателем крупного выигрыша; б) загорелся соседний дом; в) потребовалась кровь для раненого; г) человек, оказавшийся в беде, попросил денег взаймы; д) необходимо сходить пешком за 10 километров и принести лекарство для постороннего человека; в) в разговоре оскорбительно отозвались о вашем друге.
Каковы будут ваши действия? Какие субличности возьмут верх: Я ребенок, Я родитель или Я взрослый?
Теперь представьте, что точно такие решения принял другой человек, но: а) у вас пропали все ваши сбережения; б) загорелся ваш дом; в) потребовалась кровь для вас; г) вы оказались в беде, деньги нужны вам; д) лекарство потребовалось вам; е) оскорбили вас самого.
Социально-приемлемые позиции:
• гуманизм; • помощь; • альтруизм;
• ответственность; • направленность на нематериальные ценности;
• способность адекватно оценивать ситуацию; бережливость;
• благотворительность; • забота о близких.
«Оступился или свернул?»
Представьте себе, что ученик из вашего класса был застигнут в момент кражи вещей из школьной раздевалки. Милицию решили не вызывать — учителя пожалели честь школы. Но всем об этом случае стало известно. Пришлось собрать классное собрание. Как бы вы выступили на нем? Что предложили бы предпринять?
Социально-приемлемые позиции:
• ответственность за своего товарища;
• требовательность;
• соблюдение нравственных норм;
• стремление вникнуть в проблему человека и оценить ситуацию адекватно.