Мотивациялық қозғаушы Мотивационно-побудительный | Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.
Воспитатель использует загадки для актуализации имеющихся знаний у детей
Предлагает проблемный вопрос: летучая мышь – это птица или нет?
| АЛИ ЫСКАБАЙ ДЯТЕЛ Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Кто стучится в старый сук? Кто и в холод, и в жару Чистит старую кору? В красной шапке, острый нос, С цепкой лапкой, чёрный хвост. Барабанщик надо мной Что-то ищет под корой. Тук, — ударил он слегка, Сразу вынул червяка. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Кто-то лечит старый сук. Это дятел надо мной Занимается сосной. Вынул вредных червяков, Вверх вспорхнул и был таков. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (дятел) Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут ее ..(.сорока) Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя? (Снегирь) На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться - Два могучие крыла У хозяина ...(орла) Доказывают – голова, туловище, ноги - 4, шерсть, крылья, клюва нет, пасть с зубами, выкармливает малышей молоком. Делают вывод – летучая мышь – не птица, а зверь. |
Ұйымдастық –ізденістік Организационно -поисковый | Ориентирование детей на поиск, исследование проблемы через задания в азбуке-тетради: предлагает рассмотреть рисунки, приглашает принять участие в беседе.
Проблемный вопрос: почему птицы улетают именно осенью?
Знакомит с насекомоядными: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Предлагает прослушать информацию: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает детям с помощью техники «Цветок лотоса» рассмотреть тему «Зимующие птицы». Оценивает результаты труда, при необходимости исправляя, дополняя информацию с помощью детей. Организует процесс познания через привлечение воспитанников группы к экспериментальной деятельности.
Предлагает выполнить задание в азбуке-тетради
Мотивирует на практическую работу: Гнездо – жилище птиц. Разные птицы вьют разные гнёзда. А вы знаете, какие гнёзда вьют воробьи, вороны, голуби, сороки? Видели ли вы такие гнёзда? (под козырьком подъезда или балкона). Например, воробьиное гнездо – небольшое. Предлагает воспитанникам сделать гнездо для птицы. Как вариант: Организует дидактическую игру«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». Цель. Закреплять знания о многообразии птиц. | Используют знакомую информацию и избыточную. Дополняют друг друга, вступают в диалог с педагогом: В природе существует большое разнообразие птиц.Где бы мы не гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду встречаем птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Приходят к выводу, что становится холодно, нечего кушать. Осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Обсуждают, как можно узнать насекомоядных птиц – по клюву - он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Рассматривают иллюстрации с порядком перелёта: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) Воспитанники в ходе свободного обсуждения либо в мозговой атаке выбираются 8 птиц, зимующих в наших краях. Отбирают изображения и располагают их на лепестках. Участвуют в опыте с пером. Наносят на перо кисточкой жировую смазку (растительное масло), а затем пипеткой капают воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода». Рассмотри цветные и не цветные рисунки. Найди одинаковые и соедини их. Раскрась синицу. Составь по схеме рассказ про птицу, живущую в твоём краю. Принимают приглашение педагога смастерить гнездо из веточек, соломинок, пуха, пёрышек, кусочков ваты. Рассуждают, существуют ли такие птицы, которые вообще не вьют гнёзда? Кукушка! Она подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.). |