Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Административно - правовой статус граждан".»
Административно-правовой статус граждан
План лекции
1. Система субъектов административного права.
2. Основы административно-правового статуса граждан.
3. Права и обязанности граждан по адм праву
Виды отношений с участием гражданина
Государство
Муницип.,
органы
Коммерч.,
организации
Гос., органы
Граждане
Гражданин
Государств.,
служащие
Муницип.,
образование
Некоммерч.,
организации
Муницип.,
служащие
Виды административных правоотношений с участием граждан
Правовой статус индивида
- Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
- Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
Структура административно-правового статуса гражданина
Административно-правовой статус гражданина - это права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления , закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права.
Структура статуса:
- права, свободы;
- обязанности ;
- гражданство (дискусс.);
- гарантии (дискусс.).
Состав административной правосубъектности гражданина
Административная
правосубъектность
Правоспособность
Дееспособность
Деликтоспособность
момент
возникновения :
с 16 лет.
возникновения :
с рождения
восполнения
дееспособности
возникновения :
законом четко
не определен
Способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей.
Способность совершать юридически значимые действия, влекущие за собой изменения в правовой сфере того, кто совершает эти действия.
Концепция восполнения дееспособности
Момент возникновения:
законом четко не определен
Статья 5. Административная процессуальная правосубъектность
- Адм процессуальная правоспособность :
- все граждане и организации (в том числе не ЮЛ), а также властные субъекты , имеющие право на судебную защиту своих прав в публичной сфере
- Адм процессуальная дееспособность:
- дееспособные граждане с 18 лет
- граждане от 16 до 18 лет и лица, ограниченные в дееспособности - по спорам из публичных правоотношений, в которых они согласно закону могут участвовать самостоятельно (возможно привлечь к участию их законных представителей)
- органы публичной власти
- ОО, религиозные и иные организации, в т ч НКО (ЮЛ)
- ОО и религиозные организации, не являющимся ЮЛ - по спорам из публичных правоотношений, в которых они могут участвовать согласно закону
01/28/20
Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности
Объем административной дееспособности в зависимости от возраста
- Пример 1:
- П. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»
- Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.
- 8 лет – право на создание общественных объединений, ч. 2 ст. 9 ФЗ от 24.07.2011 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- 10 лет –помещение в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в профилактике с учетом мнения несовершеннолетнего, п. 2 ч. 3 ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- 14 лет – обязанность получить паспорт гражданина РФ, п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828
- 14 лет- право управлять велосипедом п. 24. 1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090
- 15 лет – возможность исключения из образовательного учреждения за грубые дисциплинарные нарушения (п.8ч.1 ст. 43 ФЗ «Об образовании»)
- 16 лет – административная ответственность, ст. 2.3. КоАП РФ
- - право управлять мопедом, п. 24. 1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090
- 17 лет – право быть допущенным к экзаменам на управление ТС категории «Б» и категории «С», ч. 1 ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»
- 18 лет – полная дееспособность
- - право на приобретение оружия, ст. 13 ФЗ от 13.12.1996 «Об оружии»
- -право поступить на государственную гражданскую службу и на муниципальную службу, ч. 1 ст. 21 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе»
- - право находиться в ночное время в общественных местах, ч. 3 ст. 9 ФЗ от 24.07.2011 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- 27 лет – прекращается обязанность проходить военную службу по призыву, п. а ч.1 ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
- 60 лет – предельный возраст пребывания на гражданской службе, ч. 1 ст. 25.1 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- 65 лет – предельный возраст пребывания на муниципальной службе
Иные факторы, влияющие на объем дееспособности
- 1. Пол
- - женщины не являются военнообязанными
- 2. Благонадежность (судимость, состояние административной наказанности)
- - охотничий билет выдается физическим лицам, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, ст. 21 ФЗ от 24.07.2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- 3. Состояние здоровья
- -дети-инвалиды принимаются в высшее учебное заведение вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний
- --От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными по состоянию здоровья, п. «а» ч. 1 ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
Классификация прав и обязанностей граждан по административному праву
1. По связанности с конституционным статусом:
- конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления);
- вытекающие из Конституции , но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти;
- права, предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом.
2. По степени связанности органа исполнительной власти при осуществлении права граждан:
- орган имеет право усмотрения;
- орган не имеет свободы усмотрения.
- Объективное право - совокупность норм
- Субъективное публичное право – право, принадлежащее субъекту
Особенности правового регулирования
- 1. Нормы адресованы в первую очередь властным субъектам, права граждан закреплены недостаточно.
- 2.Не всегда есть корреспондирующая связь правовых обязанностей органов и субъективных прав граждан.
- 3.Граждане м. вторгаться в публично-правовую сферу тогда, когда нарушены их субъективные права, в остальных случаях контроль за законностью государственного управления – дело самого государства
Основные права граждан в сфере государственного управления
- право граждан на участие в управлении, ст.32 Конституции РФ;
- право на проведение публичных мероприятий, ст.31 Конституции РФ;
- право на свободу и личную неприкосновенность, ст.22 Конституции РФ.
- право на неприкосновенность жилища, ст.25 Конституции РФ;
- право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, ст. 27 Конституции РФ;
- право свободно выезжать за пределы РФ и свободно возвращаться на ее территорию, ч.2 ст. 27 Конституции РФ;
- право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, ст.53 Конституции РФ.
Виды обязанностей гражданина в сфере государственного управления
Обязанности
граждан
по административному
праву
Соблюдение
административно-правовых
норм
Выполнение
законных требований
органов гос., власти и
местного самоуправления,
их должностных лиц.
- . Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, ч. 2 ст. 15 КРФ:
- • конкретизируется во всем административном законодательстве,
- • нарушение влечет административно-правовые и уголовно-правовые последствия, Обязанность платить налоги, ст. 57 КРФ
- 2. Обязанность по охране окружающей среды, ст. 58 КРФ
- 3. Обязанность военной или альтернативной службы, ст. 59 КРФ
- 4. Обязанность получить основное общее образование, ч. 4 ст. 43 КРФ
Правовое регулирование представительства в АП
- Отсутствует единое правовое регулирование представительства в АП. Нормы – в разных НПА.
- Законное представительство - ст. 25.3 КоАП РФ – законные представители физического лица. Договорное представительство – ордер адвоката
- Представительство в АП является реализацией следующих правовых принципов:
- -юридической безопасности;
- -защиты доверия граждан по отношению к государству;
- -справедливости при рассмотрении дела в рамках административного процесса;
- Представительство в АП допускается, если прямо не исключается действующим законодательством.
- Ряд административных прав и обязанностей могут быть реализованы только лично:
- -военная обязанность
- -осуществление публичной службы.
- Представитель действует исключительно в интересах представляемого, следовательно, запрещено представительство в случае конфликта интересов:
- - между представителем и представляемым ;
- - между разными интересами представляемых лиц одним и тем же представителем.
- граждане могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей
Представители:
- недееспособных граждан (законные представители - родители, усыновители, опекуны и т.д.)
- граждан, ограниченных в дееспособности (представители или законные представители - родители, усыновители, опекуны и т.д.)
Ст.55 КАС РФ. Представителями могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование .
Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия, других представителей - в доверенности, возможно устно личное заявление в суде.
- Виды гарантий : экономические, политические, организационные, юридические (организационно-правовые).
- юридические гарантии (организационно-правовые):
- - закрепление в правовых нормах (некоторые авторы – в законах);
- - ответственность органов и должностных лиц за неправомерные действия в отношении граждан;
- - право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
- прокурорский надзор;
- - судебный контроль;
- - контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти;
- - уполномоченные по правам человека;
- - комиссии при Президенте РФ.
- Если использованы все внутренние средства для защиты прав гражданина, то вступают в действие международные гарантии – Европейский Суд по правам человека.