СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Административно - правовой статус граждан".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Административно - правовой статус граждан".»

Административно-правовой статус граждан

Административно-правовой статус граждан

План лекции 1. Система субъектов административного права. 2. Основы административно-правового статуса граждан. 3. Права и обязанности граждан по адм праву

План лекции

1. Система субъектов административного права.

2. Основы административно-правового статуса граждан.

3. Права и обязанности граждан по адм праву

Виды отношений с участием гражданина Государство Муницип., органы Коммерч., организации Гос., органы Граждане Гражданин Государств., служащие Муницип., образование Некоммерч., организации Муницип., служащие

Виды отношений с участием гражданина

Государство

Муницип.,

органы

Коммерч.,

организации

Гос., органы

Граждане

Гражданин

Государств.,

служащие

Муницип.,

образование

Некоммерч.,

организации

Муницип.,

служащие

Виды административных правоотношений с участием граждан

Виды административных правоотношений с участием граждан

    Правовой статус индивида

    Правовой статус индивида

    Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
    • Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
    • Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
    Структура административно-правового статуса гражданина  Административно-правовой статус гражданина - это права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления , закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права. Структура статуса:  права, свободы; обязанности ; гражданство (дискусс.); гарантии (дискусс.).

    Структура административно-правового статуса гражданина

    Административно-правовой статус гражданина - это права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления , закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права.

    Структура статуса:

    • права, свободы;
    • обязанности ;
    • гражданство (дискусс.);
    • гарантии (дискусс.).
    Состав административной правосубъектности гражданина Административная правосубъектность Правоспособность Дееспособность  Деликтоспособность момент возникновения : с 16 лет.  момент концепция возникновения : с рождения восполнения дееспособности  момент возникновения : законом четко  не определен

    Состав административной правосубъектности гражданина

    Административная

    правосубъектность

    Правоспособность

    Дееспособность

    Деликтоспособность

    момент

    возникновения :

    с 16 лет.

    • момент
    • концепция

    возникновения :

    с рождения

    восполнения

    дееспособности

    • момент

    возникновения :

    законом четко

    не определен

     Способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей.  Способность совершать юридически значимые действия, влекущие за собой изменения в правовой сфере того, кто совершает эти действия. Концепция восполнения дееспособности  Момент возникновения: законом четко не определен

     Способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей.

     Способность совершать юридически значимые действия, влекущие за собой изменения в правовой сфере того, кто совершает эти действия.

    Концепция восполнения дееспособности

    Момент возникновения:

    законом четко не определен

     Статья 5. Административная процессуальная правосубъектность   Адм процессуальная правоспособность : все граждане и организации (в том числе не ЮЛ), а также властные субъекты , имеющие право на судебную защиту своих прав в публичной сфере Адм процессуальная дееспособность: дееспособные граждане с 18 лет граждане от 16 до 18 лет и лица, ограниченные в дееспособности - по спорам из публичных правоотношений, в которых они согласно закону могут участвовать самостоятельно (возможно привлечь к участию их законных представителей) органы публичной власти ОО, религиозные и иные организации, в т ч НКО (ЮЛ) ОО и религиозные организации, не являющимся ЮЛ - по спорам из публичных правоотношений, в которых они могут участвовать согласно закону     01/28/20

    Статья 5. Административная процессуальная правосубъектность

    • Адм процессуальная правоспособность :
    • все граждане и организации (в том числе не ЮЛ), а также властные субъекты , имеющие право на судебную защиту своих прав в публичной сфере
    • Адм процессуальная дееспособность:
    • дееспособные граждане с 18 лет
    • граждане от 16 до 18 лет и лица, ограниченные в дееспособности - по спорам из публичных правоотношений, в которых они согласно закону могут участвовать самостоятельно (возможно привлечь к участию их законных представителей)
    • органы публичной власти
    • ОО, религиозные и иные организации, в т ч НКО (ЮЛ)
    • ОО и религиозные организации, не являющимся ЮЛ - по спорам из публичных правоотношений, в которых они могут участвовать согласно закону

    01/28/20

     Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности

    Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности

      Объем административной дееспособности в зависимости от возраста Пример 1: П. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

      Объем административной дееспособности в зависимости от возраста

      • Пример 1:
      • П. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»
      • Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.
      8 лет – право на создание общественных объединений, ч. 2 ст. 9 ФЗ от 24.07.2011 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 10 лет –помещение в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в профилактике с учетом мнения несовершеннолетнего, п. 2 ч. 3 ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 14 лет – обязанность получить паспорт гражданина РФ, п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828
      • 8 лет – право на создание общественных объединений, ч. 2 ст. 9 ФЗ от 24.07.2011 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
      • 10 лет –помещение в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в профилактике с учетом мнения несовершеннолетнего, п. 2 ч. 3 ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
      • 14 лет – обязанность получить паспорт гражданина РФ, п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828
      14 лет- право управлять велосипедом п. 24. 1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 15 лет – возможность исключения из образовательного учреждения за грубые дисциплинарные нарушения (п.8ч.1 ст. 43 ФЗ «Об образовании») 16 лет – административная ответственность, ст. 2.3. КоАП РФ - право управлять мопедом, п. 24. 1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 17 лет – право быть допущенным к экзаменам на управление ТС категории «Б» и категории «С», ч. 1 ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»
      • 14 лет- право управлять велосипедом п. 24. 1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090
      • 15 лет – возможность исключения из образовательного учреждения за грубые дисциплинарные нарушения (п.8ч.1 ст. 43 ФЗ «Об образовании»)
      • 16 лет – административная ответственность, ст. 2.3. КоАП РФ
      • - право управлять мопедом, п. 24. 1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090
      • 17 лет – право быть допущенным к экзаменам на управление ТС категории «Б» и категории «С», ч. 1 ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»
      18 лет – полная дееспособность - право на приобретение оружия, ст. 13 ФЗ от 13.12.1996 «Об оружии» -право поступить на государственную гражданскую службу и на муниципальную службу, ч. 1 ст. 21 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе» - право находиться в ночное время в общественных местах, ч. 3 ст. 9 ФЗ от 24.07.2011 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 27 лет – прекращается обязанность проходить военную службу по призыву, п. а ч.1 ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» 60 лет – предельный возраст пребывания на гражданской службе, ч. 1 ст. 25.1 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 65 лет – предельный возраст пребывания на муниципальной службе
      • 18 лет – полная дееспособность
      • - право на приобретение оружия, ст. 13 ФЗ от 13.12.1996 «Об оружии»
      • -право поступить на государственную гражданскую службу и на муниципальную службу, ч. 1 ст. 21 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе»
      • - право находиться в ночное время в общественных местах, ч. 3 ст. 9 ФЗ от 24.07.2011 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
      • 27 лет – прекращается обязанность проходить военную службу по призыву, п. а ч.1 ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
      • 60 лет – предельный возраст пребывания на гражданской службе, ч. 1 ст. 25.1 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
      • 65 лет – предельный возраст пребывания на муниципальной службе
      Иные факторы, влияющие на объем дееспособности 1. Пол - женщины не являются военнообязанными 2. Благонадежность (судимость, состояние административной наказанности) - охотничий билет выдается физическим лицам, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, ст. 21 ФЗ от 24.07.2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 3. Состояние здоровья -дети-инвалиды принимаются в высшее учебное заведение вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний --От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными по состоянию здоровья, п. «а» ч. 1 ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»

      Иные факторы, влияющие на объем дееспособности

      • 1. Пол
      • - женщины не являются военнообязанными
      • 2. Благонадежность (судимость, состояние административной наказанности)
      • - охотничий билет выдается физическим лицам, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, ст. 21 ФЗ от 24.07.2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
      • 3. Состояние здоровья
      • -дети-инвалиды принимаются в высшее учебное заведение вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний
      • --От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными по состоянию здоровья, п. «а» ч. 1 ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
      Классификация прав и обязанностей граждан по административному праву  1. По связанности с конституционным статусом:  конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления); вытекающие из Конституции , но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти;  права, предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом.   2. По степени связанности органа исполнительной власти при осуществлении права граждан:   орган имеет право усмотрения; орган не имеет свободы усмотрения.

      Классификация прав и обязанностей граждан по административному праву

      1. По связанности с конституционным статусом:

      • конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления);
      • вытекающие из Конституции , но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти;
      • права, предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом.

      2. По степени связанности органа исполнительной власти при осуществлении права граждан:

      • орган имеет право усмотрения;
      • орган не имеет свободы усмотрения.
      Объективное право - совокупность норм Субъективное публичное право – право, принадлежащее субъекту Особенности правового регулирования 1. Нормы адресованы в первую очередь властным субъектам, права граждан закреплены недостаточно. 2.Не всегда есть корреспондирующая связь правовых обязанностей органов и субъективных прав граждан. 3.Граждане м. вторгаться в публично-правовую сферу тогда, когда нарушены их субъективные права, в остальных случаях контроль за законностью государственного управления – дело самого государства
      • Объективное право - совокупность норм
      • Субъективное публичное право – право, принадлежащее субъекту

      Особенности правового регулирования

      • 1. Нормы адресованы в первую очередь властным субъектам, права граждан закреплены недостаточно.
      • 2.Не всегда есть корреспондирующая связь правовых обязанностей органов и субъективных прав граждан.
      • 3.Граждане м. вторгаться в публично-правовую сферу тогда, когда нарушены их субъективные права, в остальных случаях контроль за законностью государственного управления – дело самого государства
      Основные права граждан в сфере государственного управления право граждан на участие в управлении, ст.32 Конституции РФ;  право на проведение публичных мероприятий, ст.31 Конституции РФ;  право на свободу и личную неприкосновенность, ст.22 Конституции РФ.  право на неприкосновенность жилища, ст.25 Конституции РФ;  право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, ст. 27 Конституции РФ;  право свободно выезжать за пределы  РФ и свободно возвращаться на ее территорию, ч.2 ст. 27 Конституции РФ;  право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, ст.53 Конституции РФ.

      Основные права граждан в сфере государственного управления

      • право граждан на участие в управлении, ст.32 Конституции РФ;
      • право на проведение публичных мероприятий, ст.31 Конституции РФ;
      • право на свободу и личную неприкосновенность, ст.22 Конституции РФ.
      • право на неприкосновенность жилища, ст.25 Конституции РФ;
      • право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, ст. 27 Конституции РФ;
      • право свободно выезжать за пределы РФ и свободно возвращаться на ее территорию, ч.2 ст. 27 Конституции РФ;
      • право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, ст.53 Конституции РФ.
      Виды обязанностей гражданина в сфере государственного управления Обязанности граждан по административному праву Соблюдение административно-правовых норм  Выполнение законных требований органов гос., власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

      Виды обязанностей гражданина в сфере государственного управления

      Обязанности

      граждан

      по административному

      праву

      Соблюдение

      административно-правовых

      норм

      Выполнение

      законных требований

      органов гос., власти и

      местного самоуправления,

      их должностных лиц.

      . Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, ч. 2 ст. 15 КРФ: • конкретизируется во всем административном законодательстве, • нарушение влечет административно-правовые и уголовно-правовые последствия, Обязанность платить налоги, ст. 57 КРФ 2. Обязанность по охране окружающей среды, ст. 58 КРФ 3. Обязанность военной или альтернативной службы, ст. 59 КРФ 4. Обязанность получить основное общее образование, ч. 4 ст. 43 КРФ
      • . Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, ч. 2 ст. 15 КРФ:
      • • конкретизируется во всем административном законодательстве,
      • • нарушение влечет административно-правовые и уголовно-правовые последствия, Обязанность платить налоги, ст. 57 КРФ
      • 2. Обязанность по охране окружающей среды, ст. 58 КРФ
      • 3. Обязанность военной или альтернативной службы, ст. 59 КРФ
      • 4. Обязанность получить основное общее образование, ч. 4 ст. 43 КРФ
      Правовое регулирование представительства в АП   Отсутствует единое правовое регулирование представительства в АП. Нормы – в разных НПА. Законное представительство - ст. 25.3 КоАП РФ – законные представители физического лица. Договорное представительство – ордер адвоката  Представительство в АП является реализацией следующих правовых принципов: -юридической безопасности; -защиты доверия граждан по отношению к государству; -справедливости при рассмотрении дела в рамках административного процесса;

      Правовое регулирование представительства в АП

      • Отсутствует единое правовое регулирование представительства в АП. Нормы – в разных НПА.
      • Законное представительство - ст. 25.3 КоАП РФ – законные представители физического лица. Договорное представительство – ордер адвоката
      •  Представительство в АП является реализацией следующих правовых принципов:
      • -юридической безопасности;
      • -защиты доверия граждан по отношению к государству;
      • -справедливости при рассмотрении дела в рамках административного процесса;
      Представительство в АП допускается, если прямо не исключается действующим законодательством.  Ряд административных прав и обязанностей могут быть реализованы только лично: -военная обязанность -осуществление публичной службы.  Представитель действует исключительно в интересах представляемого, следовательно, запрещено представительство в случае конфликта интересов: - между представителем и представляемым ; - между разными интересами представляемых лиц одним и тем же представителем.
      • Представительство в АП допускается, если прямо не исключается действующим законодательством.
      •  Ряд административных прав и обязанностей могут быть реализованы только лично:
      • -военная обязанность
      • -осуществление публичной службы.
      •  Представитель действует исключительно в интересах представляемого, следовательно, запрещено представительство в случае конфликта интересов:
      • - между представителем и представляемым ;
      • - между разными интересами представляемых лиц одним и тем же представителем.
      граждане могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей  Представители: - недееспособных граждан (законные представители - родители, усыновители, опекуны и т.д.) - граждан, ограниченных в дееспособности (представители или законные представители - родители, усыновители, опекуны и т.д.) Ст.55 КАС РФ. Представителями могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование . Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия, других представителей - в доверенности, возможно устно личное заявление в суде.
      • граждане могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей

      Представители:

      - недееспособных граждан (законные представители - родители, усыновители, опекуны и т.д.)

      - граждан, ограниченных в дееспособности (представители или законные представители - родители, усыновители, опекуны и т.д.)

      Ст.55 КАС РФ. Представителями могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование .

      Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия, других представителей - в доверенности, возможно устно личное заявление в суде.

      Виды гарантий : экономические, политические, организационные, юридические (организационно-правовые).  юридические гарантии (организационно-правовые): - закрепление в правовых нормах (некоторые авторы – в законах); - ответственность органов и должностных лиц за неправомерные действия в отношении граждан; - право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
      • Виды гарантий : экономические, политические, организационные, юридические (организационно-правовые).
      • юридические гарантии (организационно-правовые):
      • - закрепление в правовых нормах (некоторые авторы – в законах);
      • - ответственность органов и должностных лиц за неправомерные действия в отношении граждан;
      • - право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
      прокурорский надзор; - судебный контроль; - контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти; - уполномоченные по правам человека; - комиссии при Президенте РФ. Если использованы все внутренние средства для защиты прав гражданина, то вступают в действие международные гарантии – Европейский Суд по правам человека.
      • прокурорский надзор;
      • - судебный контроль;
      • - контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти;
      • - уполномоченные по правам человека;
      • - комиссии при Президенте РФ.
      • Если использованы все внутренние средства для защиты прав гражданина, то вступают в действие международные гарантии – Европейский Суд по правам человека.