МЕТОДЫ ОПРОСА :
АНКЕТИРОВАНИЕ
ИНТЕРВЬЮ
БЕСЕДА
Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Широкое использование данного метода объясняется :
- универсальностью,
- сравнительной легкостью применения и обработки данных.
- короткий срок получения информации о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.
Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных.
Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д.
Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).
Опрос может быть:
- групповым и индивидуальным;
- устным и письменным
Беседа– это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Например, свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления.
Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.
Благоприятный для беседы климат создают :
- ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
- проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);
- положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
- искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах .
Например, беседа психолога УВД с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызывать психотерапевтический эффект.
Что обычно достойно сочувствия и сострадания? Это горе и мучения, все беды пришедшие неожиданно, смерть близких родственников, болезни и травмы, потеря имущества, незаслуженные обвинение и наказание.
Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место (механизм эмпатии); демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие установления контакта с собеседником.
Беседа должна быть хорошо организована , поскольку это обеспечивает эффективность ее результатов, т.е.:
– поставлены конкретные задачи;
– составлен предварительный план;
– выбрано подходящее время и место с учетом их влияния на результаты;
– выбраны способы фиксации получаемой в беседе информации;
– создана атмосфера взаимного доверия.
Беседа предполагает взаимные вопросы.
Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло.
Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».
Интервью обычно применяется:
1. на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы;
2. при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе;
3. как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
«+» метода:
- возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
- возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости психолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
- Опытный психолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора информации.
«-» метода: сложный, трудоемкий процесс, требующий наивысшего профессионализма; невозможно опросить большое количество респондентов (в день не рекомендуется проводить более 5-6 интервью одному интервьюеру, так как наступает “эффект избирательного слушания”, что снижает качество получаемой информации.
ВОПРОСЫ:
ПО ФУНКЦИЯМ:
ПО ФОРМЕ:
- Прямые (относятся непосредственно к личности респондента), например, «Чем Вы занимаетесь в свободное время?»
- Косвенные, например, «Многие люди проводят свободное время на природе, как Вы к этому относитесь?»
- Прожективные (вопросы на предположение ситуации), например, «Предположим, Вам выдались неожиданные выходные, как Вы их проведете?»
- Основные (вопросы для решения главной задачи исследования), например, «Вы удовлетворены работой?»
- Контрольные (проверочные вопросы по отношению к основным), например, «Хотели бы Вы сменить работу?»
- Вопросы-фильтры (для отделения респондентов, которые могут или нет ответить на основные вопросы)
- Вопросы-ловушки (на искренность опрашиваемых)
- Формализованное (детальная разработка вопросов и вариантов ответов)
- Свободное (свободная беседа по проблеме)
- Фокусированное (сбор мнений по поводу конкретной проблемы)
ПО СТРУКТУРЕ:
ПО СОДЕРЖАНИЮ:
- Открытые (нет вариантов ответов)
- Закрытые (даны возможные ответы)
О фактах, событиях, знаниях, мотивах, оценке события, мнение по поводу..
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Упражнение «Интервью»
Представьте, что Вы – кадровый специалист в крупной компании.
Составьте структуру проведения интервью с человеком, пришедшим на собеседование по объявлению о вакансии:
А) как вы будете устанавливать контакт с кандидатом, который устраивается в вашу организацию на вакантную должность;
Б) что вы будете рассказывать о своей организации, специфике вакансии, причинах ее появления;
В) какие будете ставить вопросы, ситуационные задачи;
Г) подумайте, какие вопросы могут быть вам заданы, и как вы будете на них отвечать;
Д) как вы будете оговаривать с кандидатом, поступающим на вакантную должность, дальнейшее взаимодействие.
Составьте формулировки, если:
Кандидат не подходит на данную вакантную должность;
Предстоит ему пройти второй отборочный тур;
Затрудняетесь с выбором кандидата;
Кандидат подходит на данную вакантную должность.
Стрессовое интервью (стресс-интервью)
Стресс-интервью - это метод проведения собеседования, позволяющий проверить стрессоустойчивость соискателя.
По правилам, соискателя должны в обязательном порядке уведомить о начале проведения стресс-интервью . На практике же чаще всего, кадровый специалист "забывает" об этом, в угоду «чистоте эксперимента».
На настоящий момент, метод стрессового интервью, становится все более популярным. Работодателей можно понять, кандидат имеющий хорошую стрессоустойчивость, выгодный сотрудник.
Бывает и так, что прочитав резюме соискателя, кадровый специалист решает проверить достоверность указанной информации. Часто способом проверки выступает именно стрессовое интервью , в состоянии стресса, человек быстрее совершит ошибку , особенно если он до этого лгал.
Необходимо помнить, что опытный кадровый специалист , знакомый с принципами психологии, может вывести из уравновешенного состояния любого!
Стрессовое интервью (стресс-интервью)
Испытание временем
Наиболее распространенный метод. Состоит он в том, что кандидата заставляют ждать .
Например:
Кандидату назначается встреча к 14:00. В назначенное время ему сообщается, что специалист освободится через несколько минут. Ожидание затягивается на 1 час, причем кандидату могут показать, что его собеседник свободен, но по какой то причине не обращает на нашего героя внимания. Кто не вскипит при таком раскладе? Самое интересное состоит в том, что реально за реакциями соискателя следит не указанный ему сотрудник, а совершенно другой , который и выносит окончательный вердикт. В данном случае кандидату можно посоветовать проявить инициативу , предложив, например, перенести собеседование по причине занятости нужного сотрудника. Терпеливое ожидание, в некоторых случаях может быть расценено как безвольность, отсутствие инициативы.
Еще один метод, связанный со временем - заставить кандидата опоздать к назначенному времени и при этом высказать свое недовольство.
Например:
Соискатель подходит за 10-15 минут к проходной, где его спрашивают о цели прихода. Связавшись с кадровым отделом и получив оттуда «инструкции», вахта заставляет кандидата получить пропуск, затягивая процесс его оформления. В итоге он «опаздывает» на несколько минут, что вызывает «оправданное недовольство» его собеседника. Далее следует оценка реакции соискателя на эту ситуацию. Попав в подобную ситуацию, самым правильным, с точки зрения стрессоустойчивости, будет принести извинения , признать свою «ошибку».
Стрессовое интервью (стресс-интервью)
Неудобные вопросы
Еще один распространенный способ проведения стресс-интервью , задавать соискателю «неудобные» вопросы.
Например:
Соискателя спрашивают о причинах ухода с предыдущей работы. Внимательно выслушав ответ, специалист заявляет, что кандидат лжет, что была установлена связь с одним из его бывших коллег, который поведал совсем другую историю. Обычно это не более чем блеф. Нередки случаи, когда соискатель после подобного заявления начинает оправдываться, что может вызвать подозрения в его честности, даже если они беспочвенны. В данном примере самым правильным будет поинтересоваться, а что это за сотрудник, который наговаривает, обычно этого бывает достаточно, чтобы пройти испытание .
Перекресный опрос
Заключается в том, что с соискателем одновременно беседуют сразу два (реже больше) сотрудника организации, которые стараются своими вопросами перебить ответ на предыдущий запрос. В данном случае ответам отводится второстепенная позиция, основной интерес для них представляет реакция кандидата.
В данном случае кандидату необходимо стараться как можно быстрее дать ответ, услышать следующий вопрос, дать ответ на него и т.д. Ни в коем случае не теряя спокойствия.
Существует еще много способов , к тому же постоянно обновляемых. Главное помнить, что сохранять спокойствие, быть хладнокровным - самая лучшая тактика поведения.
Стоит помнить, что если к соискателю применяется метод стресс-интервью, то он уже интересен работодателю .
Есть также, мнение, что если к кандидату применяют подобное неуважение, то стоит хорошенько подумать о необходимости работать в такой организации.
Проведение беседы и интервью – это большое искусство, которым должны владеть психологи. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).
Это интересно!
Классическое социальное обследование с использованием интервьюирования было осуществлено в XIXв. английским предпринимателем Чарльзом Бутом, который изучил условия жизни в Лондоне. Его работа «Жизнь и труд населения Лондона» занимает 17 томов. Три года Бут жил среди бедноты и провел тысячи личных интервью. В частности, его отчет о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью.
Анкетирование –
это проведение опроса в письменной форме.
Для этого используется набор структурно организованных вопросов - анкета.
Преимущество данного метода:
- возможность проведения исследования большой группы людей одновременно;
- сравнительная легкость статистической обработки данных .
Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования.
По форме вопросы анкеты делятся на:
- открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме)
- закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов);
- прямые (формулируются в личной форме) и
- косвенные (формулируются в безличной форме).
УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ
Основные части анкеты
1. Вводная часть 2. Основная часть 3. Паспортичка 4. Завершающая часть, благодарность за работу
УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ
Вводная часть
Главная задача - пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит: 1. Обращение (уважаемый читатель, житель, гражданин и т.д.) 2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос. 3. Цель и задачи исследования, значимость решения поставленных задач. 4. Значимость роли респондента для решения этих задач. 5. Гарантию анонимности . 6. Указание о технике заполнения анкеты. 7. Выражение благодарности , высказываемое авансом опрашиваемому.
УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ
Основная часть
Первыми обычно идут контактные вопросы , основная цель которых - заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. После контактных вопросов ставятся основные . Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов . Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты . На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная задача которых - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.
УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ
Паспортичка
В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента : пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др. Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Например, Ваш возраст: Ваше образование: до 12 лет Неполное среднее 13 – 24 года Полное среднее 24 - 35 лет Среднее специальное 35 – 50 лет Незаконченное высшее свыше 50 лет Высшее Ваш профессиональный статус Ваш пол: Рабочий М Служащий Ж Специалист Учащийся, студент Пенсионер Временно не работающий Домохозяйка Другое (укажите)_____________
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вам дан образец анкеты, необходимо:
- Ознакомиться с содержанием анкеты.
- Определить ее составляющие:
- Найти и определить как составлена вводная часть анкеты?
- В основной части анкеты найти и выписать вопросы:
- контактные (№ вопроса __________________)
- основные (№ вопроса __________________)
- для снятия психологического напряжения (№ вопроса _____)
- Паспортичка анкеты - это вопросы № _____
ПРИМЕР АНКЕТЫ
АНКЕТА Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить анкету для социологического исследования на тему «Отношения студентов к формированию здорового образа жизни». Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Все Ваши ответы будут использованы только в данном исследовании, конфиденциальность гарантируется.
1.Вы выросли: а) в большом городе б) в небольшом городе в) в сельской местности
2.Ваш пол: а) мужской; б) женский 3.Ваш возраст: _____ полных лет
4.Как Вы считаете, имеете ли Вы вредные привычки? а) да б) нет
5.Как вы проводите свое свободное время? а) сижу, дома смотрю телевизор или играю в компьютерные игры б) иду гулять с друзьями в) занимаюсь спортом; г) у меня нет свободного времени.
6.Вы соблюдаете правильный режим питания? а) да в) как получается б) нет
ПРИМЕР АНКЕТЫ
7.Занимались ли вы когда-нибудь каким-либо видом спорта, посещали спортивную секцию (Если да, то каким?) а) да________________________________ б) нет
8.Когда вы в последний раз занимались спортом? а) вчера в) месяц назад б) неделю назад г) не помню
9.Если бы вы могли начать свою жизнь сначала, хотели бы заниматься каким-нибудь видом спорта? а) да, конечно в) зачем мне это нужно? б) скорее всего, нет г) затрудняюсь ответить
10.Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в других сферах человеческой деятельности (учеба, работа и т.д.) а) да в) затрудняюсь ответить б) нет
12.Можете ли вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и т.д. а) могу, регулярно посещаю б) могу, но не вижу в этом смысла в) не могу, т.к. нет времени г) не могу, т.к. не хватает денег
ПРИМЕР АНКЕТЫ
13.Часто ли вы задумываетесь о правильности своего образа жизни? а) часто в) вообще об этом не думаю б) очень редко
14.Ваше личное отношение к здоровому образу жизни а) это здорово; б) можно обойтись и без него; в) иногда следует соблюдать; г) не могу ответить;
15.Какое количество денег вы тратите на приобретение витаминов, полезных продуктов питания (фрукты, овощи и т.д.) а) много (почти все) б) достаточно много в) мало г) почти не трачу
16.Для поднятия жизненного тонуса необходимо (выбрать все возможные варианты): а) соблюдение режима дня б) занятие спортом в) постоянные прогулки на природе г) употребление алкоголя д) использование легкого наркотика е) одухотворенная литература ж) Ваш вариант___________________________________________
17.Как Вы считаете, абсолютно здоровая нация это: а) иллюзия б) реальность.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!
Самостоятельная работа
Работа в парах.
Соблюдая Правила составления анкет, разработайте анкету
(10-15 вопросов, тема - свободная)