УМК «Физика. 7 класс» А. В. Перышкина и др.
9. Броуновское движение. 10. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Цели урока:
- образовательная: дать объяснение процесса диффузии, раскрыть особенности этого явления.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, аккуратность при выполнении заданий и интерес к изучаемому предмету; развитие коммуникативных способностей учащихся, при работе в группах
- развивающие : развивать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов; развитие воображения, логического мышления и зрительной памяти; развитие монологической речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке
Задачи урока :
- сформировать понятие о диффузии в жидкостях, твердых телах и газах;
- в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике;
- развивать умения выделять общие признаки явлений.
- Тип урока : комбинированный
- ТСО : компьютер, экран, проектор
- Оборудование на каждую парту :
- пробирка с ватой, смоченной нашатырным спиртом (можно спиртом) и закрытые пробкой;
- лист бумаги;
- сосуды с холодной и горячей водой;
- пробирка с кристаллами перманганата калия, закрытая пробкой;
- пипетка;
- медный купорос.
Повторение
- Объясните увеличение объема тела при нагревании с помощью гипотезы о строении вещества.
Все тела состоят из мельчайших частиц, между которыми существуют промежутки. При нагревании тел их размеры увеличиваются в связи с тем, что частицы удаляются друг от друга
Повторение
2. Почему все тела нам кажутся сплошными?
Частицы вещества очень малы и не видны невооруженным глазом
Повторение
3. Что такое молекула?
Молекула- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства
Повторение
4. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
Молекулы одного и того же вещества одинаковы и не зависят от состояния вещества
лед
Водяной пар
вода
- Молекулы всех тел находятся в непрерывном движении.
- Одним из доказательств этого стало явление, которое открыл английский ученый Роберт Броун в 1827 году.
Ро́берт Бро́ун (1773—1858)
Ро́берт Броун - британский
ботаник конца XVIII — первой половины XIX века, морфолог и систематик растений
Броуновские частицы движутся под влиянием беспорядочных ударов молекул.
Броуновское движение
является хаотичным.
Броуновское движение – одно из доказательств того, что тела состоят из отдельных частиц - молекул и молекулы находятся в непрерывном движении.
Задание № 1
1. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом. Что вы почувствовали?
2. Как можно объяснить распространение запаха спирта с точки зрения молекулярного строения вещества?
Задание № 2
1. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из сосуда и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки.
2. Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление с точки зрения молекулярного строения вещества
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДИФФУЗИЯ ( лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание)
- это взаимное проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого вещества в результате их хаотического движения и столкновений друг с другом.
Вывод
Сделайте вывод, где происходит диффузия быстрее: в газах или в жидкостях? Почему?
Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях.
Газы
ГАЗЫ
ГАЗЫ
Частицы газа далеко удалены друг от друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки легко перемещаются частицы другого вещества. Поэтому диффузия в газах протекает быстро .
ЖИДКОСТИ
ЖИДКОСТИ
ЖИДКОСТИ
Частицы в жидкости «упакованы» так, что расстояние между соседними частицами меньше их размеров. Сами частицы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объему сосуда. Перемешивание жидкостей происходит медленно.
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
В твердых телах расстояния между частицами совсем маленькие. Они такие же, как размеры самих частиц. Проникновение через такие малые промежутки частиц другого вещества крайне затруднено и поэтому происходит очень медленно .
Классическим примером диффузии жидкости в твердых телах является коррозия металлов
Объяснение явления
Явление диффузии можно объяснить лишь в том случае, если считать, что:
Все вещества состоят из частиц
1
2
Между частицами имеются промежутки
Частицы вещества находятся в
постоянном движении
3
Применение диффузии
- Диффузия используется при выплавке стали. Для придания стальным деталям прочности их помещают в специальные печи, где, находясь в разогретом состоянии, они насыщаются углеродом. Атомы углерода проникают в поверхностный слой металла и повышают его прочность
- С ее помощью изготавливают полупроводниковые приборы
«Вредная» диффузия
Порою диффузия бывает вредным и даже опасным явлением. Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет ни цвета ни запаха, поэтому трудно сразу заметить его утечку. А при утечке за счёт диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определённом соотношении газа с воздухом в закрытом помещении образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажжённой спички. Газ может вызвать и отравление людей
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ
- Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?
- В чем состоит явление диффузии?
- Знаете ли вы какой-либо пример диффузии кроме тех, что были приведены на уроке?
- Что общего между рисунком с игроками на футбольном поле и явлением диффузии?
Домашнее задание
§ 9, 10-читать, выучить определение диффузии
В тетради должны быть:
1) Конспект параграфов
2) Ответить на вопросы письменно
Проверим на следующий урок онлайн!