СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в сфере реализации ФГОС".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в сфере реализации ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в сфере реализации ФГОС".»

ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Подготовила Голобородько Ольга Вячеславовна  учитель начальных классов  МКОУ Губаревская СОШ

Подготовила Голобородько Ольга Вячеславовна учитель начальных классов МКОУ Губаревская СОШ

"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

А. С. Макаренко

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

 Духо́вно-нра́вственное воспита́ние  — один из  аспектов  воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.  В  системе образования   духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направ-ленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.  Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на  критериях  добра и зла, лжи и истины.

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние  — один из  аспектов  воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В  системе образования   духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направ-ленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на  критериях  добра и зла, лжи и истины.

4.  Понятие «духовность » не имеет единого толкования. Различные мыслители определяли его по-разному.    Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют   следующие высшие духовные ценности:  1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка,  честь , достоинство);  2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);  3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);  4. общечеловеческие ( биосфера  как среда обитания человека,  экологическая культура , мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

4.

Понятие «духовность » не имеет единого толкования. Различные мыслители определяли его по-разному. Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют  следующие высшие духовные ценности: 1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка,  честь , достоинство); 2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); 3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); 4. общечеловеческие ( биосфера  как среда обитания человека,  экологическая культура , мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

 Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей Родины, о её молодёжи. Отсутствие духовного развития, как сейчас очевидно, привело к нравственному опустошению, обнищанию душ людских. Редко произносятся слова : добро- как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние- отречение от зла.  « А ведь только …Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста »… Евангелие от Луки .
  • Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей Родины, о её молодёжи.
  • Отсутствие духовного развития, как сейчас очевидно, привело к нравственному опустошению, обнищанию душ людских. Редко произносятся слова : добро- как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние- отречение от зла.
  • « А ведь только …Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста »… Евангелие от Луки .
Актуальность проблемы  духовно-нравственного воспитания Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

  • Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Цель: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Задачи:  Воспитание духовности и чувства сопричастности к истории своей Родины;  Воспитание потребности в здоровом образе жизни;  Формирование культуры семейных отношений;  Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;  Воспитание уважения к правам каждой личности;  Воспитание чувства патриотизма, чести, достоинства и справедливости.  Развитие экологической культуры учащихся в окружающей среде;  Воспитание положительного отношения к труду;

Цель:

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Задачи:

  • Воспитание духовности и чувства сопричастности к истории своей Родины;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Формирование культуры семейных отношений;
  • Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;
  • Воспитание уважения к правам каждой личности;
  • Воспитание чувства патриотизма, чести, достоинства и справедливости.
  • Развитие экологической культуры учащихся в окружающей среде;
  • Воспитание положительного отношения к труду;

Пути решения проблемы духовного и нравственного воспитания заключаются: 1. В создании духовной атмосферы в школе , которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной. 2. В комплексном и постепенном решении проблемы , включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. 3. В форме и методах воспитательной работы , которые должны быть пронизаны духовностью и нравственностью. 4. В формировании высоко духовной гражданской позиции учеников , развития их творческих способностей, содействия их самоопределению.

Пути решения проблемы духовного и нравственного воспитания заключаются:

  • 1. В создании духовной атмосферы в школе , которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной.
  • 2. В комплексном и постепенном решении проблемы , включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
  • 3. В форме и методах воспитательной работы , которые должны быть пронизаны духовностью и нравственностью.
  • 4. В формировании высоко духовной гражданской позиции учеников , развития их творческих способностей, содействия их самоопределению.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Оптимальные примеры, формы и методы работы по духовно – нравственному воспитанию:

1. В ходе учебного процесса

Духовно-нравственное воспитание заложено в каждом уроке.

Уроки русского языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений.

Огромную роль в воспитании нравственных качеств играют произведения устного народного творчества , во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.

. Изучая окружающий мир , младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края.

На уроках физкультуры учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни.

На уроках математики дети знакомятся с развитием отечественной науки.

На уроках изобразительного искусства и музыки развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.

2. Во внеурочное время  К лассные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. 3.В работе с родителями,  которые не всегда ответственно относятся к воспитанию своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: родительские собрания , проведение праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. 4. Работать над собой .  Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

2. Во внеурочное время

К лассные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

3.В работе с родителями,

которые не всегда ответственно относятся к воспитанию своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: родительские собрания , проведение праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.

4. Работать над собой .

Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

Урочная деятельность

Урочная деятельность

Уроки литературного чтения  (на что похожа буква, иллюстрации к сказкам, доклад о жизни писателя, сделать своими руками книжку-малышку и т.д.)

Уроки литературного чтения (на что похожа буква, иллюстрации к сказкам, доклад о жизни писателя, сделать своими руками книжку-малышку и т.д.)

Уроки русского языка

Уроки русского языка

Уроки окружающего мира

Уроки окружающего мира

Уроки математики

Уроки математики

Уроки музыки, технологии, ИЗО

Уроки музыки, технологии, ИЗО

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотическое воспитание  Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год.  Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.

Патриотическое воспитание

Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год.

Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.

«Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания».  К. Д. Ушинский

«Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания».

К. Д. Ушинский

Источники информации   Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007. Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006. Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарт второго поколения. Просвещение, 2009. Интернет-ресурсы.

Источники информации

  • Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.
  • Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с.
  • Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.
  • Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарт второго поколения. Просвещение, 2009.
  • Интернет-ресурсы.