ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Подготовила Голобородько Ольга Вячеславовна учитель начальных классов МКОУ Губаревская СОШ
"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
А. С. Макаренко
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В системе образования духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направ-ленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
4.
Понятие «духовность » не имеет единого толкования. Различные мыслители определяли его по-разному. Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности: 1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь , достоинство); 2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); 3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); 4. общечеловеческие ( биосфера как среда обитания человека, экологическая культура , мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
- Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей Родины, о её молодёжи.
- Отсутствие духовного развития, как сейчас очевидно, привело к нравственному опустошению, обнищанию душ людских. Редко произносятся слова : добро- как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние- отречение от зла.
- « А ведь только …Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста »… Евангелие от Луки .
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
- Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Цель:
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
Задачи:
- Воспитание духовности и чувства сопричастности к истории своей Родины;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Формирование культуры семейных отношений;
- Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;
- Воспитание уважения к правам каждой личности;
- Воспитание чувства патриотизма, чести, достоинства и справедливости.
- Развитие экологической культуры учащихся в окружающей среде;
- Воспитание положительного отношения к труду;
Пути решения проблемы духовного и нравственного воспитания заключаются:
- 1. В создании духовной атмосферы в школе , которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной.
- 2. В комплексном и постепенном решении проблемы , включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
- 3. В форме и методах воспитательной работы , которые должны быть пронизаны духовностью и нравственностью.
- 4. В формировании высоко духовной гражданской позиции учеников , развития их творческих способностей, содействия их самоопределению.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Оптимальные примеры, формы и методы работы по духовно – нравственному воспитанию:
1. В ходе учебного процесса
Духовно-нравственное воспитание заложено в каждом уроке.
Уроки русского языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений.
Огромную роль в воспитании нравственных качеств играют произведения устного народного творчества , во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.
. Изучая окружающий мир , младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края.
На уроках физкультуры учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни.
На уроках математики дети знакомятся с развитием отечественной науки.
На уроках изобразительного искусства и музыки развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.
2. Во внеурочное время
К лассные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
3.В работе с родителями,
которые не всегда ответственно относятся к воспитанию своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: родительские собрания , проведение праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.
4. Работать над собой .
Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
Урочная деятельность
Уроки литературного чтения (на что похожа буква, иллюстрации к сказкам, доклад о жизни писателя, сделать своими руками книжку-малышку и т.д.)
Уроки русского языка
Уроки окружающего мира
Уроки математики
Уроки музыки, технологии, ИЗО
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Патриотическое воспитание
Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год.
Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.
«Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания».
К. Д. Ушинский
Источники информации
- Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.
- Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с.
- Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.
- Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарт второго поколения. Просвещение, 2009.
- Интернет-ресурсы.