Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка
Выполнила:
студентка 2 курса группы А
школьного отделения
Куликова Екатерина
Свобода – важнейший элемент среды, определяющий характер развития человека.
Потребность в свободе специалисты называют одной из исходных человеческих потребностей. Свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свою целостность, творческий потенциал.
Обстоятельства, которые создают для ребенка (или взрослого) ощущения бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм относит все, что вызывает страх . Это может быть «авторитарное» наказание. Это такой вид наказания, который «не имеет строго фиксированной формы» и не связан с тем или иным проступком. А произвольно определяется по усмотрению «власть имущего». В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.
Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания . Когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, он внутренне «замерзает». Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.
Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностного развития, являются: характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы, частью которой является ребенок.
Известная американская исследовательница психоаналитической ориентации Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Оно исходит из того, что определяющим в структуре личности человека доминирует чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспомощности. Главное понятие К.Хорни – «основная тревога», которая понимается как «… чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире
Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды:
- Прямого и непрямого доминирования;
- Безразличия;
- Нестабильности поведения;
- Недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка;
- Недостатка реального руководства;
- Слишком большого восхищения или полного его отсутствия;
- Недостатка теплоты;
- Понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах;
- Слишком большой или слишком малой ответственности;
- Сверхпротекции;
- Изоляции от других детей;
- Несправедливости;
- Дискриминации и т.д.
Чтобы преодолеть то состояние, ребенок может прибегать к разным стратегиям:
может быть очень послушным, чтобы вернуть потерянную любовь и расположение
становиться враждебным и хотеть расплатиться с теми, кто к нему плохо относился
может подкупить других или пользоваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь
может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя, чтобы компенсировать чувство неполноценности
«застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие
Чтобы обрести признание, уважение, любовь, ребенок может:
Искать власти над другими;
Прибегать к соревновательности (при том сама победа оказывается для него важнее, чем достижение как таковое);
Обращение агрессии внутрь и самоуничтожение.
Бесспорными остаются следующие факты:
Нарушения в развитии связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка
Нарушение эмоциональных контактов с родителями
Самое главное – содание таких человеческх взаимоотношений, которые конкретный человек мог бы испольовать для своего собственного личностнго развития.
(К.Роджерс)
Базовая тенденция организма, согласно К.Роджерсу. – тенденция к актуализации, становлению и самоусилению. Тенденции к самоактуализации и саморазвитию заданы наследственно. Но тенденция движения вперед может быть осуществлена только при определенных условиях, а именно когда выборы поведения «ясно воспринимаются и адекватно символизируются», т.е. переживаются сознательно.
Особенно выделяются им две потребности: в позитивном отношении и самоотношении, которые возникают в результате научения
Вторая формируется при положительном отношении окружения
Первая из них возникает вследствие любви и заботы о ребенке
К.Роджерс разработал метод психотерапии. Который назвал клиент-центрированной терапией . Он полагает, что тот подход применим ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с людьми, имеющими проблемы. Основу метода составляет создание помогающих отношений , которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию.
Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации трех важнейших условий:
- правдивость отношений с человеком;
- безусловное принятие человека;
- эмпатическое понимание.
Модели поведения значимых взрослых, по свидетельству исследователей, становятся основой не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительского поведения. Есть большая вероятность, что ребенок приобретет стиль реагирования на трудности, аналогичный родительскому. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит от других людей, а также и от отношений с родителями.
Дисциплинарные требования , характер наказаний и поощрений не менее важны для «хорошего» или «плохого» поведения. Пагубно положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль, у него оказываются неразвиты внутренние механизмы контроля своего поведения, отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей.
В литературе отмечается, что причинами нарушений поведения и даже эмоциональных расстройств может быть:
- разлука с родителями;
- жизнь вдали от семьи;
- потеря одного и родителей;
- ссоры и конфликты в семье;
- неврозы и патологические особенности личности родителей.
Ассоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушений поведения у детей. Родительские ссоры, драки или враждебность, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения поведения, особенно у мальчиков. Агрессивное поведение родителей становится моделью для ребенка. Здесь могут иметь место и другие механизмы.
Скудность, монотонность окружающей среды, её ограниченность , по данным специалистов. Может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интелектуальное развитие и вызывать нарушения поведения.