Презентация Тема: «Формирование буквенного гнозиса» Методические рекомендации и практический материал Учитель-логопед высшей категории: Шишова Л.Г.
Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.
Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.
Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:
- восприятие общей формы буквы;
- изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
- сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.
Задачи начального периода обучения
- Научить осознанному анализу графических изображений.
- Научить вычленению составляющих элементов.
- Научить соотнесению их друг с другом.
- Научить синтезу графического образа.
- Научить определять на глаз размер и расстояние.
- Научить сравнивать предметы по величине, высоте, расположению в пространстве
Игры и упражнения для формирования буквенного гнозиса
Задания, развивающие предметный гнозис
- Соотнесение формы фигур и реальных предметов ( круг – арбуз, дыня – овал, полукруг – месяц).
- Уточнение представлений о форме, величине, цвете.
- Называние контурных изображений предметов.
- Называние перечёркнутых контурных изображений.
- Называние контурных изображений, наложенных друг на друга.
- Рисование контура предмета по точкам.
- Нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения.
- Нахождение различий в изображении.
- Узнавание предмета по контурному изображению и деталям.
- Развитие зрительной памяти ( «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и найди».)
Развитие пространственных представлений
МНОГОКРАТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОРИЕНТАЦИИ «ПРАВОЕ- ЛЕВОЕ»: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СХЕМЫ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА, СХЕМЫ ТЕЛА, СТОЯЩЕГО НАПРОТИВ, ВЫБРАННОГО ПРЕДМЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО СОСЕДНИХ. (СНАЧАЛА ОТРАБАТЫВАТЬ РЕЧЕВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРАВОЙ РУКИ, ПОТОМ ЛЕВОЙ; ПРЕДМЕТОВ СБОКУ ОТ РУКИ С ДВИЖЕНИЯМИ ГЛАЗ В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СТОРОНУ). ЗАДАНИЯ: ЗАКРАСЬ ПРАВУЮ РУКУ НА КАРТИНКЕ . ЗАШТРИХУЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЕВОЙ СТУПНИ. ДОРИСУЙ НЕДОСТАЮЩУЮ ПОЛОВИНКУ. ЗАКРАСЬ У ЩЕНКА ПРАВОЕ УХО ЖЁЛТЫМ ЦВЕТОМ, ЛЕВЫЙ ГЛАЗ – СИНИМ, ЛЕВУЮ ПЕРЕДНЮЮ ЛАПУ – СЕРЫМ, А ПРАВУЮ ЗАДНЮЮ НОГУ – ЧЁРНЫМ. РАСКРАСЬ РЫБОК, ПЛЫВУЩИХ НАЛЕВО, КРАСНЫМ, НАПРАВО – ЗЕЛЁНЫМ. КТО КУДА ИДЁТ? КТО КУДА СПРЯТАЛСЯ? (ОТРАБАТЫВАЕМ ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОГАХ). ГДЕ КОТИК? КТО ЗА КЕМ СТОИТ? ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ? НАЧЕРТИ СТРЕЛОЧКАМИ ПО ИНСТРУКЦИИ ПЛАН МЕСТНОСТИ. СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК ФИГУРУ (ПО ОБРАЗЦУ, ПО ПАМЯТИ). КОНСТРУИРОВАНИЕ МАКЕТОВ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ. ЛАБИРИНТЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ НАПРАВЛЕНИЙ И РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ. ВАРИАЦИИ ВОПРОСОВ ( ПОКАЖИ РУЧКОЙ КАРАНДАШ. ПОКАЖИ КАРАНДАШ РУЧКОЙ. РУЧКОЙ КАРАНДАШ ПОКАЖИ. КАРАНДАШ РУЧКОЙ ПОКАЖИ.), РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ. РАБОТА С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДЛОГАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИХ СХЕМАТИЧНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ. АНТОНИМИЯ, МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ ВАРИАНТОВ.
Виды глазодвигательных упражнений
- Движение глаз по 4-м основным линиям, потом по диагоналям.
- Совмещение движений глаз с дыханием ( на фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, удерживая их в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Выполнять с легко прикушенным языком).
- Совмещение движений глаз с дыханием и движениями рук (Руки на коленях, попеременно ударять правой рукой по правому колену, левой – по левому. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноимённую сторону, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжаты) .
- Однонаправленные движения языка и глаз (Язык вправо, глаза вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза; то же в другую сторону).
- Реципрокные движения («Лезгинка», «Мельница», «Перекрёстное марширование) .
Развитие буквенного гнозиса.
- ОБВЕСТИ КОНТУРЫ БУКВ. - ОПРЕДЕЛИТЬ БУКВЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НЕПРАВИЛЬНО. - НАЙТИ БУКВУ В БУКВЕННОМ РЯДУ. - НАЗВАТЬ (НАПИСАТЬ) ПЕРЕЧЁРКНУТЫЕ БУКВЫ, НАЛОЖЕННЫЕ ДРУГ НА ДРУГА. - ДОБАВИТЬ НЕДОСТАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ. - СООТНЕСТИ БУКВЫ РУКОПИСНОГО И ПЕЧАТНОГО ОБРАЗЦА. - СКЛАДЫВАНИЕ ПЕЧАТНЫХ БУКВ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. - ВЫЛЕПИТЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА, ДОЛЕПИТЬ НЕДОСТАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ. - ПРОПИСЫВАНИЕ ИЗУЧЕННОЙ БУКВЫ ПАЛЬЦЕМ НА СТОЛЕ, ПО КОНТУРУ ИЗ НАЖДАЧНОЙ БУМАГИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, В ВОЗДУХЕ: НОСОМ, УХОМ, НОГОЙ, ПЛЕЧОМ. - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ БУКВ НАОЩУПЬ- УЗНАВАНИЕ БУКВЫ, ПРОПИСАННОЙ НА ЛАДОНИ, СПИНЕ, ЩЕКЕ. - РЕКОНСТРУКЦИЯ: ИЗ НЕСКОЛЬКИХ БУКВ СОСТАВИТЬ ОДНУ, ВЗЯВ НЕОБХОДИМЫЕ ДЕТАЛИ. - НАХОЖДЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ БУКВАХ. - НАХОЖДЕНИЕ СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ БУКВУ : (Н)ОГА – (П)ОГОДА, (Н)ОС – (П)АР - ОСОЗНАНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЗВУКОВ С АКЦЕНТОМ НА АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ: Б- БУБНИТ, В – ВОЕТ, Ж- ЖУЖЖИТ, М- МЫЧИТ. - ОСОЗНАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ: Ж- ЖУК, О – БУБЛИК. ДИКТАНТЫ НАЗВАНИЙ, БЛИЗКИХ МЛАДШЕКЛАССИКАМ . - ЧТЕНИЕ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ. - ПРИ ЧТЕНИИ ПО СЛОГАМ ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ. - ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАМКУ С ВЫРЕЗОМ ПРИ ЧАСТОЙ ПОТЕРЕ СТРОКИ. - МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ 2-3-Х СТРОК С УБЫСТРЕНИЕМ И ОТСТУКИВАНИЕМ КАРАНДАШОМ В ВЕДУЩЕЙ РУКЕ.
Развитие оптико-пространственных дифференцировок
- ПОДЧЕРКНИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ, НАПИСАННЫЕ ДО ЧЕРТЫ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУКИ. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ ПЕРЕПУТАВШИХСЯ БУКВ. ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ ВСЕ КРАСНЫЕ И ЧЁРНЫЕ ЦИФРЫ (БУКВЫ). ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ ПО ВОЗРАСТАЮЩЕМУ ПОРЯДКУ ОТДЕЛЬНО КРАСНЫЕ И ЧЁРНЫЕ ЦИФРЫ. НАЗВАТЬ ПООЧЕРЁДНО ВСЕ КРАСНЫЕ ЧЁТНЫЕ И НЕЧЁТНЫЕ ЦИФРЫ. НАЗВАТЬ ВСЕ КРАСНЫЕ ЦИФРЫ В ПРЯМОМ ПОРЯДКЕ, А ЧЁРНЫЕ В ОБРАТНОМ.
«Учим буквы в стихах»
Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.
Буква А
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
Буква М
Длинные палочки крепко дружили,
Их две короткие соединили.
Мы эту букву всегда узнаём,
«Мама» - писать с этой буквы начнём.
Буквы в картинках
Игра «Сложи букву»
- Выложить букву из спичек, счётных палочек, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.
- «Нарисовать» букву горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка.
- Слепить букву из пластилина, солёного теста.
- Сделать букву из проволоки.
- Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».
Упражнение «Тело-буква»
Ребёнок изображает букву с помощью своего тела.
Игра «Нарисуй букву»
В небольшой поднос с бортиками насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.
Игра «Буквенный след»
Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.
Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.
Игра «Зашумлённые буквы»
Игра «Найди букву»
Игра «Разрезные буквы»
Ребёнку предлагается собрать буквы, предъявляя части разными способами:
- части одной буквы; - части одной буквы + одну часть от другой буквы; - части 2-3 букв одновременно.
Игра «Половинки»
Необходимо дорисовать недостающие половинки.
Игра «Коврики»
Ребёнку предлагается посмотреть и назвать, какие буквы он видит.
Игра «Пуговки»
Какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговицы?
Игра «Найди такую же»
Необходимо найти в ряду букв такую же, как слева, и подчеркнуть.
Игра «Продолжи ряд»
Игра «Полубуковка»
Нужно дорисовать недостающие элементы так, чтобы получилась буква.
Игра «Узор из букв»
Цель: профилактика
пространственных ошибок
в написании букв, развитие
пространственного и
образного мышления.
Игра «Какая буква выглянула в окошко?»
Ребёнка просят узнать букву «в окошке»
(по её фрагменту).
Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".
Игра «Буквы-сестрички»
Найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.
Игра «От какой буквы деталь?»
Игра «Буквопрятки"
Необходимо найти в узоре две спрятавшиеся буквы.
Игра «Исправь буквы»
Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы… Какие это были буквы? Назови их и исправь.
Игра «Превращение буквы»
Нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.
Игра «Какая буква написана правильно?»
Игра «Правильно - неправильно»
Игра «Найди и закрась буквы»
Найди и закрась гласные красным цветом.
Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.
Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.
Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.
Найди и закрась только буквы.
Найди и закрась буквы, которые есть
в словах кот, дым .
Игра «Разгляди буквы»
Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.
Игра «Неправильная буква»
Исправь одну букву и прочти слово.
Игра «Бусы»
Необходимо проследить глазами по ниточке и собрать слова из бусинок.
Игра «Фотограф»
Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате.
Игра «Волшебные точки»
Соедини точки по порядку. Какие буквы получились?
Игра «Пляшущие буковки»
Подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.
Игра «Верни букву на место»
Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.
Игра «Пирамидки»
Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.
Игра «Распутай слово»
Игра «Путаница»
Игра «Прочитай слова»
Буквы в слове уменьшаются
Игра «Прочитай слова»
Буквы в слове увеличиваются
Игра «Найди слова»
Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.
Игра «Отражения»
Найди неправильные отражения и составь из них слово.
Игра «Найди животных»
Найди буквы среди цифр и прочитай слова.
Игра «Большие и маленькие»
Необходимо составить из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.
Игра «Большие и маленькие»
Игра «Назови буквы»
Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь из них слово.
Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь из них слово.
Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово.
Соедини получившиеся слова с картинками.
Игра «Напиши и прочитай»
Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О,
в конце—К.
Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С,
после неё — М.
Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О,
перед О — Б.
В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.
Игра «Безгласные» кроссворды
Необходимо вставить в пропущенные клетки гласные.
У каждого кроссворда — свой гласный.
Игра «Безгласные» кроссворды
Игра «Крестики»
Напиши в центре букву О, справа — М, слева — Д, сверху — С, снизу — М. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.
Напиши слева букву Ч, справа Ж, сверху букву Л, снизу — С, а в центре букву И. Прочти слова по горизонтали и по вертикали.
Игра « Распутай слоги»
Ребёнку предлагается вписать слоги в клетки и прочитать слова, которые получились.
Игра «Кодовый замок»
В каждой цифре замка закодирован слог.
Какие слова получатся, если выбрать разные коды?
Ключ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
КО КА ДА ЛИ РО СО ЗА СА ВА РА
Коды:
Методическое обеспечение
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.:ТЦ Сфера, 2007год
2 Коррекция нарушений письменной речи: учебно- методической пособие/ Под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПб,2004год
3. Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а, сходные по написанию. -М., 2005 год.
4. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи, 2006.
5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод-е пособие для учителя-логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Учусь не путать звуки .Альбом 1 и 2.- М., «ГНОМ и Д», 2006 год
7. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 1997.
8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Спб.: Изд-во «Союз», 2004.
9. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтенияи письма: пособие для логопедов, учителей, психологов. М.: АРКТИ, 2005.
Спасибо за внимание!