СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Формирование элементарных представлений о различных профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе внеурочной деятельности "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Формирование элементарных представлений о различных профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе внеурочной деятельности "»

« ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  Обучающейся 4 курса очной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование направленности (профиля) Образование детей с интеллектуальными нарушениями Некрестовой Инны Николаевны   Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Гусева Ирина Николаевна

« ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Обучающейся 4 курса

очной формы обучения

направления подготовки

44.03.03 Специальное

(дефектологическое) образование

направленности (профиля)

Образование детей с интеллектуальными

нарушениями

Некрестовой Инны Николаевны

 

Научный руководитель: кандидат

педагогических наук, доцент

Гусева Ирина Николаевна

Цель исследования заключается в изучении особенностей формирования представлений о различных профессиях обучающихся с умственной отсталостью 6-ых классов в процессе внеурочной деятельности.

Цель исследования

заключается в изучении особенностей формирования представлений о различных профессиях обучающихся с умственной отсталостью 6-ых классов в процессе внеурочной деятельности.

    Объект исследования  – процесс организации внеурочной деятельности по ознакомлению обучающихся с умственной отсталостью с различными профессиями.   Предмет исследования – содержание и организация работы по  формированию представлений о различных профессиях в процессе внеурочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью.

Объект исследования – процесс организации внеурочной деятельности по ознакомлению обучающихся с умственной отсталостью с различными профессиями.

Предмет исследования – содержание и организация работы по формированию представлений о различных профессиях в процессе внеурочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью.

Задачи    рассмотреть внеурочную деятельность как часть учебно-воспитательного процесса коррекционной школы; выделить основные направления профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью в специальных коррекционных школах; разработать методику и содержание констатирующего исследования для диагностирования уровня сформированности знаний о профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проанализировать результаты, полученные в ходе исследования; разработать программу внеурочной деятельности «Твоя будущая профессия» для обучающихся 6 класса, которая включает конспекты внеурочных тематических мероприятий, сценарии конкурсов, экскурсий, посвящённых различным профессиям, дидактические задания по теме «Профессия».

Задачи

  • рассмотреть внеурочную деятельность как часть учебно-воспитательного процесса коррекционной школы;
  • выделить основные направления профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью в специальных коррекционных школах;
  • разработать методику и содержание констатирующего исследования для диагностирования уровня сформированности знаний о профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проанализировать результаты, полученные в ходе исследования;
  • разработать программу внеурочной деятельности «Твоя будущая профессия» для обучающихся 6 класса, которая включает конспекты внеурочных тематических мероприятий, сценарии конкурсов, экскурсий, посвящённых различным профессиям, дидактические задания по теме «Профессия».
Методы исследования  анализ литературы по проблеме исследования; анализ опыта педагогов в области коррекционной педагогики; констатирующий эксперимент; анализ экспериментальных данных; наблюдение за обучающимися во время проведённых мероприятий; анализ и синтез полученной информации по проблеме исследования.

Методы исследования

  • анализ литературы по проблеме исследования;
  • анализ опыта педагогов в области коррекционной педагогики;
  • констатирующий эксперимент;
  • анализ экспериментальных данных;
  • наблюдение за обучающимися во время проведённых мероприятий;
  • анализ и синтез полученной информации по проблеме исследования.
Практическая значимость  материалы работы могут быть использованы учителями и воспитателями коррекционных школ, студентами дефектологических факультетов.

Практическая значимость

материалы работы могут быть использованы учителями и воспитателями коррекционных школ, студентами дефектологических факультетов.

Апробация результатов исследования:  Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Жизнь без границ: зарубежный и отечественный опыт социальной и образовательной инклюзии» (Курск, КГУ, 14 мая 2018 г.) Основные положения исследования отражены в публикациях: Некрестова И.Н., Гусева И.Н. Представление о различных профессиях у обучающихся с умственной отсталостью (статья) // I Международная научно-практической конференции «Совершенствование теории и практики в области образования» (г. Москва), 31 мая 2018 года. - НОО Профессиональная наука, 2018 – С.37-45.

Апробация результатов исследования:

Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Жизнь без границ: зарубежный и отечественный опыт социальной и образовательной инклюзии» (Курск, КГУ, 14 мая 2018 г.)

Основные положения исследования отражены в публикациях:

Некрестова И.Н., Гусева И.Н. Представление о различных профессиях у обучающихся с умственной отсталостью (статья) // I Международная научно-практической конференции «Совершенствование теории и практики в области образования» (г. Москва), 31 мая 2018 года. - НОО Профессиональная наука, 2018 – С.37-45.

С целью исследования уровня сформированности представлений о различных профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями было организовано констатирующее исследование на базе Областного казённого общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», в нем приняли участие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями 6 класса в возрасте 12 – 13 лет в количестве 20 человек.

С целью исследования уровня сформированности представлений о различных профессиях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями было организовано констатирующее исследование на базе Областного казённого общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», в нем приняли участие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями 6 класса в возрасте 12 – 13 лет в количестве 20 человек.

Были подобраны следующие диагностические методики: 1.Методика диагностики знаний детей о профессиях «Что такое профессия?» (автор Е.И. Медвецкая). Цель: выявление знаний детей о профессиях. Ход исследования: исследование проводилось индивидуально в виде беседы. Экспериментатор спрашивал ребёнка с интеллектуальными нарушениями, какие профессии он знает. По каждой названной профессии экспериментатор уточнял, какие орудия труда использует человек данной профессии. Далее экспериментатор просил описать процесс работы по данной профессии.

Были подобраны следующие диагностические методики:

1.Методика диагностики знаний детей о профессиях «Что такое профессия?» (автор Е.И. Медвецкая).

Цель: выявление знаний детей о профессиях.

Ход исследования: исследование проводилось индивидуально в виде беседы. Экспериментатор спрашивал ребёнка с интеллектуальными нарушениями, какие профессии он знает. По каждой названной профессии экспериментатор уточнял, какие орудия труда использует человек данной профессии. Далее экспериментатор просил описать процесс работы по данной профессии.

2. Анкета «Знаешь ли ты профессии?» 1. Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами? А) художник; Б) оформитель; В) маляр – 1 балл. 2. Чем занимается хлебороб? А) печёт хлеб; Б) выращивает хлеб – 1 балл; В) сеет зерно. 3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания? А) строитель; Б) чертёжник; В) архитектор – 1 балл. 4. Представитель какой профессии лечит животных? А) врач; Б) животновод; В) ветеринар – 1 балл.

2. Анкета «Знаешь ли ты профессии?»

1. Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

А) художник;

Б) оформитель;

В) маляр – 1 балл.

2. Чем занимается хлебороб?

А) печёт хлеб;

Б) выращивает хлеб – 1 балл;

В) сеет зерно.

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

А) строитель;

Б) чертёжник;

В) архитектор – 1 балл.

4. Представитель какой профессии лечит животных?

А) врач;

Б) животновод;

В) ветеринар – 1 балл.

3. Методика неоконченных предложений. Цель: диагностика особенностей отношения к трудовой деятельности, интереса к той или иной профессии, наличия потребности участвовать в трудовой деятельности. Ход исследования: Методика проводится индивидуально. Ребёнку с интеллектуальными нарушениями предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить. Экспериментатор даёт следующую инструкцию: «Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии». Я считаю, что люди должны трудиться, потому что… Труд должен приносить людям… Я хотел(а) бы выбрать профессию…, потому что…

3. Методика неоконченных предложений.

Цель: диагностика особенностей отношения к трудовой деятельности, интереса к той или иной профессии, наличия потребности участвовать в трудовой деятельности.

Ход исследования: Методика проводится индивидуально. Ребёнку с интеллектуальными нарушениями предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить. Экспериментатор даёт следующую инструкцию: «Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии».

Я считаю, что люди должны трудиться, потому что…

Труд должен приносить людям…

Я хотел(а) бы выбрать профессию…, потому что…

Средние показатели по трём методикам Как видно из данных рисунка 2.4, среди учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями преобладают дети (50 %), у которых на среднем уровне сформированы представления о разных профессиях. Рисунок 2.4 Распределение детей с интеллектуальными нарушениями по уровням сформированности представлений о различных профессиях

Средние показатели по трём методикам

Как видно из данных рисунка 2.4, среди учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями преобладают дети (50 %), у которых на среднем уровне сформированы представления о разных профессиях.

Рисунок 2.4 Распределение детей с интеллектуальными нарушениями по уровням сформированности представлений о различных профессиях

Программа внеурочной деятельности «Твоя будущая профессия» для обучающихся 6 класса.

Программа внеурочной деятельности «Твоя будущая профессия» для обучающихся 6 класса.

Цель: формирование профориентационной компетентности подростков путём включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для него; формировать социально – адаптированную личность, обладающую основами правовой, этической и коммуникативной культуры.

Цель: формирование профориентационной компетентности подростков путём включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для него; формировать социально – адаптированную личность, обладающую основами правовой, этической и коммуникативной культуры.

Задачи: активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу; осознание целей выбора будущей профессии; развитие навыков конструктивного взаимодействия; формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учётом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы.

Задачи: активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу; осознание целей выбора будущей профессии; развитие навыков конструктивного взаимодействия; формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учётом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы.

Календарно – тематический план проведения внеурочной деятельности  на учебный год № п/п Тема 1 Трудом славен человек Общее количество часов 2 3 Теоретические занятия 1 Мои личные профессиональные планы 1 Учёба твой главный труд 4 1 Практические занятия 1 1 Примерные сроки проведения Введение в мир профессий. «Профессии моей семьи» 5 Интересы и склонности в выборе профессии сентябрь 1 1 6 7 1 Профессии в школе 1 сентябрь Путешествие по стане «Технологии» сентябрь 8 1 1 Правила выбора профессии сентябрь 1 9 октябрь Калейдоскоп профессий 10 1 Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? 11 1 1 1 октябрь Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? 1 октябрь 1 12 Конкурс весёлых мастеров «Труд – основа всему» 1 октябрь 1 ноябрь 1 1 ноябрь 1 ноябрь 1 ноябрь

Календарно – тематический план проведения внеурочной деятельности на учебный год

п/п

Тема

1

Трудом славен человек

Общее количество часов

2

3

Теоретические занятия

1

Мои личные профессиональные планы

1

Учёба твой главный труд

4

1

Практические занятия

1

1

Примерные сроки проведения

Введение в мир профессий. «Профессии моей семьи»

5

Интересы и склонности в выборе профессии

сентябрь

1

1

6

7

1

Профессии в школе

1

сентябрь

Путешествие по стане «Технологии»

сентябрь

8

1

1

Правила выбора профессии

сентябрь

1

9

октябрь

Калейдоскоп профессий

10

1

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители?

11

1

1

1

октябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать?

1

октябрь

1

12

Конкурс весёлых мастеров «Труд – основа всему»

1

октябрь

1

ноябрь

1

1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

Планы-конспекты внеурочных мероприятий: «Путешествие по стране Технологии»

Планы-конспекты внеурочных мероприятий:

«Путешествие по стране Технологии»

«Калейдоскоп профессий»

«Калейдоскоп профессий»

     «Знакомство с профессией «Повар»»

«Знакомство с профессией «Повар»»

Конкурс весёлых мастеров «Труд – основа всему»

Конкурс весёлых мастеров «Труд – основа всему»

Виртуальная экскурсия на швейную фабрику

Виртуальная экскурсия на швейную фабрику

Экскурсия в столярную мастерскую  (в кабинет № 17)

Экскурсия в столярную мастерскую

(в кабинет № 17)

Дидактические задания по теме «Профессия» В каждом задании даётся инструкция для ребёнка. Инструкция для ребёнка: ребёнку нужно правильно назвать людей, которые работают на различных видах транспорта. Например, на кране – крановщик.  На тракторе – … На комбайне – …

Дидактические задания по теме «Профессия»

В каждом задании даётся инструкция для ребёнка.

Инструкция для ребёнка: ребёнку нужно правильно назвать людей, которые работают на различных видах транспорта. Например, на кране – крановщик.

На тракторе – … На комбайне – …

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!