СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Формирование логического и критического мышления обучающихся в процессе изучения истории и обществознания "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовил учитель истории и обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»г.Белогорска Республики Крым Хомякова Г.Н.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Формирование логического и критического мышления обучающихся в процессе изучения истории и обществознания "»

Формированияе логического и критического мышления обучающихся в процессе изучения истории и обществознания Подготовил учитель истории и обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»г.Белогорска Республики Крым Хомякова Г.Н.

Формированияе логического и критического мышления обучающихся в процессе изучения истории и обществознания

Подготовил учитель истории и обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»г.Белогорска Республики Крым Хомякова Г.Н.

Педагогическая идея это воздух, в котором  расправляет крылья педагогическое творчество  В.Сухомлинский
  • Педагогическая идея это воздух, в котором

расправляет крылья педагогическое творчество

В.Сухомлинский

Мышление-это сложная форма психического отражения, которая устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира  О.Первушина
  • Мышление-это сложная форма психического отражения, которая устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира

О.Первушина

Функция мышления-расширение границ познания путем выхода за пределы человеческого восприятия
  • Функция мышления-расширение границ познания путем выхода за пределы человеческого восприятия
Изучение мышления Началось относительно недавно Недоступность для внешнего наблюдения(«Чужая душа-потемки») 3 Долгое время признавался один способ изучения мышления-самонаблюдение

Изучение мышления

  • Началось относительно недавно
  • Недоступность для внешнего наблюдения(«Чужая душа-потемки»)

3 Долгое время признавался один способ изучения мышления-самонаблюдение

Современные методы изучения мышления Наблюдение Эксперимент Тестирование Методы изучения Самонаблюдение Регистрация умственных операций Создание компьютерных программ

Современные методы изучения мышления

Наблюдение

Эксперимент

Тестирование

Методы

изучения

Самонаблюдение

Регистрация

умственных

операций

Создание

компьютерных

программ

Основные этапы развития мышления Умственные навыки не даются от рождения Первый год жизни до 5 лет Юношеский возраст(20-24 года) Пик продуктивности(30-40- лет)

Основные этапы развития мышления

  • Умственные навыки не даются от рождения
  • Первый год жизни до 5 лет
  • Юношеский возраст(20-24 года)
  • Пик продуктивности(30-40- лет)
 Мышление-функция мозга и, если им не пользоваться, оно теряет свою силу

Мышление-функция мозга и, если им не пользоваться, оно теряет свою силу

Виды мышления ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Словесно-логическое Наглядно- образное Наглядно- действенное Критическое мышление

Виды мышления

ВИДЫ

МЫШЛЕНИЯ

Словесно-логическое

Наглядно-

образное

Наглядно-

действенное

Критическое мышление

Наглядно-действенное-ребенок от 1 до 3 лет(до овладения активной речью)
  • Наглядно-действенное-ребенок от 1 до 3 лет(до овладения активной речью)
 Наглядно-образное- дети от 4-до 6лет(выводы о свойствах объекта делаются на основании собственных органов чувств)

Наглядно-образное- дети от 4-до 6лет(выводы о свойствах объекта делаются на основании собственных органов чувств)

Словесно-логическое-мышление осуществляется с помощью логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ(характерно для взрослого человека)
  • Словесно-логическое-мышление осуществляется с помощью логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ(характерно для взрослого человека)
Сравнение Синтез Формы мышления Анализ Обобщение Абстракция

Сравнение

Синтез

Формы

мышления

Анализ

Обобщение

Абстракция

Критическое мышление-  это мышление высшего порядка, которое опирается на информацию, осознанное восприятие собственной интеллектуальной деятельности и деятельности других
  • Критическое мышление-

это мышление высшего порядка, которое опирается на информацию, осознанное восприятие собственной интеллектуальной деятельности и деятельности других

Параметры критического мышления 1.Личностное отношение к объекту 2.Аргументированность выводов 3.Логичность изложения 4.Способность изменить позицию на основе контраргументов

Параметры критического мышления

  • 1.Личностное отношение к объекту
  • 2.Аргументированность выводов
  • 3.Логичность изложения
  • 4.Способность изменить позицию на основе контраргументов
 Педагогическая  технология критического  мышления базируется на исходной личной информации, поскольку восприятие любой информации зависит от предыдущего опыта ребенка

Педагогическая

технология критического

мышления базируется на исходной личной информации, поскольку восприятие любой информации зависит от предыдущего опыта ребенка

Основные приемы технологии Мозговой штурм Постановка учащимися вопросов Расширенная лекция Основные приемы  Дискуссия Чтение с пометками

Основные приемы технологии

Мозговой

штурм

Постановка

учащимися

вопросов

Расширенная

лекция

Основные

приемы

Дискуссия

Чтение с

пометками

Умственные действия, которые формируются во время использования технологии: Знания Понимание Использование знаний и умений Анализ Синтез Оценивание,умения делать выводы

Умственные действия, которые формируются во время использования технологии:

  • Знания
  • Понимание
  • Использование знаний и умений
  • Анализ
  • Синтез
  • Оценивание,умения делать выводы
Некоторые методы формирования  критического мышления: Составление синканов-позволяет из объемной информации отобрать главное и воссоздать его в сжатой форме.  Используется на этапе подведения итогов

Некоторые методы формирования критического мышления:

  • Составление синканов-позволяет из объемной информации отобрать главное и воссоздать его в сжатой форме.

Используется на этапе подведения итогов

Постановка учащимися вопросов-учитель предлагает ученикам после знакомства с текстом, картой, таблицей выделить главную мысль, оценить, поставить вопросы
  • Постановка учащимися вопросов-учитель предлагает ученикам после знакомства с текстом, картой, таблицей выделить главную мысль, оценить, поставить вопросы
 Дискуссия -обмен мнениями. Организация дискуссии тесно связана с групповой работой.Продуктивность дискуссии зависит от основательного усвоения учащимися необходимой информации.

Дискуссия -обмен мнениями. Организация дискуссии тесно связана с групповой работой.Продуктивность дискуссии зависит от основательного усвоения учащимися необходимой информации.

Чтение текста с пометками  Этот прием дает возможность по-новому работать с текстом: Повторить все известное Выделить новое Определить вопросы для углубления и расширения знаний

Чтение текста с пометками

Этот прием дает возможность по-новому работать с текстом:

  • Повторить все известное
  • Выделить новое
  • Определить вопросы для углубления и расширения знаний
Лучше работать с таблицей Знакомая информация(я это уже знал) + Новая информация(Это для меня новое) _ Противоречивая информация(Я думал иначе) ! Недостаточная информация(Хочу знать больше) ?

Лучше работать с таблицей

Знакомая информация(я это уже знал)

+

Новая информация(Это для меня новое)

_

Противоречивая информация(Я думал иначе)

!

Недостаточная информация(Хочу знать больше)

?

Чтобы вырастить мыслителя Не давить на ребенка Спешно не менять виды деятельности Дать время на подготовку , а не толкать на экспромт Дать возможность осмыслить и подвести итоги

Чтобы вырастить мыслителя

  • Не давить на ребенка
  • Спешно не менять виды деятельности
  • Дать время на подготовку , а не толкать на экспромт
  • Дать возможность осмыслить и подвести итоги
Дать возможность работать над сложными заданиями Не заставлять их действовать как лидеры или проводить презентации Поддерживать
  • Дать возможность работать над сложными заданиями
  • Не заставлять их действовать как лидеры или проводить презентации
  • Поддерживать
Требования к учителю Сопоставление абстрактной  информации  реалиями жизни Последовательное мышление Опора на факты

Требования к учителю

Сопоставление

абстрактной

информации

реалиями жизни

Последовательное

мышление

Опора на факты

Источники 1. Гольдстейн М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания. М.: Знание,2003 2. Бутенко А.В. , Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002 3. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.М.: Просвещение, 1968

Источники

  • 1. Гольдстейн М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания. М.: Знание,2003
  • 2. Бутенко А.В. , Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002
  • 3. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.М.: Просвещение, 1968


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!