Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Формирование мотивов учения
Подготовила:
cтудентка Ш-21 группы
Максимчук Инна
Ейск, 2019 г.
- Почему ты учишься?
- Зачем ходишь в школу?
Для школьников 1 – 2 классов наиболее характерны ответы типа:
- «Папа и мама велят»,
- «Я учусь в школе, чтобы иметь пятёрки. За пятёрки меня хвалят»,
- «Все дети ходят в школу»,
- «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают»,
- «Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофёром»,
- «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю»,
- «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.
У школьников 3 – 4классов характер ответов несколько меняется:
«Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа»,
«Мне нравится наш класс и наша школа»,
«Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает.
Мы с ней ходим на
экскурсии в театр».
(3 класс)
«Я учусь в школе, чтобы стать грамотным»,
«Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах»,
«Мне очень нравится история»,
«Я член классного совета»,
«Когда я вырасту, буду учительницей, как Анна Семёновна»,
«Я учусь, чтобы стать моряком»,
«Если у меня будут лишь «5», папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле» и т.д. (4 класс)
Алгоритм изучения мотивов
1) Определение и уточнение целей обучения ;
2) Выявление возрастных возможностей мотивации . Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определённого класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.
3) Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходим.
4) Уточнение превалирующих мотивов . Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности школьника или микрогруппы класса, в которую он входит;
5) Изучение индивидуальных особенностей мотвации;
6) Анализ причин изменения мотивации;
7) Формирование должных мотивов;
8) Оценка достижений и планирование дальнейших действий.
Для изучения мотивации применяют общие методы исследования:
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа;
- экспертная оценка;
Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:
- обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
- утверждать гуманное отношение ко всем ученикам – способным, отстающим, безразличным;
- удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
- организовать интересное общение детей между собой;
- обогащать мышление чувствами;
- развивать любознательность;
- формировать активную самооценку своих возможностей;
- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
- использовать эффективную поддержку детских инициатив;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
3) поддерживать положительную обратную связь;
4) заботиться о разнообразии методов обучения;
5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустрмлённость4
6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
8) формировать чувство долга, ответственности;
9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Советы педагогам по изучению и развитию мотивации:
- Применяйте приём: «эффект любопытства»;
- Используйте приём: «эффект загадки» (викторины, загадки, кроссворды);
Мотивации способствует оптимальная напряжённость классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения . Под формами общения здесь понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях.
Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учёбы и поведения своих учеников. Для этого он использует наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определённой системе. Педагог хорошо знает приёмы возбуждения интереса школьников, умеет ими воспользоваться в зависимости от ситуации.