Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа №386 города Донецка»
Презентация на тему:
«Игры и упражнения по познавательно-математическому развитию младших дошкольников»
Подготовила
воспитатель
МБДОУ №386
Зашихина Л.А
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их жизни. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактические игры и упражнения направленные на развитие математических представлений – это игры, способствующие развитию умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минский в книге «От игры к знаниям», Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко предлагают развивать и закреплять математические представления в разных видах деятельности. В этой области занимались такие учёные, как М. Монтессори, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова. Они внесли много нового в разработку методов обучения детей.
По их мнению, дети
должны учиться
в процессе игры.
Сборник дидактических упражнений включает в себя разделы :
"Количество" Дети учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному; различать «много» и «один»; при сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и неравенство по количеству входящих в них элементов; воспринимать на слух (без счета) от одного до пяти звуков.
"Величина" Детей обучают сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, обозначая результаты сравнения словами: длиннее- короче- одинаковые (равные по длине), выше- ниже- одинаковые (равные по высоте), шире- уже- одинаковые (равные по ширине), толще- тоньше- одинаковые (равные по толщине), больше- меньше- одинаковые (равные по величине).
"Форма" Данный раздел включает в себя знакомство детей с квадратом и треугольником. Называние этих фигур соответствующими словами должно явиться результатом умения различать и выделять их. Поэтому воспитатель учит детей приемам обследования предметов осязательно-двигательным и зрительным путем.
"Ориентировка в пространстве" Закладывает умение различать направления от себя: впереди- сзади- направо- налево. Эта программная задача осуществляется в основном в бытовой деятельности, где умение находить левую, правую руку, сторону для ребенка жизненно необходимо.
"Ориентировка во времени» Этот раздел осуществляется в повседневной жизни и лишь уточняется на занятиях. В основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, день, вечер, ночь.
Дидактические упражнения по теме «Величина»
«Мы строители»
Дидактическая задача: закреплять способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Оборудование: кубики на всех детей.
Ход игры: дети строят два домика, один выше, другой ниже. Около высокого дома надо поставить высокий забор, около низкого забор пониже. Затем можно предложить построить два одинаковых по высоте дома, около домиков посадить два дерева (одно повыше, другое пониже) и т.д. к домикам надо провести дорожки: для машин широкую, для людей узкую дорожку.
«Букет для бабушки».
Дидактическая задача : учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения.
Оборудование: два ручейка (картонные полоски) разной ширины, цветы.
Ход игры : воспитатель предлагает детям собрать букет для бабушки. Но чтобы это сделать, надо перейти через ручейки. Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручей, а теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек. А теперь давайте перейдем через узкий ручей. Дети рассказывают, через какой ручей было легче перешагнуть, через узкий или широкий.
«Достань мяч из-под шкафа».
Дидактическая задача : учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, длиннее - короче).
Оборудование: мяч, 3 палки разной длины (короткая, подлиней, длинная).
Ход игры: закатился мячик под шкаф, как его достать? В игровой ситуации ребенок хочет достать мяч, закатившийся под шкаф, а палка, которая лежит рядом, короткая, не достает до мяча. Какую надо палочку? (подлиннее). Ребенок сам подбирает палочку подлиней. Затем палочки можно сравнить с помощью метода наложения или приложения.
«Провези машину в ворота»
Дидактическая задача : выявляет умения детей сравнивать предметы по высоте.
Оборудование: две машины: большая и маленькая, ворота: большие и маленькие.
Ход игры : педагог предлагает детям провести машину в ворота, обращая их внимание на высоту и ширину ворот, на размер машины.
«Три квадрата»
Дидактическая задача : научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Оборудование: Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата.
Ход игры: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.
Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.
Дидактические упражнения по теме «Количество»
«Один – много»
Дидактическая задача: учить находить разное количество предметов: один или много.
Оборудование: карточки с изображением предметов: один предмет и много предметов.
Ход игры: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
Задача детей найти по заданию воспитателя, где находится один предмет, где их много.
«Чего больше - чего меньше»
Дидактическая задача : учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».
Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше.
« Морковка для зайчика»
Дидактическая задача: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов.
Оборудование: муляжи морковок , зайчики.
Ход игры : воспитатель говорит:- Ребята, зайчик очень любят морковку , он собрал ее, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло зайчат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их морковкой. Надо взять столько морковок, чтобы хватило всем зайчатам. Скажите, сколько зайчат? (много). А теперь надо взять столько же морковок. Давайте угостим зайчат морковкой. Каждому зайчонку надо дать по одной морковке. Сколько вы принесли морковок? (много) Сколько у нас зайчат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; морковок столько, сколько зайчат, а столько зайчат, сколько морковок.
«В лес за грибами»
Дидактическая задача : формировать у детей представления о количестве предметов «один – много», «ни одного»
Оборудование: корзина, муляжи грибов.
Ход игры : воспитатель приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много). По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).
Дидактические упражнения по теме «Форма»
«Составь предмет»
Дидактическая задача: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование: На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.
Ход игры: Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки.
Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица»
«Подбери фигуру»
Дидактическая задача: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Оборудование: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Ход игры : Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
«Мастерская ковриков»
Дидактическая задача: расширять представление о геометрических фигурах, учить соотносить размер и форму фигур, закреплять знания о цвете. Оборудование: трафареты ковриков с вырезанными геометрическими фигурами.
Ход игры : воспитатель предлагает починить коврики. Детям нужно вложить в коврики «заплатки» нужного размера, формы и цвета геометрические фигуры.
«Фигуры»
Дидактическая задача: подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме и цвету.
Оборудование: вырезать из разноцветного картона различные геометрические фигуры.
Ход игры: Разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?»
Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.
Дидактические упражнения по теме «Ориентировка в пространстве»
«Что где находится»
Дидактическая задача: познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.
Оборудование: картинки сюжетные, картинки предметные из сюжета картинок.
Ход игры: Педагог предлагает назвать, где находится предмет на картинке по отношению к другим предметам, расположить предмет на картинке.
«Зеркало»
Дидактическая задача : закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку.
Ход игры : дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.
« Угадай, что загадали»
Дидактическая задача: сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, слева, справа.
Оборудование: игрушки
Ход игры: Вариант 1 . Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек, и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).
Вариант 2. Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.
«Кто спрятался?»
Дидактическая задача: сформировать пространственные направления с предлогами в, на, под, около.
Оборудование: игрушки, картинки.
Ход игры : мы берем игрушки или картинки и прячем их так, чтобы была видна только одна часть, например, лапка или хвостик или рога. Малышу нужно догадаться, кто спрятался (по этой видимой части). Место, где будем прятать, зависит от самых трудных для малыша предлогов. Например, если он путает В и НА, то будем прятать В окошке или НА крыше. Можно аналогичным образом прятать ЗА забором, ПОД игрушечным или настоящим деревом или ОКОЛО коробки (закрыв платком, чтобы была видна только часть игрушки или картинки).
Дидактические упражнения по теме «Ориентировка во времени»
«Когда это бывает»
Дидактическая задача : закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование: Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры: Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть
суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки
и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
« Что сейчас делаешь?»
Дидактическая задача : активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Воспитатель называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.